Логопедическое занятие на тему "Дифференциация Б - П"
план-конспект на тему

Высовень Лариса Анатольевна

Логопедическое занятие для обучающихся с ОВЗ   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_._differentsiatsiya_b-p.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация П-Б» с группой учащихся 2 класса,  имеющими нарушения чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.

Цель: вырабатывать у учащихся умение дифференцировать звуки  [б] – [п], имеющие артикуляционно-акустическое сходство.

  Задачи: закреплять знания о звуках Б-Б; П-П; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах; словосочетаниях, предложениях, текстах.

  -  корригировать звуковое и зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении Б-П в слогах, словах и предложениях;

 - формировать фонематическое восприятие и навыки звукобуквенного анализа;

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;  

- развивать внимание, операции мышления (Анализ, синтез, классификацию, память, воображение;

-  уточнять, обогащать и активизировать словарь;

- воспитывать звуковую культуру речи, умение общаться обучающихся  друг с другом.  

Оборудование: индивидуальные зеркала; игрушки-гномы,   мяч,   буквы Б-П; карточки со словами-капельками; карточки со словами для составления предложений и словами-паронимами; слайд, картинка «Белоснежка».

Ход урока

I. Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. И наша встреча принесет нам только положительные эмоции.

II. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

В начале занятия настроим свой речевой аппарат на работу - проведем  речевую разминку 

1.Дыхательная гимнастика

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим

- краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

- медленный выдох – воздух выходит узкой струей;

- выдох несколькими равными порциями (толчками).

СЛАЙД 1

Поможем ветру, который играет со своим друзьями, произношение этих звуков благотворно влияет на работу наших внутренних органов, поэтому не упустим возможность позаботиться о своём здоровье.

1..Ветер воздуха вдохнул.

 Разом облако надул.

С-с-с

2.Незабудки увидал,

«Чудо, чудо, он сказал.

 Ч-У-У-У-У-У.

3.Зеленеют камыши

пошуршу в них :

Ш-ш-ш-ш.

4. Раскачаю красный мак!

Ха-ха - ха – вот так, вот так.

Х-А-А-А-А-А

5.Пошепчу я на ухо

Жёлтому подсолнуху!

Ху-у-у-у

6.Вместе с солнцем и дождём в небе радугу зажжём!

«Хи-хи-хи, - смеётся дождь от меня ты не уйдёшь!»

Хи-и-и-и-и

2.Артикуляционная  гимнастика

Упражнение 1 (тренировка нижней челюсти)        

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.

На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя).

Показ кистью руки: 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Упражнение 2 (тренировка губных мышц)

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном, спокойном состоянии.

На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует — нужно больше тренировать их в движении вперед).

Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.

Кисть руки — все пальцы собраны в щепоть, на счет «два» — пальцы врозь.

              

Упражнение 3 (тренировка мышц языка)

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз. Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение 4 (тренировка мышц языка)

Исходное положение: см. упражнение 3.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить три-четыре раза. Кисть руки — пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу

- Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

III. Сообщение темы и цели занятия

- Послушайте стихотворение и найдите в нем ошибку:

В синем небе звезды плещут,

В синем море волны блещут.

- Какие звуки перепутал поэт?

- Сегодня на занятии  мы будем работать со звуками [п], [б]. Будем различать их в слогах, словах, предложениях.

IV. Сравнительная характеристика звуков.

- Сегодня у нас на занятии гости. Посмотрите, кто это? Гномы  Боря и Паша. Живут наши герои в Волшебной стране.    

С какого звука начинается имя Бори? Как располагаются органы речи, при прошении звука [Б]?   

Артикуляция звука [Б]: губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;  расстояние между зубами и положение языка зависит от следующего за звуком гласного; горло «работает», голосовые складки колеблются, в результате чего образуется голос. Символ звука: стук большого барабана: ББББ. Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок, колокольчик.

- Как зовут второго гнома? С какого звука начинается его имя?

Артикуляция звука [П]: губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; расстояние между зубами и положение языка зависит от следующего за звуком гласного; горло «молчит», голосовые  складки не напряжены, голос не образуется. Символ звука: кастрюля кипит кипит: ППП. Характеристика звука: звук согласный, твердый, глухой. Обозначение: синий кружок, колокольчик зачеркнут.

- Итак, при произнесении [п], [б] губы, зубы и язык располагаются одинаково, но при произнесении [п] – голос не образуется, а при [б] – образуется голос

. Назовите главное отличие этих звуков?

V. Соотнесение звуков с буквами. 

- Мы знаем, что все звуки на письме обозначаются буквами. Какая буква нравится Паше, а Боре -  какая?

Слайд 2

Найдите все буквы Б на картинке

Слайд 3

Найдите все буквы П на картинке

Пальчиковая гимнастика

Буква Б        

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Остальные мы дугой

Над кольцом объединим.

                                Буква п

Ладони вниз на время мы направим.

Большие пальцы от ладони отогнём,

Прямою перекладиной поставим.

Поставим ровно под прямым углом.

- Представьте, что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке печатную  букву Б и П. Нарисуйте эти буквы в воздухе, у себя на ладошке.

-        Помогите гномам сосчитать сколько здесь букв Б и П:

П  Б  б  п   П  б  П  Б   П    Б   Б   п      П   б  б  п    

 

VI. Дифференциация в слогах

- Злой волшебник забрал наших героев из их домиков. И что бы вернуться назад, им нужно преодолеть разные испытания. Давайте поможем Боре и Паше.

Слайд 4

         - Первое испытание – это река. Что бы через нее пройти гномам, придется  прыгать по   кочкам. А вы будете им в этом помогать.

- Я буду называть слоги, а вы должны их запомнить и повторить в такой же последовательности. Если вы допустите ошибку, то один из героев упадет в реку. И вам придется его спасать, еще  раз повторить данные слоги.

па-ба-па     бу-бу-пу      по-бо-по     па-ба-ба         пу-пу-бу           по-бо-бо
ба-па-па         пу-бу-бу         бо-бо-по    

           

Слайд 5

па

ба

по

бо

пу

бу

пы

бы

пэ

бэ

- Вы справились и с этим заданием, и наши герои успешно добрались до другого берега. На берегу, они увидели необычный дом, в нем живут слоги. Прочитайте слоги Придумайте слова с этими слогами.


       

 Около дома лежал мяч,  и Паша с Борей решили поиграть. Давайте мы тоже поиграем с мячом. Добавьте недостающий слог  ПА или БА:

 жа-   , ли-    , шу-   , ре-   , Лю-   , шля-   , лам-   , ла-   , гу-  , шай - ,   ры-.

VII. Дифференциация в словах

-  Паша и Боря очутились на поляне. Но вдруг налетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошёл дождь. Чтобы он скорее закончился, и наши герои смогли продолжать путешествие, вы должны отгадать, какая буква превратилась в капельку «П» или «Б». 

О*лако,  ло*ата,  за*ор,  *анан,  *усы,  *ушка,   шля*а.

 Слайд 6

     - Гномы оказались в сказочном лесу. В этом лесу  наши герои не видят предметов, а только их  контуры . Найдите контуры предметов в названиях которых есть звуки б, бь.

Слайд 7

Работа со словарным словом.

Посреди поляны растёт дерево. Как оно называется? Какой ствол у берёзы? Какая берёза белая. Запишите в тетрадь «Белая берёза» какая буква пишется в слове белая. Е запомните пишу е потому, что в слове «белая» пишется «е». Разбор слайда. На стволе берёзы чёрными полосами написана буква «Е».  Какую букву по счёту надо запомнить в этом слове. Закройте глаза, заставьте замигать вторую букву.

Слайд8

Кинезиологические упражнения

 VIII. Дифференциация в словосочетаниях

Слайд9

 А волшебник не успокаивается, новые задания для гномов придумывает. Подошли гномы к домику. А там такой беспорядок, чтобы навести поря док  нужно назвать цвет предмета. Подобрать схемы к словам.

Слайд10                Физминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

 Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем –

Крылья сложили назад

VIII. Дифференциация в предложениях.

        - На помощь Боре и Паше пришел Старичок-лесовичок. Он поможет гномам выбраться из леса, но для этого они должны  выполнить его задание -    составить предложения из рассыпавшихся слов. Первая команда составляет свое предложение,  вторая – свое.

НА      ВЫКАТИЛИ       БОЧКИ    ТРАВУ

НА          ПОЧКИ           ДЕРЕВЬЯХ     НАБУХАЮТ

        - Назовите в предложениях слова, которые отличаются друг от друга одной буквой. Сравните эти слова по смыслу и звучанию: ПОЧКИ-БОЧКИ. С заменой одной буквы меняется смысл слова.  В русском языке таких слов много, эти слова называются слова-паронимы:        БАШНЯ-ПАШНЯ; БАБОЧКА-ПАПОЧКА; БИТЬ-ПИТЬ

        - Вы молодцы и Старичок-лесовичок вывел гномов из леса. А там уже у домиков их встречает Белоснежка.  Помогите ей прочитать письмо, для этого вставьте пропущенные буквы.

«Здравствуй   _  елоснежка! Мы долго до _ ирались до своих домиков. Наш _ уть был долгим. Мы вы _ олнили много разных заданий. Нам  _ омогали       ре _ ята. Гномы   _ оря  и   _ аша.»

IХ.  Итог        - Давайте расскажем Белоснежке, какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они различаются? Какое задание было самым трудным? Что понравилось? А мне понравились вы и ваша работа на  занятии! Я уверена, что вы подружились с  этими звуками и буквами  и не будете их путать. Слайд11               

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю всем: до свиданья,

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...