Главные вкладки

    рабочая программа по предмету "Мой край" для учащихся с тяжелой умственной отсталостью
    рабочая программа на тему

    Сергеева Людмила Васильевна

    рабочая программа по предмету "Мой край" для учащихся с тяжелой умственной отсталостью 7-й год обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_kray_7v.docx29.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому; уважения к государственной символике, родному языку. Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Бурейского района Амурской области;сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

     Задачи:

    • Знакомство с природой и  историей своего края. Изучение прошлого и настоящего Бурейского района, обычаев, традиций и духовной культуры.
    • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и районе.
    • Формирование и сохранение школьных ценностей и традиций.

    Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности тяжело умственно отсталых детей. Знание особенностей развития таких детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

    Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

    -  Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

    - методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;

    - устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;

    - основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский (приказ № _______ от _____________).

    За основу использована основная адаптированная образовательная программа основного общего образования ГАОУ школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейский. Программа взята без изменений.

    Программа составлена с учетом индивидуальных  психофизических  возможностей и особенностей  учащихся(медленное и неравномерное развитие базовых психических функций – ощущение, восприятие, представление, различные поражения головного мозга, резервы организма, малый словарный запас, отсутствие социального опыта).

    Данная программа направлена на формирование основ краеведческой культуры и способствует формированию моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

    Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

    Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений.

    Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

    Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

    Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении.

            В 7 «В» классе 4 учащихся: 2 девочки, 2 мальчика. Класс детей с тяжелой умственной отсталостью. Класс неоднороден по своему составу: года обучения 5-й – 7-й, возраст от 10 до 15 лет. Отличительной особенностью является разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития. Именно это обстоятельство создает трудности при составлении образовательных программ.

    Все учащиеся  лишь частично усваивают программный материал. Фронтального обучения недостаточно. Дети  нуждаются в введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Учащиеся не ориентируются во времени и пространстве, не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей формируются с большим трудом и в более длительные сроки.

    Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей общего и речевого развития детей.

    Дидактический материал подбирается  в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи.

            Необходимо учитывать, что динамика овладения учащимися речевыми навыками крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно.

    Главной формой контроля за качеством знаний, умений и навыков является наблюдение за деятельностью учащихся. Обращается внимание на быстроту включения ребят в работу. Обращается внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в выполнении определенного задания, на умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время работы.

    Система оценивания:

    Оценивание  знаний, умений и навыков происходит только на качественном  уровне, вербально, с помощью оценочных слов учителя.  В конце учебного года аттестация учеников осуществляется посредством составления характеристики и отчета учителя на педагогическом совете. Для создания положительной мотивации обучения возможно использование любых средств, вызывающих положительные эмоции: смайлики, наклейки, печати и т.п.

    Содержание

    Курс  предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности). Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Курс предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Амурской области, о богатстве водного, растительного и животного мира.

    Программное содержание включает следующие темы:

    • Живой мир родного края.
    • Природа родного края.
    • Водоемы родного края.
    • Красная книга.
    • Мой поселок.
    • Символика России.
    • Транспорт.
    • Народные праздники.
    • Наблюдение за сезонными изменениями в природе родного края

    Учебно-тематический план

    Название темы (раздела)

    Кол-во часов на изучение

    1

    Лето прошло

    1

    2

    Моя малая Родина

    11

    3

    Амурская осень

    9

    4

    Школа – дом родной

    6

    5

    Зима в родном краю

    7

    6

    Птицы

    2

    7

    Живой мир моего края

    5

    8

    Символика России.

    5

    9

    Транспорт.

    4

    10

    Весна в родном краю

    10

    11

    Праздники

    4

    12

    Здравствуй, лето.

    2

    13

    Повторение

    2

    14

    Итого.

    68

    Основные умения и навыки.

    Ученики должны уметь:

    • Четко и полно отвечать на вопросы;
    • Принимать участие в беседе.

    Ученики  должны знать:

    • символы России;
    • народные  праздники;
    • что такое Красная книга
    • название поселка, области.

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    МОЙ КРАЙ

    Тема на уроке

    Кол-во ча-сов

    Дата

    1

    Лето прошло (1 ч)

    Летние каникулы. Как я провел лето.

    1

    2

    Моя малая Родина (11 ч)

    Введение. Что изучает краеведение?

    1

    3

    Амурская область – частица России

    1

    4

    Мой край на карте Родины.

    1

    5

    Столица Амурской области - Благовещенск.

    1

    6

    Достопримечательности Благовещенска.

    1

    7

    Моя малая родина- мой поселок.

    1

    8

    Достопримечательности поселка Новобурейский.

    1

    9

    Экскурсия в поселок.

    1

    10

    Творческая работа. Любимый поселок.

    1

    11

    «Я по улицам иду». Улицы поселка.

    1

    12

    Моя улица.

    1

    13

    Амурская осень (9 ч)

    Экскурсия в природу.

    1

    14

    Творческая работа на тему "Осень в родном краю"

    1

    15

    Деревья родного края.

    1

    16

    Деревья Амурской области, занесенные в Красную книгу.

    1

    17

    Белоствольная береза- символ Родины моей.

    1

    18

    Экскурсия в березовую рощу.

    1

    19

    Грибы в нашем краю.

    1

    20

    Творческая работа "Грибное лукошко"

    1

    21

    Охрана природы.

    1

    22

    Школа- мой дом (6 ч)

    Школа – мой дом.

    1

    23

    История школы.

    1

    24

    Традиции школы.

    1

    25

    Лучшие ученики школы.

    1

    26

    Благоустройство класса, школы.

    1

    27

    Творческая работа на тему "Школа будущего"

    1

    28

    Зима в родном краю (7 ч)

    Занятие-экскурсия «Прислушаемся к природе» (природа-наш дом)

    1

    29

    Творческая работа "Я рисую зиму".

    1

    30

    Зимние пейзажи родного края.

    1

    31

    Лес зимой.

    1

    32

    Животные зимой.

    1

    33

    Традиции празднования нового года в России.

    1

    34

    Творческая работа «Новый год на пороге»

    1

    35

    Птицы (2 ч)

    Какие птицы обитают в Амурской области.

    1

    36

    Помоги птицам зимой. Изготовление кормушки.

    1

    37

    Живой мир моего края (5 ч)

    Животные нашего края.

    1

    38

    Экскурсия в районный музей. Животные нашей области.

    1

    39

    Животные, занесенные в Красную книгу.

    1

    40

    Что такое заповедник? Заповедники Амурской области.

    1

    41

    Заповедники Амурской области. Просмотр фильма.

    1

    42

    Символика России (5 ч)

    Символика России: герб, флаг, гимн

    1

    43

    Творческая работа «Символика России»

    1

    44

    Москва - столица России.

    1

    45

    Главные праздники страны.

    1

    46

    Моя родина - Россия. Народы России

    47

    Транспорт (4 ч)

    Транспорт. Виды транспорта в Амурской области.

    1

    48

    Правила поведения в транспорте.

    1

    49

    Экскурсия на железнодорожный вокзал.

    1

    50

    Творческая работа "Я бы хотел поехать на.....".

    1

    51

    Весна в родном краю (10 ч)

    Весна в родном краю.

    1

    52

    Экскурсия в парк. Весенние краски и звуки.

    1

    53

    Творческая работа «Весна в родном краю».

    1

    54

    Первоцветы Амурской области

    1

    55

    Экскурсия на поляну.

    1

    56

    Достопримечательность Амурской области – Хинганский заповедник.

    1

    57

    Японский журавлик.

    1

    58

    Творческая работа "Оригами. Журавль".

    1

    59

    Водоемы нашего края.

    1

    60

    Лотосы в наших водоемах.

    1

    61

    Праздники  (4 ч)

    Великий праздник – День Победы!

    1

    62

    Наш край в годы Великой Отечественной войны (видео уроки).

    1

    63

    Экскурсия в музей боевой славы.

    1

    64

    Творческая работа "Нет войне".

    1

    65

    Здравствуй, лето! (2 ч)

    Посмотри, как он хорош- край, в котором ты живешь.

    1

    66

    Экскурсия в природу. Скоро лето.

    1

    67

    68

    Повторение (2 ч)

    Повторение

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ (тяжелая умственная отсталость)

    Программа содержит пояснительную записку и содержание программы по предметам, тематическое планирование....

    Рабочая программа по математике для детей с глубокой умственной отсталостью 5 класс

    Рабочая программа по математике предназначена для 5 класса детей с глубокой умственной отсталостью...

    Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

    Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

    Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)

    Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....

    Абилитация учащихся с тяжелой умственной отсталостью, как фактор влияющий на его успешность

    •Главная цель учреждения - максимально возможная социализация для каждого обучающегося.Основная задача работы в классах «Особый ребенок» - частичная интеграция и адаптация в окружающий ...

    Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

    Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....