Методика преодолений нарушений артикуляционного праксиса, развития речевого дыхания, функций глотания в работе логопеда при дизартрии
консультация на тему

Андреева Венера Фатыховна

Нарушения артикуляционного праксиса при дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afaziya_dizartriya.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методика преодолений нарушений артикуляционного праксиса,  развития речевого дыхания, функций глотания  в  работе логопеда при дизартрии

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

  • Попеременно высовывать узкий напряженный язык и широкий расслабленный.
  • С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить. При этом рот приоткрыт.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать под счет до 5.
  • Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложить на дно полости рта.
  • Удерживать широкий язык на нижней, потом на верхней губе.
  • «Крестообразные» движения кончика языка.
  • Скользить кончиком языка по твердому небу.
  • Выполнять движения языком вперед-назад.
  • Покусывать кончик языка по всей поверхности с продвижением вперед-назад.
  • Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом.

ДЛЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
  • Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение.
  • Выполнять круговые движения нижней челюстью.
  • Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать на счет до 5, затем расслабить.
  • Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
  • Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо-влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
  • Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
  • Коснуться подбородком груди.
  • Запрокинуть голову назад, медленно выдвигать и убирать подбородок.

ДЛЯ ГУБ:

  • Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы.
  • Оттягивать уголки рта в стороны, затем вытягивать губы вперед трубочкой. Сначала имитация, затем произнесение звуков И-У-О-А.
  • Утрированно произносить звуки П-Б.
  • Многократно произносить сочетание губных согласных МБ БМ ПМ МП и губно-зубных ВМ МВ БВ ВБ и др.
  • Массажирование верхними зубами нижней губы. Затем нижними зубами — верхней губы.
  • Движение вытянутыми губами вправо-влево.
  • Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

  • Опустить углы рта при закрытом рте.
  • Нахмурить брови, расслабить.
  • Поднять брови, расслабить.
  • Прищурить один глаз, затем другой.
  • Зажмурить глаза, расслабить.
  • Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
  • Максимально оскалить зубы.
  • Опустить верхнюю губу на нижнюю.
  • Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
  • Поочередно обнажать верхние и нижние зубы.
  • Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими.
  • Наморщить лоб, расслабить.

Упражнения для формирования выдоха

А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается мало воздух вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для кислорода, а выдыхаем для речи. В результате выполнения упражнений важно научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м......).

1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах — как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а.....).

1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф.....).

1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

1.8. Вдох через нос, выдох — высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

2.1. Вдох — носом, выдох через нос толчками.

2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)

2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).

2.5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф...ф! ф!).

3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф...).

3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у...у! у!).

3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у...).

3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м...м! м!).

3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м...).

3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с...с! с! ).

3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с...).

3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш...ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш...).

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения согласных звуков — ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения согласных звуков — п, б, т, д, к, г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения звуков ц, ч и других согласных звуков.

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов — сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

Упражнения, улучшающие функцию глотания

Имитировать знакомые движения:

  • покашливать " кхе-кхе«
  • зевать, широко раскрывая рот
  • изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
  • полоскать горло
  • храпеть
  • глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

2. Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» — 3-5 раз

3. Высунув язык, говорить звук «г»

4. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть

5. Глотать капли воды из пипетки.

6. Тянуть звук «м», сомкнув губы ( на сколько хватает воздуха, т. есть выдоха).

7. Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка . Система логопедических игр для развития речевого дыхания. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно...

Консультация логопеда: "Развитие речевого дыхания"

Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы над развитием речевого дыхания:Вдох через нос, выдох – ртом.Губы во время выдоха «трубочкой».Выдох должен быть продолжительным и плавным (пре...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

Мастер - класс с родителями «Работа над развитием речевого дыхания»

Цель: данного мероприятия: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи:Информировать родителей о видах дыхания, о значении речевого дыхания;Познакомить с...

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией

Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи. Дыхание — одна из самых важных функций ор...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...