Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант
рабочая программа на тему

Шилохвостова Люция Комилевна

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для обучающихся первого(подготовительного) класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сенсорное развитие140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционного курса  «Сенсорное развитие»   для  1(доп.) класса

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для обучающихся первого(подготовительного) класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года   № 273;

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.

         - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598.

 - АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью   (вариант  2).

- АООП НОО для обучающихся с нарушениями ОДА.

-АООП НОО для слабовидящих  обучающихся

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Цель программы: обогащение чувственного  опыта обучающегося через целенаправленное систематическое воздействие на сохранные анализаторы. 

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: 

-развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, -восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. 

Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:

Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.

Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

 Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

  Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности с обучающимся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребёнка.

Коррекционная   работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15-20 минут. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 99,  (3 часа в неделю).

 Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: 

  •  оборудованная сенсорная комната,
  •  сухой (шариковый) бассейн,
  •  игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
  •  образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
  •  сенсорные панели,
  •  мячи, кольцебросы,  обручи,
  •  массажеры для рук, ног (шарики суджок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
  •  Мозайки, пазлы   (крупные детали ),
  • плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
  •  конструктор (лего), раскладные пирамидки, матрешки, кубики крупного размера),
  •  звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).

Ожидаемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:

  •  Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
  •  Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
  •  Знание основных цветов радуги.
  •  Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
  •  Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
  •  Умение составлять предмет из 2-3 частей.
  • Умение соотносить звук с его источником.
  •  Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  •  Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький,    сладкий, кислый, соленый).
  • Знание частей суток.
  •  Способность узнавать продукт по вкусу.
  •  Способность различать объект по запаху.
  •  Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
  •  Способность согласовывать свои действия и движения.
  •  Способность опосредовать свою деятельность речью.

Методы и средства оценки результативности программы

(методы исследования и контроля)

Диагностируемые

характеристики

Психодиагностические методики (см. Приложение 2)

Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций

-упражнения на оценку статистического и динамического равновесия;

-упражнения на оценку моторики рук;

-тесты зрительно-моторной координации.

Зрительно восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие формы, величины, цвета

-упражнения на оценку способности к различению формы;

-упражнения на оценку способности воспринимать величину;

-тесты цветоразделения.

Тактильные ощущения

-упражнения на оценку тактильных ощущений

                         Критерии оценки умений и навыков обучающихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития».  В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает  разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).

                             Содержание программы

Раздел 1. Развитие зрительного восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация взгляда на лице человека;

- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

- узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;

- сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

Раздел 2. Развитие слухового восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

-локализация неподвижного удаленного источника звука.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-соотнесение звука с его источником;

-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;

-различение речевых и неречевых звуков.

Раздел 3. Развитие кинестетического восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;

-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-адекватная реакция на давление на поверхность тела;

-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

-адекватная реакция на положение частей тела.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

-согласованность действий и движений разных частей тела;

-целенаправленность и выразительность движений.

Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

- фиксация внимания на форме предмета;

- фиксация внимания на цвете предмета;

- фиксация внимания на величине предмета;

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по форме (круглый, квадратный);

-различение объектов по величине (большой, маленький);

-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

-адекватная реакция на запахи;

-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

-различение объектов по запаху;

-узнавание продукта по вкусу;

-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Раздел 6. Развитие моторных навыков

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  •  фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
  •  фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
  •  фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  •  выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы,  прищепки и т.д.) ;

- выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)

  •  использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.

                     Календарно-тематическое планирование курса

«Сенсорное развитие» в 1 (дополнительном) классе

(3 часа в неделю, всего 99 часов)

№ п/п

                                                        Тема

Кол-во часов

I четверть

24

1,2,3

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов.

3

                         Развитие  моторных навыков

4,5

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой)

2

6

Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной   ноге)

1

7,8

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.)

2

9,10

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль»)

2

11

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки»)

1

12

Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозаика).

1

13,

14

Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу»).

2

15,

16,

17

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин).

3

18

Одевание и раздевание кукол.

1

19

Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде.

1

                              Кинестетическое  развитие

20

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

21

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости.

1

22

Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик»

1

                                         II четверть

24

23

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

1

24

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

1

25

Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное).

1

26

Адекватная реакция на положение частей тела.

1

27

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

1

28

Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.)

1

29

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

30

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

1

31

Движения и позы головы по показу.

1

32

Выразительность движений. Имитация повадок зверей.

1

Развитие зрительного восприятия

33,

34

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

2

35

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.

1

36

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по  горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад).

1

37

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

38,

39

Узнавание и различение цвета объекта.

2

                     Развитие слухового восприятия  

40

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.

1

41

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

42

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником.

1

43

Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк».

1

44

Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

1

45,

46

Развитие неречевого слуха  «Тук-тук-тук», «На чём играл зайка».

2

                                   III четверть

27

47

Развитие умения воспринимать на слух, упражнение «Слушай», «Прислушайся»;

1

48

Развитие умения воспринимать громко, тихо. Игра «Тихо, громко»;

1

49

Развитие умения слышать и выполнять   простые инструкции педагога «Садись», «Бери тетрадь», «Бери ручку», «Открой тетрадь».

1

50,

51

Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов, упражнение «Найди и покажи».

Развитие способности на слух воспринимать различные цвета карандашей, упражнение «Где какой цвет».

2

52,

53

Развитие речевого слуха, упражнение «Кто как кричит?» развитие речевого слуха с использованием презентации «Чей голос».

2

54

Развитие речевого слуха «Кто за дверью», «Кто как кричит»

1

55

Развитие речевого слуха «Кто в домике живёт»

1

56

Развитие неречевого слуха « Что гудит», « Кто там»

1

                Восприятие формы, величины и цвета

57,

58

Зрительное восприятие формы «Найди свою пару», «Найди ключ для мишки».

2

59

 Запоминание, связанное  с представлениями о форме «Узнай и запомни», «Запомни и найди»

1

60,

61

Практическое выделение величины « Спрячь матрёшку», «Построй башню».

2

62,

63,

64

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку", "Найди окошко", "Что катится, а что нет").

3

65,

66

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом («Посмотри вокруг»).

2

67,

68

Группировка предметов и их изображений по форме.

2

69,

70

Дидактическая игра «Подбери похожие…»

2

71

72

Работа с геометрическим конструктором («Собери дом»)

2

73

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало».

1

74

Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки)

1

                                        IV четверть

24

75,

76

Сравнение двух предметов по высоте и длине («Отличия», «Противоположности»)

2

77,

78

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

2

79,

80

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

2

81,

82

Знакомство с основными цветами («Радуга»)

2

83

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

84,

85

Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам»)

2

86,

87

Рисуем пальчиковыми красками.

2

88,

89

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку»)

2

                           Восприятие запаха и вкуса

90

Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

1

91,

92

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

2

93

Узнавание продукта по вкусу.

1

94,

95

Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

2

96,

97,

98,

99

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов

4

                               

                                          Список литературы

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с  тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.
  2. Катаева А.А., Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» М:Гуманит.изд. ВЛАДОС, 2001г.
  3. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей  старшего дошкольного возраста. – М.  2004.
  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.:Речь,2006.
  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных  учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.
  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
  7. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 1999.
  8. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07.
  9. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с УО (ИН). Одобрены решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15). 
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  12. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15
  13. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для слабовидящих обучающихся. Одобрена решением от 22 декабря 2015 г. Протокол №4/15
  14. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.