Программа кружка «Сказочка-рассказочка» (1 класс)
рабочая программа на тему

Программа  кружка показывает пути и средства работы над правильной речью, помогает воспитаннику совершенствовать  ее выразительность. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка:

• интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое;

• у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе);

• умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

В структуру  занятий входят комплексы упражнений, направленных на развитие: артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка «Сказочка-рассказочка» (1 класс)

Мыльникова Н.В., учитель – логопед МАОУ Маслянская СОШ

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Сказочка-рассказочка» составлена на основе авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва, 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Нарушения связной речи у детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов, нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серий предложений, связанных между собой.

Занятия кружка «Сказочка-рассказочка» будут способствовать развитию связной речи, расширению словаря, коррекции грамматического строя речи, формированию навыков общения.

Артикуляционная гимнастика: гимнастика для щек, губ, языка, нижней челюсти является важным элементом развития речи.  По мере овладения упражнениями на занятиях  отрабатываются четкие артикуляционные уклады,  возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому, далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата. Целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп и четкой, ясной дикции. Большое внимание в программе уделяется интонации. Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

        Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений  для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев  рук. Воспитанники,  которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание, поэтому на занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики. Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, выразительный голос,  четкое и правильное произношение звуков - процесс трудоемкий, длительный, так как у детей еще не сформировался окончательно речевой и дыхательный аппарат.          

          Особое место в работе над дикцией занимает проверка навыков чтения сказок, скороговорок, пословиц, загадок.

Особый акцент в программе сделан на использование средств ИКТ, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. В качестве учебного материала выбраны народные и авторские сказки.   Сказка – близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Она открывает перед ребёнком окружающий мир. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Эта программа даёт детям   реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, откорректировать психологические проблемы и систему ценностей, овладеть основами коммуникативной культуры.

Программа  показывает пути и средства работы над правильной речью, помогает воспитаннику совершенствовать  ее выразительность. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка:

• интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое;

• у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе);

• умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

В структуру  занятий входят комплексы упражнений, направленных на развитие: артикуляционной моторики, общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия.

Цель программы: развитие связной речи детей посредством  народной и авторской сказки.

Задачи:  

 • освоить навыки выполнения артикуляционной, мимической, пальчиковой и           дыхательной гимнастики;

• развивать понимания устной речи;

• уточнять  и расширять словарный запас;  

• формировать практические навыки словообразования и словоизменения;

• формирование диалогической формы общения.

• воспитывать доброту, отзывчивость, любвь к природе, к своим близким, к своей   Родине.

При построении программы учитывались следующие принципы:

• принцип гуманистической направленности педагогического процесса  • (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия

системно – деятельностного  подхода;

• дифференцированного  подхода (возрастные  и индивидуальные особенности  каждого ребенка);

• принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;

• практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться  как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);

• комплексности (система занятий построена на межпредметных связях)

• принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях.   Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

Оборудование: книги-сказки, игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах, карандаши, деревянные палочки, веревочки, цветные нити, цветная бумага, мячи, пиктограммы   с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях,  проекционная аппаратура, компьютор.

Формы работы.

В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы:

  • занятия (речевые игры и упражнения,  речевые игры с движениями, занимательные задания, импровизации);

• беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы);

• викторины (тематические);

• инсценировка содержания сказок;

• рисование и раскрашивание иллюстраций.

Ожидаемые результаты.

Дети должны владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Познавательные: овладение приемами понимания прослушанного произведения, составление несложных монологических высказываний о героях, событиях произведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний; логические – построение рассуждений в форме связи простых суждений; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно, составлять план и выстраивать последовательность действий; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои  мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Личностные: осознают значимость чтения; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Методы отслеживания результативности:

• наблюдение за успешным решением задач осуществляется на протяжении всех занятий с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

• открытые занятия на основе пройденного материала;

• обсуждение с детьми результатов деятельности;

• беседы с родителями помогают составить более полную картину качественных изменений в личности ребёнка.

Программа кружка рассчитана на 37 занятий в год (одно занятие в неделю).

Календарно - тематическое планирование занятий кружка

 «Сказочка - рассказочка» - 37 часов

Тема занятия

Содержание занятия

Количество часов

  1. 1.

Вводное занятие.

В мире волшебных  сказок.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с основным содержанием работы на кружке.

1

  1. 2.

Русская народная сказка «Репка»

Логопедическая разминка. Громкое чтение сказки «Репка». Беседа по содержанию сказки. Иллюстрирование сказки.

1

  1. 3.

Просмотр мультфильма по сказке «Репка»    

Логопедическая разминка. Просмотр мультфильма по сказке «Репка».    

1

  1. 4.

К. Ушинский «Лиса и кролик»

Дыхательная гимнастика. Составление вопросов по содержанию сказки.

1

  1. 5.

Русская народная сказка «Колобок»

Логопедическая разминка. Чтение сказки «Колобок» по ролям.

1

  1. 6.

К. Ушинский «Ворона и сорока»

Работа с  серией сюжетных картинок по сказке: восстановление последовательности картинок.

1

  1. 7.

К. Ушинский «Лиса и ёж»

 Работа с иллюстрациями по сказке. Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 8.

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Логопедическая разминка.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 9.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Работа с  серией сюжетных картинок по сказке: поиск лишних картинок.

1

  1. 10.

Литовская сказка «Как голубь учился гнездо вить»

Пальчиковая гимнастика.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 11.

В. Сутеев «Кораблик»

Иллюстрирование сказки.

1

  1. 12.

Русская народная сказка «Теремок»

Логопедическая разминка. Громкое чтение сказки «Теремок». Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 13.

Просмотр мультфильма по сказке «Теремок»

Логопедическая разминка. Просмотр мультфильма по сказке «Теремок».

1

  1. 14.

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

Демонстрация презентации из рисунков по сказке.

1

  1. 15.

Русская народная сказка

«Три медведя»

Артикуляционная гимнастика.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 16.

Русская народная сказка «Козлятки и волк»

Иллюстрирование сказки.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 17.

А. Толстой «Ёж»

Сравнение текста и набора предложений.

1

  1. 18.

Русская народная сказка

«Три медведя»

Логопедическая разминка. Громкое чтение сказки «Три медведя». Беседа по содержанию сказки.  

1

  1. 19.

Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя».

Логопедическая разминка. Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя».

1

  1. 20.

Н. Сладков «Медведь и солнце»

Пальчиковая гимнастика.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 21.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Артикуляционная гимнастика.

Закончи  предложение, текст.

1

  1. 22.

Бурят- монгольская сказка «Снег и заяц»

Иллюстрирование сказки.

Упражнения дыхательной гимнастики  « Снег».

1

  1. 23.

Сербская сказка «Почему у месяца нет платья»

Вставка пропущенного предложения в текст с использованием картинок.

1

  1. 24.

Итальянская сказка «Как осёл петь перестал»

Иллюстрирование сказки.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 25.

Вспомни сказку, расскажи.

Пересказ сказки по вопросам и картинкам.

1

  1. 26.

В. Сутеев «Мышонок и карандаш»

Иллюстрирование сказки.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 27.

Сказка народов севера «Как медведь смеялся»

Пальчиковая гимнастика.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 28.

Литовская сказка «Почему кот моется после еды»

Любимое животное.

Беседа по содержанию сказки.

1

  1. 29.

В. Сутеев  «Под грибом»

Логопедическая разминка.

1

  1. 30.

В гостях у сказки.

Инсценировка  любимых сказок.

2

  1. 31.

Описание сказочного героя.

Логопедическая разминка. Рисование героев сказок.

1

  1. 32.

В мире волшебных сказок

Пересказ сказки по картинкам.

Разучивание скороговорок, чистоговорок, отгадывание загадок.

2

  1. 33.

Любимый сказочный герой.

Назови и напиши.

2

  1. 34.

Итоговое занятие.

Викторина «В гостях у сказки».

1

Литература

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Сте¬панов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Ржевская С.И. Логопедические пятиминутки в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учебно-методическое пособие / С.И. Ржевская, 2011. – 34 с.

3. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.

4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5-7 лет. – 7 е изд. – М.: Просвещение, 2016.

5.Сайт «Развитие ребенка»:  http://www.ot-goda.ru/page/skazki-prezentacii

6.Сайт «Русские народные сказки»: http://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для 10-11 класса "Физика в задачах"

Рабочая программа кружка для 10-11 класса " Физика в зададачах"...

Программа кружка «КАКТУСЕНОК» 6-е классы

История создания кружка                    Среди огромного разнообразия комнатных растений одно из важней...

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

Программа кружка "Занимательная грамматика" (6 класс)-34ч.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные ...

Программа кружка для 5-6 классов "Темной старины заветные преданья" (У истоков русского фольклора)

Программа кружка "Темной старины заветные преданья..." предполагает ознакомление учащихся со славянской мифологией и фольклором, расширяет их представление о народной культуре....

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)

Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. ...