Контролирующая и оценочная деятельность на основе личностного обучения
статья на тему

Гильгирова Надежда Егоровна

Статья посвящена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIвида № 20

Безотметочное обучение на основе личностно – ориентированного подхода

(выступление на педагогическом совете)

Н.Е. Гильгирова

Учитель начальных классов

Москва

2012 г

Контролирующая и оценочная деятельность на основе личностного обучения

     Можно ли в современной школе обойтись без контроля и оценки? Наверное, не найдется ни одного ученика, родителя, учителя, который ответит на этот вопрос утвердительно. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико.

     Во-первых, в результате этой деятельности получаем представление о сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика по конкретному учебному предмету, что позволяет скорректировать процесс обучения для преодоления установленных ошибок.

    Во-вторых, контроль и оценка позволяют ученику получить сведения о достигнутых им успехах, проанализировать характер ошибок, наметить пути их устранения, то есть устанавливается обратная связь между ведущим и ведомым.

     В-третьих, оценка выполняет функцию «поощрения» (в случаи успешного, прилежного учения) и «наказания» (в случае отсутствия оного).

Таким образом, главное педагогическое значение контроля и оценки состоит в том, что устанавливается определенная мера персональной ответственности каждого участника процесса обучения.

Учитывая, что педагогическая оценка выполняет две главные функции в процессе обучения: ориентирующую и стимулирующую, мы подошли со всей отвесностью к этому виду деятельности. Ведь неправильно организованная контролирующая деятельность мешает формированию положительных мотивов, воспитывает негативное отношение к учению, заниженную самооценку, а правильно организованная реализует гуманистический принцип обучения – подход к каждому школьнику с оптимистической гипотезой, укрепления веры в его силы и возможности.

     Перед нами встал вопрос, как правильно организовать контролирующую и оценочную деятельность в классе с разноуровневыми детьми, так, чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попадали в «зону тревожности».    

      С целью качественной разработки проблемы, ее поэтапного решения мы определили, что необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку. Так, в ходе последовательной разработки проблемы решали:    

Чему целесообразно учить младших школьников?

1. Осознавать мотив своей деятельности. Для этого ученик должен ответить себе на вопросы: зачем мне нужно это знать, уметь? что я приобрету, если это узнаю? что я потеряю, если этого не узнаю? Ребенок должен быть умеренно озабоченным своими успехами, оценивать свои ощущения от успеха (поражения).

2. Планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование – это дисциплина труда. Надо учить младшего школьника отвечать на вопросы: какие мои усилия потребуются для выполнения учебной (практической) задачи? что я должен делать, и какова последовательность моих действий (что сначала, что потом)? какие средства мне понадобятся для этого? какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?

3. Анализировать достигнутый результат. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели? как я могу проверить полученный результат? замечу ли допущенные ошибки? пойму ли, почему они возникли? Надо оценивать свои усилия при решении учебной задачи и их влияние на результат деятельности.

4. Знать характеристику отметок: за что каждая ставится.

Какие виды контроля в начальной школе являются наиболее продуктивными для решения данной проблемы?

В начальной школе применяют следующие виды контроля: текущий – его особенностью является то, что он дает учителю (и ученику) проследить, как идет развитие того или иного умения/ навыка; тематический – его значение состоит в том, что он дает возможность проверить успешность обучения по каждой крупной теме курса; итоговый – который проводится для оценки результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год.

Определили, что все виды контроля при правильной организации могут привести к положительным сдвигам в социализации ребенка.

Более подробно остановимся на текущем контроле.  Текущий контроль проводится часто на начальных этапах обучения, поэтому считаем нецелесообразно пользоваться отметками, а лишь отметить то, что пока у ученика не получается, что требует от него дополнительных усилий. Это дает возможность своевременно отреагировать на недостатки учебного процесса, повторить пройденное, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Это очень важный, на наш взгляд, воспитательный момент, позволяющий бережно отнестись к процессу становления навыка, учесть темп обучаемости ребенка, его индивидуальность. Конечно, все это требует большого терпения и педагогически целесообразной мягкости учителя.

Приведем пример. Для того чтобы, развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку, мы используем следующие приемы: не исправляем допущенную ребенком ошибку, а только подчеркиваем слово, в котором она имеется. Ребенок должен найти место, где он совершил ошибку и самостоятельно ее исправить. Таким образом, он участвует в анализе и изменении хода своей деятельности, устанавливает место, где возникла ошибка. Это очень важно, как для формирования навыков самоконтроля школьника, так и для повышения качества его обученности.   Хороший прием по русскому языку – письмо с «окошками»: если не знаешь, какую букву писать, ставь «окошко» (пропуск). Это очень хорошо развивает контролирующую деятельность школьников – осознание своего незнания и стремление его устранить. Также используем прием выбора сложности того или иного задания, когда сам ученик выбирает уровень сложности, тем самым, самостоятельно оценивает свои возможности. Не страшно, если у ребенка не сразу получится выбор, адекватный его умениям. Наша задача, придти ученику на помощь, дать нужный совет, создать условия для активизации каждого ученика.

Например, даём установку – выбор мотивации учения.

Задание считается выполненным, если будет решена та или другая задача:

        Говорим, задача 1 интересна тем, что при её решении надо рассуждать, мыслить, однако оценка за её решение не выставляется. Только похвала учителя, а задача 2 менее интересна, но за её решение оценка выставляется в журнал.

 Весьма целесообразно использование самостоятельной работы как одной из форм дифференциации обучения. Учитывая возможности каждого ученика, мы составляем разноуровневые задания для каждой из групп. Задание под №1 выполняют учащиеся 1 группы (слабые), задание под №2 выполняют учащиеся 2 группы (средние), задание под №3 выполняют учащиеся 3 группы (сильные). При этом учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к следующему заданию. Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к заданию третьей группы. Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к выполнению дополнительного задания под №4, а если дополнительное задание не предлагаем, тогда они помогают другим учащимся класса. Приведу следующие примеры: Тема: «Числа 1 – 100».

На доске записаны примеры:

16 – 8           37 + 30

40 + 7           30 – 8

26 – 3           13 – 9

№1

Реши примеры.

№2

Составь примеры с обратными действиями.

№3

Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100.

 

Тема: «Нахождение периметра прямоугольника».

№1

Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.

№2

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.

         №3

Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.

№4

Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см, Таня обложила вокруг счётными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. сколько таких палочек потребовалось? Также с учетом дифференцированного обучения меньшее по объему задание даем школьнику, который работает медленнее других.

     Аналогичные задания предлагаем учащимся и на других уроках, где каждому ученику дано право выбора. При этом имеем возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.

Если, что-то не получилось, недоволен результатом контрольной работы, ответом у доски или много ошибок допустил в тетради по русскому языку, всегда находим повод, за что можно подбодрить или похвалить ребенка. Зато на уроке изобразительного искусства его рисунок оказался на выставке лучших работ. На уроке чтения он лучше всех декламировал стихотворение А. Плещеева "Осень". Какое бы настроение не было у ребенка в конце учебного занятия, стараемся, чтобы он уходил домой с положительными эмоциями, а на следующий день спешил в школу.

Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного образовательного процесса в начальной школе дает нам возможность не упустить с первых шагов обучения в школе ни одного ученика, не оставить его в стороне, как на каждом этапе уроке, так и на протяжении всего учебного занятия. Ученик получает развитие, преодолевает очередную ступеньку к вершине знаний и осознает, с какой целью он это делает. А это значит, что знания будут прочными, и ребенок сможет их применять в жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникационной компетентнсти учащихся на уроках информатики на основе личностно ориентированного обучения. Представление опыта.

Представлено краткое описание опыта работы, который возник как продукт социально-экономических преобразований в нашем обществе и инновационных  явлений в образовательном процессе школы. Участвуя ...

Организация обучения на основе личностно-ориентированной технологии

Cовременное общество испытывает потребность в личности, способной принимать решения в постоянно меняющейся социальной среде, личности, способной к самообучению, саморазвитию и умеющей нести ответствен...

Технология использования активных методов на основе личностно ориентированного обучения

Технология использования активных методов на основе  личностно  ориентированного обучения  математикеобусловлена целями:1.     заинтересова...

"Совершенствование оценочной деятельности педагога на основе разноуровневого подхода"

В статье раскрыта проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся  чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждой личности в отдельности....

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно эти цели — воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться ...