«Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся»
рабочая программа на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Коррекционно – развивающие занятия «Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsionnyh_zanyatiy.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей _________________

по УВР

__________О.И. Реймер

Протокол №______________

_________ (___________)

Приказ № ____________

от «____»____________2018г.

«____»_________2018г.

от «___» __________2018 г.

Руководитель МО ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно – развивающих занятий

«Коррекция и развитие

познавательной сферы учащихся»

3  класс

начальное общее образование,  базовый уровень,

надомное обучение Орловой Дарьи

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание.

Составитель: Гаврилова Елена Ивановна,

учитель надомного обучения,

высшая квалификационная категория

р.п. Благовещенка – 2018

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                            3

2. Общая характеристика   программы                                                                                       5

3. Содержание программы                                                                                                           6

3. Тематическое планирование                                                                                                    8

4. Планируемые образовательные  результаты обучающихся                                                19

5. Способы и формы оценивания образовательных результатов                                           20

6. Учебно-методическое обеспечение                                                                                       21

7. Лист дополнений и изменений                                                                                               22

8. Выполнение программы                                                                                                          23

Пояснительная записка

Учебная программа по курсу разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание, а также на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина с ориентировкой на Приказ №1599 варианта 2.

 Данная рабочая программа являются коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Работа по программе  организуется по направлениям: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др. 

Основная цель программы является создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

На реализацию цели направлены задачи:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- обеспечение целенаправленного личностного развития воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;

- стимулирование творческой активности и самореализации обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них стремления к здоровому образу жизни; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

- развитие навыков  осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепления доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Коррекционо - развивающая деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности с педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Результативность  деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым        ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу.

Во 3-м классе обучается ребёнок с умственной отсталостью, поэтому  сосредоточимся на её основных характерных особенностях:

  1. Разбалансированность  процессов возбуждения и торможения, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
  2. Мышление характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой).
  3. Недостатки памяти в воспроизведении информации: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений.
  4. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
  5. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
  6. Эмоции  в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к творческой деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
  7. Волевая сфера учащихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им  оказываются  доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда, разнообразные танцы (ритмика) и физические упражнения (спортивные секции).

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Общая характеристика   программы

Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции умственно отсталых детей  поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному.

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно занятия по развитию произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления знакомят ребёнка с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок  сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

Поэтому необходимо перед рассказыванием чего-то создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении, рассказе, смена голоса, отражение на лице учителя эмоциональных состояний каких то персонажей  – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании, включаясь в совместную работу с учителем.

Задача учителя научить ребёнка не только переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает его к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, данная работа играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью  к жизни и труду.

        Цель данной программы – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи: 

1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей;

2.    Формирование умений, навыков социального общения людей;

3.  Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

4.    Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.

5.   Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.

6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Программа составлена с учётом учебного плана АООП МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) надомного обучения 2 час в неделю (70 часов).

Содержание программы

№ занятия

Тема

Количество часов

1

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

2

2

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

2

3

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

2

4

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.

2

5

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.

2

6

Развитие мышления, вербальной памяти.

2

7

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.

2

8

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.

2

9

Развитие мышления, точности, произвольных движений.

2

10

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.

2

11

Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.

2

12

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

2

13

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы.

2

14

Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

2

15

Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.

2

16

Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.

2

17

Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.

2

18

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.

2

19

Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений.

2

20

Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

2

21

Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.

2

22

Развитие произвольного внимания, мышления.

2

23

Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия.

2

24

Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений.

2

25

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы.

2

26

Развитие мышления, осязательных ощущений.

2

27

Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы.

2

28

Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений.

2

29

Развитие мышления и осязательных ощущений.

2

30

Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы.

2

31

Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа.

2

32

Развитие мышления и зрительного восприятия формы.

2

33

Диагностика уровня развития памяти и мышления.

2

34

Исследование школьной мотивации.

2

35

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

2


Тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Цель занятия

Содержание занятия

Вводная

часть

Основная часть

Заключительная часть

1-2

Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

Выявление уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.

  • Приветственное слово педагога-психолога, поздравление с началом нового учебного года.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего», «Оценка уровня школьной мотивации»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

3-4

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия.

  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

5-6

Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления.

Развитие:

  • произвольного внимания,
  • слуховой памяти,
  • наглядно-образного мышления.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Подсчитай правильно», «Повтори цифры», «Найди путь»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

7-8

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно-образного мышления.

Развитие:

  • умения ориентироваться в пространстве листа,
  • наглядно-образного мышления.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства»

Упражнения на развитие психических процессов: «Куда ускакал зайчик?», «Полянки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

9-10

Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности движений.

Развитие:

  • зрительной памяти,
  • пространственных представлений,
  • произвольности средних движений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Упражнения на развитие психических процессов: «Запомни и нарисуй», «Выполняй правильно», «Летает – не летает»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

11-12

Развитие мышления, вербальной памяти.

Развитие:

  • мышления (установление закономерностей на абстрактном материале),
  • вербальной памяти.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Слова, начинающиеся с одной буквы»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

13-14

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, логической памяти.

Развитие:

  • умения ориентироваться в пространстве листа,
  • логической памяти (установление ассоциативных связей),
  • тонко координированных движений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Сделай бусы», «Вырежи фигурки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

15-16

Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания, мышления.

Развитие:

  • наглядно-образного мышления,
  • произвольного внимания (устойчивость),
  • мышления (процессы синтеза).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Полянки», «Назови по порядку», «Что здесь изображено?»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

17-18

Развитие мышления, точности, произвольных движений.

Развитие:

  • мышления (установление закономерностей на абстрактном материале),
  • мышления (процессы анализа),
  • точности произвольных движений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Раздели на части», «Кто точнее?»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

19-20

Развитие зрительного восприятия, мышления, слуховых ощущений.

Развитие:

  • зрительного восприятия (выделение буквенных форм),
  • мышления (процессы анализа),
  • слуховых ощущений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Слон»

Упражнения на развитие психических процессов: «Назови буквы», «Какой? Какая? Какие?», «Шумящие коробочки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

21-22

Развитие произвольного внимания и осязательных ощущений.

Развитие:

  • произвольного внимания (распределение),
  • осязательных ощущений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга»

Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай»,

«Сколько знаков?», «Разложи вслепую»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

23-24

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

Развитие:

  • зрительно-вербального анализа и синтеза,
  • зрительной памяти,
  • формирование элементов самоконтроля.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Нарисуй по памяти», «Запретная цифра»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

25-26

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого, мышления, двигательной сферы.

Развитие:

  • умения подчиняться словесным указаниям взрослого,
  • мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале),
  • двигательной сферы.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Упражнения на развитие психических процессов: «Графический диктант», «Поиск общего»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

27-28

Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

Развитие:

  • пространственного восприятия,
  • наглядно-образного мышления,
  • гибкости мыслительной деятельности.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди пирамиду», «Найди кресло», «Полянки», «Заселение дома»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

29-30

Развитие мышления, непосредственной зрительной памяти.

Развитие:

  • мышления (установление закономерностей),
  • непосредственной зрительной памяти,
  • мышления (процессы анализа).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди фигуры», «Точно такие», «Раскрась фигуры», «Заполни рисунки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

31-32

Развитие пространственных представлений, зрительной и слуховой памяти.

Развитие:

  • пространственных представлений,
  • зрительной памяти,
  • слуховой памяти.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Шарики в трубочке», «Найди образец», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

33-34

Развитие умений выделять существенные признаки, соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.

Развитие:

  • умения выделять существенные признаки,
  • умения соотносить с образцом,
  • слуховых ощущений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»

Упражнения на развитие психических процессов: «Выбери главное», «Найди подходящий треугольник», «Шумящие коробочки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

35-36

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, пространственных представлений, воображения.

Развитие:

  • зрительно-вербального анализа и синтеза,
  • пространственных представлений,
  • воображения.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Отгадай слова», «Диктант пространственных действий», «Волшебный лес»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

37-38

Развитие осязательных ощущений, опосредованной памяти, мышления и мышечных ощущений.

Развитие:

  • осязательных ощущений,
  • опосредованной памяти,
  • мышления (установление закономерностей),
  • мышечных ощущений (чувство усилия).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»

Упражнения на развитие психических процессов: «Шершавые дощечки», «Подбери картинку», «Найди фигуры», «Рукопожатие»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

39-40

Развитие слуховых ощущений, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Развитие:

  • слуховых ощущений,
  • произвольного внимания (устойчивость, переключение),
  • наглядно-образного мышления.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Шумящие коробочки», «Крестики, точки», «Раздели квадрат»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

41-42

Развитие осязательных и зрительных ощущений, опосредованной памяти.

Развитие:

  • осязательных ощущений,
  • опосредованной памяти,
  • зрительных ощущений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Тяжелые коробочки», «Подбери картинку», «Цветовая угадайка»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

43-44

Развитие произвольного внимания, мышления.

Развитие:

  • произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности),
  • мышления (умения сравнивать),
  • мышления (установление закономерностей).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Делаем вместе», «Найди отличающихся», «Найди девятый»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

45-46

Развитие опосредованной памяти, наглядно-образного мышления и слухового восприятия.

Развитие:

  • опосредованной памяти,
  • наглядно-образного мышления,
  • слухового восприятия.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение», «Ленточки», «Назови и проверь постукиванием»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

47-48

Развитие словесной памяти и произвольного внимания, пространственных представлений.

Развитие:

  • словесной памяти и произвольного внимания,
  • пространственных представлений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди слова», «Что изменилось? «Что не изменилось?», «Превращение фигур»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

49-50

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления и двигательной сферы.

Развитие:

  • умения воспроизводить образец,
  • мышления (процессы синтеза),
  • двигательной сферы (макродвижения).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Упражнения на развитие психических процессов: «Дорисуй рисунок», «Что здесь изображено?», «Иголка и нитка»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

51-52

Развитие мышления, осязательных ощущений.

Развитие:

  • мышления (процессы анализа),
  • наглядно-образного мышления,
  • осязательных ощущений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди футболистов в одинаковых формах», «Цирк», «Раздели квадрат», «Шершавые дощечки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

53-54

Развитие опосредованной памяти, зрительных ощущений, двигательной сферы.

Развитие:

  • опосредованной памяти,
  • зрительных ощущений,
  • двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Зашифруй предложение»,  «Цветовая угадайка», «Зеваки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

55-56

Развитие мышления, зрительной непосредственной памяти, мышечных ощущений.

Развитие:

  • мышления (операция сравнения),
  • зрительной непосредственной памяти,
  • мышления (установление закономерностей),
  • мышечных ощущений (чувство усилия).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди одинаковые», «Одинаковое, разное», «Точно такие», «Найди девятый», «Рукопожатие»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

57-58

Развитие мышления и осязательных ощущений.

Развитие:

  • мышления (обобщение наглядного материала),
  • мышления (установление закономерностей),
  • осязательных ощущений.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»

Упражнения на развитие психических процессов: «Четвертый лишний», «Найди фигуры», «Тяжелые коробочки»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

59-60

Развитие внутреннего плана действия, зрительной опосредованной памяти, двигательной сферы.

Развитие:

  • внутреннего плана действия,
  • зрительной опосредованной памяти,
  • двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движение).
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Упражнения на развитие психических процессов: «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Замри»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

61-62

Развитие произвольного внимания, мышления и умения ориентироваться в пространстве листа.

Развитие:

  • произвольного внимания (распределение),
  • мышления (абстрагирование),
  • умения ориентироваться в пространстве листа.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Качание икр»

Упражнения на развитие психических процессов: «Вычеркивай буквы и слушай», «Посмотри вокруг», «Где находится чайник?»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

63-64

Развитие мышления и зрительного восприятия формы.

Развитие:

  • мышления (умение сравнивать),
  • мышления (установление закономерностей),
  • зрительного восприятия формы.
  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»

Упражнения на развитие психических процессов: «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Загадочные контуры»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

65-66

Диагностика уровня развития памяти и мышления.

Выявление уровня развития памяти и мышления.

  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

Выполнение диагностических методик «10 предметов», «Установление последовательности событий», «Исключение лишнего»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

67-68

Исследование школьной мотивации.

Выявление учащихся с низким уровнем школьной мотивации.

  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Сова»

Выполнение диагностической методики «Оценка уровня школьной мотивации».

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

69-70

Диагностика уровня развития внимания, воображения и восприятия.

Выявление уровня развития внимания, воображения и восприятия.

  • Упражнение на создание хорошего настроения: «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу».
  • Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»

Выполнение диагностических методик «Тест Тулуз-Пьерона», «Дорисовывание фигур», «Собери картинку»

Рефлексия. Подведение итогов занятия.


Планируемые образовательные  результаты обучающихся

В результате реализации программы,  обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны:

•        достичь воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

•        достичь эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

 Воспитательные деятельности ученика распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов –  приобретение обучающимися социальных знаний.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов коррекционно-развивающей деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.  

К концу года у обучающейся должны сформироваться:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие  действительности и самого себя.

К концу года  должны повыситься:    

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* уровень развития внимания;

* уровень развития мышления;

* уровень развития восприятия;

* уровень развития произвольной сферы;

* уровень интеллектуального развития;

* уровень развития воображения;

* уровень развития речевой активности;

* уровень развития познавательной активности.

 К концу учебного года учащаяся должна уметь:

* признавать собственные ошибки;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно и с педагогом в паре.

Способы и формы оценивания образовательных результатов

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Балльная  система  оценки  позволяет объективно  оценить  промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ БСОШ № 1 им. П.П. Корягина для обучающихся с ОВЗ на 2017-2021 г.г.
  2. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
  3. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
  4. Безруких М.М., Ефимова C.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к  школе и по какой программе лучше учиться. - М.: 1993.
  5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.  Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.
  6. Боровик  O.С.   Развитие   воображения.   Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
  7. Винокурова Н.К.  Сборник тестов  и упражнений для   развития   ваших   творческих   способностей, Серия «Магия интеллекта».-  М.: 1995.
  8. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. - М.:1961.
  9. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания.  - М.:  Первое   сентября, 2004.
  10. Развивающие  и  коррекционные   программы  для работы с младшими школьниками и  подростками: Книга для учителя / отв. ред. И.В. Дубровина. - М.: Тула, 1993.
  11. Субботина O.   Развитие   воображения   детей. – Я.: Академия развития, 1997

Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

Выполнение программы   2018-2019 учебный год

Ф.И.О. учителя – Гаврилова Е.И.

Предмет – коррекционно – развивающие занятия

Класс - 3

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Рабочая программа арттерапевтических занятий для коррекции эмоционально-волевой сферы и поведения учащихся 3-8 классов

Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте.Занятия по данной программе арттерапевтических занятий способствуют...

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Конспект занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Тема: «Грусть»Цель: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.Задачи:1).Формировать понятие о чувстве и эмоции грусть;2).Развивать умение адекватно выражать свои эмоции (гру...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).

Доклад на тему: «Коррекция  двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)»....

«Влияние музыки на коррекцию психоэмоциональной сферы учащихся с проблемами в развитии»

Занятия музыкой с «особыми детьми» - это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые он...