Формирование познавательных УУД на занятиях учителя-дефектолога.
статья на тему

Воробьева Элла Юрьевна

Универсальные Учебные Действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, нового социального опыта, формированию умения и компетентности, самостоятельную организацию этого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на занятиях

 учителя-дефектолога.

Воробьева Э.Ю.,

учитель-дефектолог

ГКОУ СКОШИ № 31

Универсальные Учебные Действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, нового социального опыта, формированию умения и компетентности, самостоятельную организацию этого процесса.

Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.

Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ (информационные и коммуникативные технологии) и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют:

Знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Практика показывает, что формирование УУД у обучающихся с особыми образовательными потребностями требуют особого подхода через организацию психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для данной категории детей.

Цель коррекционных занятий - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию имеющихся отклонений в развитии.

Задачи:

  • учить детей ориентироваться в предъявленных учебных заданиях, планировать соответствующие действия и искать способы выполнения задания;
  • развивать мыслительные операции;
  • развивать различные виды восприятия, памяти, параметры внимания;
  • формировать умение объективно оценивать свою работу и при необходимости её корректировать.

Началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько создание условий для развития ребенка.

Таким образом, коррекционно-развивающие занятия включают в себя задания на формирование различных видов универсальных учебных действий;  упражнения на развитие ведущих познавательных процессов, а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук и т.д

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для получения позитивных результатов и положительной динамики в развитии личности ребенка.                  

Разгадай  ребусы, названия каких животных здесь зашифрованы, запиши 

         

Пословицы: 1. У семи нянек дитя без глазу

                      2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда, сделал дело- гуляй смело

                      3.Не рой яму другому- сам туда попадешь

Например, с согласными М, К, Л можно составить

такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных УУД на занятиях учителя-дефектолога Воробьева Э.Ю., учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ № 31

Слайд 2

Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, нового социального опыта , формированию умения и компетентности, самостоятельной организации процесса усвоения знаний

Слайд 3

Роль учителя: подбор содержания разработка наиболее эффективных учебных заданий определение планируемых результатов

Слайд 4

личностный, Виды УУД ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Слайд 5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: -формулирование познавательной цели -поиск и выделение необходимой информации -структурирование знаний -построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение -выбор наиболее эффективных способов решения задач ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: -анализ, синтез, сравнение, классификация -установление причинно-следственных связей -построение логической цепочки рассуждений знаково-символические действия: моделирование ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: -формулирование проблемы -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 6

Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ требуют особого подхода Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Организация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий Соблюдение специальных дидактических принципов специального (коррекционного) обучения

Слайд 7

Принцип педагогического оптимизма Учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать социальную компетентность и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.

Слайд 8

Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании Коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога Принцип дифференцированного и индивидуального подхода Наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода Принцип необходимости специального педагогического руководства Учебно-познавательная деятельность ребенка с ОВЗ требует терпеливого руководства со стороны педагогов.

Слайд 9

Цель коррекционных занятий – системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию имеющихся отклонений в развитии. Задачи: -учить детей ориентироваться в учебных заданиях, и искать способы выполнения задания; -развивать мыслительные операции; -развивать восприятие, память, внимание; -формировать умение объективно оценивать свою работу и при необходимости её корректировать.

Слайд 10

Коррекционная работа активизация деятельности ученика основа для получения позитивных результатов позитивных результатов положительной динамики в развитии личности ребенка

Слайд 11

Р а з м и н к а 1.Прочитать пословицы разных народов и подобрать к ним русский вариант: Много кормчих – корабль разбивается (кит). Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь (лат). Не смейся над старым – сам состаришься ( яп ). 2.Какого цвета? Козлик, живший у бабушки. Кузнечик, сидевший в траве. Шапочка у девочки, несшей бабушке пирожки. 3. Разгадай ребусы, названия каких животных здесь зашифрованы 4. Анализ и сравнение способов составления слов Подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже) к согласным М, К, Л. 5. Логически-поисковые задания (заменить фразу крылатым выражением): Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают. Не белье, а развешивают доверчивые и любопытные.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

«Развитие познавательного интереса к математике, как одно из условий формирования познавательных действий»

Применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных действий обучаемых....