Рабочая программа по курсу « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи» на 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему

Мельникова Марина Михайловна
Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (АООП НОО для слабослышащих и позднооглогших детей детей) и на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида ( авторы Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.М.»Просвещение» , 2006г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno_-_razvivayushchey_raboty.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ

«Центр психолого-педагогического сопровождения  и коррекции  «Гармония»

Рабочая программа

по курсу  « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи»

на 2017-2018 учебный год

                                                           Составитель:

Мельникова М.М.

Г. Рассказово

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи»   составлена в соответствии с  ФГОС НОО для  слабослышащих и позднооглохших детей, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (АООП НОО для слабослышащих и позднооглогших детей детей) и на основе программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида ( авторы Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.М.»Просвещение» , 2006г.).

Программа адаптирована с учётом психофизических особенностей обучающегося (синдром Дауна) и расчитанна на 3 часа индивидуальных занятий по РРС и ФП в неделю.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  1. Формирование устной речи, коррекция на основе развивающегося слуха.
  2. Определение оптимальных путей формирования речевого слуха.
  3. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи.
  4. Развитие восприятия, памяти, мышления.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса –  развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха интелекта в условиях речевого общения.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  - Развитие слухового восприятия.

  - Обучение произношению.

Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха. У слабослышащих детей недостаточно развиты наиболее важные психические функции, их качества и свойства. Нейросенсорная тугоухость I степени с синдромом Дауна  проявляется в отсутствии речи. Все это требует выбора наиболее оптимальных методов обучения и развития детей с недостатками слуха  и использования современных образовательных технологий: КСО, технологии использования в обучении игровых методов. Своеобразие слабослышащих школьников характеризуется тем, что отсутствие речевого развития тормозит развитие всех познавательных процессов, накладывает отпечаток на развитие социальных потребностей, ограничивает общение с окружающими..

В условиях речевого недоразвития, несформированности отвлечённого мышления усвоение и закрепление знаний, умений и навыков связано со значительными трудностями. Эти трудности преодолеваются за счёт комплексного использования разнообразных методов и приёмов. Специальное обучение слабослышащих детей  включает специфические средства: индивидуальные слуховые аппараты, совершенствование звуковой, произносительной стороны речи детей, развитие слухового восприятия в процессе общения с детьми.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях на втором году обучения  заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей. Требования программы составлены с учетом степени снижения слуха, уровня речевого развития учащихся, года их обучения.        Рекомендуемый для занятий речевой материал должен отвечать задачам формирования устной речи, служить средством развития речевого слуха и содержать осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это, как правило, наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.

Речевой материал условно разбит на разделы:        

-речевой  материал  обиходно-разговорного  характера,   относящийся к организации учебной деятельности;

-речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

 -тексты.

При организации  индивидуальных занятий,  учитывается, что в начале обучения учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые, короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. Важно, чтобы ученик при предъявлении на слух текста постепенно научился понимать основное его содержание.

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.

В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата (с расчетом на лучше слышащее ухо) и с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить в разных условиях:

в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

в изолированных от шума помещениях;

в условиях, близких к естественным.

Произношение

Основной задачей обучения  устной речи (в её начальном этапе-лепетная).

Произносительные навыки учащихся формируются в ходе всего учебно-воспитательного процесса как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий. Обучение произношению в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе. При этом на специальных занятиях широко используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания.

Учащиеся, имеющие значительные остатки слуха, работают с индивидуальными слуховыми аппаратами.. При их использовании учитывается расстояние, на котором ученик может  воспринимать речь окружающих и собственную речь.

Речь учителя (воспитателя) должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, правильным членением фраз на смысловые синтагмы.

Программа по обучению произношению во 2-м отделении состоит из следующих разделов:

- речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания, слово, фраза.

В программу включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом программы. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания.

В связи с особенностями речевого развития учащихся   обучение их произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.

Усвоение звуков а, о, у, и, э, йа(я), йо(ё), йэ(е), йу(ю), м, н, п, т. Звуки ы, в, ф, к, х, л, з, ж, г, ч требуют более длительной тренировки. Звуки с, ш, р, б, д, ц требует, как правило, специальных индивидуальных занятий. Все звуки, появившиеся в речи детей или вызванные в период обучения, закрепляются.

В на втором году обучения допускается приближенное произношение с использованием допустимых замен еще не усвоенных учащимися звуков, включая ш — с (лабиализованный звук с), д — т, р — фрикативный или одноударный звук р, л' — полумягкий звук л, ц — с.

На втором году обучения  проводится целенаправленная работа по закреплению (на материале слогов, слов, фраз и небольших стихотворных и прозаических текстов) звуков, имеющихся в речи учащихся и вызванных в том числе и с использованием специальных приемов, и дифференциации звуков, часто смешиваемых слабослышащими детьми (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, ротовые — носовые и т. п.).

3. Место учебного предмета в учебном плане. 

    Настоящая программа составлена на 2017 -2018  учебный год в количестве 102 часа и рассчитана на 1 год обучения в соответствии с учебным планом школы.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета .

        Индивидуальное занятие – одна из важнейших форм развития слухового восприятия речи и овладения средствами общения в условиях сниженного и остаточного слуха.

       Тематический план данной программы носит примерный характер, предполагает вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося, что отражается в календарно-тематическом плане.

  1. Результаты освоения учебного предмета «индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и  произносительной стороны речи» в подготовительном  классе.

Личностные результаты:

- Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки.

- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать  задачи учебной деятельности.

 -Овладение навыками смыслового восприятия слов, фраз  в соответствии с целями и задачами.

- Готовность слушать  и выполнять задания.

Предметные результаты:

  • Петров Никита, воспринимать на слух с  индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания,) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением

общеобразовательных предметов; (выбор из 3 с опорой)

  • воспринимать на слух указанный речевой материал:

1)  0,1-0,3 м (обучающиеся с I степенью тугоухости);

           2) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 4-5 м (обучающиеся с I степенью тугоухости); (выбор из 3 с опорой)

  • обращать внимание на лицо, говорящего человека, понимать вопросы;
  • выражать просьбы и желание с помощью голоса;

различать и выполнять действия с опорой.

Развитие жизненной компетенции:

- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Овладение социально-бытовыми  умениями, используемыми в повседневной жизни.

- Овладение навыками коммуникации.

- Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации.

- Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  

 - Применение на практике своего жизненного опыта.

6.

 

№ п\п

Содержательные линии по РСВ

Коррекционно-развивающие задачи

I

Материал обиходно-разговорного характера, фразы, организующие учебную деятельность:

  • восприятие вопросов, просьб, поручений, связанных с организацией работы на занятии;
  • восприятие фраз, выраженных различными словосочетаниями;

Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

Формировать коммуникативную функцию речи.

Развивать  и совершенствовать психические функции слабослышащего ребёнка.

II

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин:

  • восприятие терминов и выражений;
  • восприятие предложений;

№ п\п

Содержательные линии по ФП

Коррекционно-развивающие задачи

I

Работа над интонацией:

  •  речевое дыхание;
  • голос;

Развивать, уточнять и совершенствовать основные движения органов речи.

Развивать тактильно-вибрационные ощущения.

Учить правильно воспроизводить звуки речи.

Развивать речевое дыхание.

Формировать навык пользоваться голосом нормальной высоты и силы.

II

Работа над звуками и их сочитаниями:

а, о, у, и, э, йа(я), йо(ё), йэ(е), йу(ю), м, н, п, т. Звуки ы, в, ф.

II. Учебный план

№ п\п

Наименование разделов

Кол-во часов

Форма контроля

  1.

Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности

 31 часов

Промежуточная и итоговая контрольная работа(  4часа)

2.

Темы

60 часов

 

Всего:

102 часа

Проверка слуха и речи (6ч.)

III. Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование разделов

Кол-во часов

  1.

Фразы обиходно-разговорного характера и фразы относящиеся к учебной деятельности

31 ч

  2.

Темы: 

«Учебные вещи»

«Игрушки»

«Фрукты»

«Овощи»

«Фрукты и овощи»

«Домашние животные»

«Домашние птицы»

«Дикие животные»

«Мебель»

«Посуда»

10ч

  3.

Проверка слуха и речи

4.

Контрольная работа

4 ч

5.

Всего:

102ч

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

  • Пфафенродт А.Н. Произношение. Учебное пособие для первого  класса. М.: Просвещение, 2005г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

  • Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001 г.;
  • Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990 г.;
  • Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963 г.;
  • Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. СПб.: КАРО, 2005 г;
  • Сурдопедагогика  под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004 г.

Для учащихся

ТСО, индивидуальные слуховые аппараты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с  учащимися 2 II отде...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи в 7 классе

Конспект индивидуального занятия по ФРС и ПСР содержит примерные виды работ над развитием речевого слуха и произносительной стороной речи на занятии...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи с учеником 2 В класса, имеющим кохлеарный имплант.

В последнее время в специальных коррекционных школах для детей с нарушением слуха появились дети с кохлеарными имплантами, хотя, по уверениям врачей, они должны учиться в массовой школе. Но, к сожален...

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Тема: Автоматизация звука Р. Произношение звонких согласных в конце слова. лексическая тема «Виды транспорта».

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука Р.  Произношение звонких согласных в конце слова. лексическая тема «Виды т...