Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»
рабочая программа (6 класс)

Шпакова Елена Александровна
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensor.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для ученика 6 класса Балашова Никиты.


Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена на основе

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.

В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

-приказом Министерства  образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- приказом Министерства  образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: на основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

        Общая характеристика учебного предмета:

        Задачи и направления реализуемые в рамках рабочей программы:

  • формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
  • развитие слухового восприятия;
  • исправление недостатков моторики;
  • коррекция зрительно-моторной координации;
  • обогащение словарного запаса детей;

        Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане:

На изучение курса отведено 68 часов, 2 часа в неделю( по 20 минут).

При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.

        Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные планируемые результаты:

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.

- Использование доступных жестов для передачи сообщения.

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

- Умение использовать усвоенный словарный, невербальный и жестовый материал в коммуникативных ситуациях.

- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.

- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

        Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

- понимает эмоциональное состояние других людей;

- понимает язык эмоций;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- строит из кубиков башню;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

-умеет соотносить и знает цвета;

-имеет представление о величине и форме предметов;

-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.

        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Раздел «Развитие моторики» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.

        Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.

        Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

        Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

        Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.

        Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.

        Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

        По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.

Планируемые результаты освоения курса

Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучающийся должен знать:

  • правила пользования письменными принадлежностями;
  • кинезиологические упражнения.

Обучающийся должен уметь:

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
  • распознавать основные эмоции;
  • выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
  • составлять предмет из частей.

Восприятие формы, цвета, размера.

Обучающийся должен знать:

  • названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
  • названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • названия форм предметов;
  • цвет – свойство предмета.

Обучающийся должен уметь:

  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
  • различать и называть основные цвета;
  • классифицировать геометрические фигуры;
  • сравнивать предметы по размерам;
  • сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.

Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.

Обучающийся должен знать:

  • название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;
  • названия дней: вчера, сегодня, завтра;
  • названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
  • названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающийся должен уметь:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
  • ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
  • выделять части суток и определять порядок дней недели;
  • ориентироваться на поле бумаги;
  • определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Учебно-тематический план


№ урока

Тема урока

Динамика

1

Исследование психомоторики.

2

Исследование сенсорных процессов.

3

Игра «Ласковый котенок».

4

Игра «Мои игрушки».

5

Игра «Жучки».

6

Игра «Море волнуется раз…»

7

Игра «Кот и мыши».

8

Игра «Лимон-банан».

9

Игра «В мире запахов».

10

Игра «В мире звуков».

11

Игра «Игрушечный концерт».

12

Игра «Звуки в природе».

13

Игра «В мире звуков».

14

Игра «Ближе, дальше».

15

Игра «Что это?»

16

Игра «Хоровод».

17

Игра «Жарко-холодно».

18

Игра «Готовим обед».

19

Игра «Мамочка пришла».

20

Игра «Стоп-игра».

21

Игра «Наши пальчики».

22

Игра «Повтори движение».

23

Игра «Кто пришел к нам в гости».

24

Игра «Выбери игрушку».

25

Игра «Что изменилось».

26

Игра «Что спряталось».

27

Игра «Поймай меня».

28

Игра «Ловим бабочек».

29

Игра «Робот».

30

Игра «Зеркало».

31

Игра «Наполняем баночки, коробочки».

32

Игра «Строим заборчик».

33

Игра «Что мы делали - покажем».

34

Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Исследование психомоторики.

2

1,3.09

2

Исследование сенсорных процессов.

2

8,10.09

3

Игра «Ласковый котенок».

2

16,17.09

4

Игра «Мои игрушки».

2

23,24.09

5

Игра «Жучки».

2

29.09

01.10

6

Игра «Море волнуется раз…»

2

6,8.10

7

Игра «Кот и мыши».

2

13,15.10

8

Игра «Лимон-банан».

2

21,22.10

9

Игра «В мире запахов».

2

28,29.10

10

Игра «В мире звуков».

2

10,12.11

11

Игра «Игрушечный концерт».

2

18,19.11

12

Игра «Звуки в природе».

2

25,26.11

13

Игра «В мире звуков».

2

1,3.12

14

Игра «Ближе, дальше».

2

8,10.12

15

Игра «Что это?»

2

16,17.12

16

Игра «Хоровод».

2

23,24.12

17

Игра «Жарко-холодно».

2

12,14.01

18

Игра «Готовим обед».

2

20,21.01

19

Игра «Мамочка пришла».

2

27,28.01

20

Игра «Стоп-игра».

2

2,4.02

21

Игра «Наши пальчики».

2

9,11.02

22

Игра «Повтори движение».

2

17,18.02

23

Игра «Кто пришел к нам в гости».

2

24,25.02

24

Игра «Выбери игрушку».

2

2,4.03

25

Игра «Что изменилось».

2

9,11.03

26

Игра «Что спряталось».

2

17,18.03

27

Игра «Поймай меня».

2

24,25.03

28

Игра «Ловим бабочек».

2

6,8.04

29

Игра «Робот».

2

13,15.04

30

Игра «Зеркало».

2

21,22.04

31

Игра «Наполняем баночки, коробочки».

2

28,29.04

32

Игра «Строим заборчик».

2

4,6.05

33

Игра «Что мы делали - покажем».

2

11,13.05

34

Итоговое занятие.

2

19,20.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины), звучащие предметы, предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой̆ величины), крупные пазлы, разрезные картинки, дидактические игры, мозаика, кубики;

- продукты с различными вкусовыми качествами; стеклянные баночки с запахами.

Вспомогательные средства невербальной коммуникации: специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы рисунков)

- презентации по темам: «Звуки окружающего мира», «Цвет и форма», «Мир эмоций», «Мое настроение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"

Рабочая программа разработа для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями...

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для об...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (2 класс) разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа коррекционного курса "Веселое развитие" для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Веселое развитие» (3 класс) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особ...

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...

Программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" (2 класс)

Календарно-тематическое планирование  по сенсорному разитию для 2 класса (СИПР)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...