«Влияние музыки на коррекцию психоэмоциональной сферы учащихся с проблемами в развитии»
статья по музыке (6 класс) по теме

Занятия музыкой с «особыми детьми» - это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые они не способны на других занятиях.
Музыка - мощный фактор воздействия на эмоциональную
сферу ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt37.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Влияние музыки на коррекцию психоэмоциональной сферы

учащихся с проблемами в развитии»

Содержание

I. Введение

II. Теоретическое обоснование выбранной темы

2.1. Особенности развития эмоциональной сферы у учащихся со

стойким нарушением познавательной деятельности.

2.2. Влияние музыки на состояние эмоциональной сферы

учащихся.

III. Практическая часть.

3.1. Характеристика развития эмоциональной сферы у учащихся

подготовительного класса.

3.2. Цели и задачи работы.

3.3. Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы на

уроках музыки.

Заключение

Список литературы3

Приложения

I. Введение

« Музыка обладает магической силой, может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб».

                                         У.Конгрив, британский драматург,VIII век

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще.

Пронизывая насквозь все века и эпохи, все расы и национальностимузыка является общепонятным языком. Музыка – это символизация переживаний, это общение, это самовыражение человека. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним

из самых распространенных и доступных видов искусства. По

утверждению Л.С. Выгодского отличительной чертой музыки от остальных видов искусства является отсутствие прямого

подтверждения ее воздействия на деятельность человека

непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкальных занятий имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Занятия музыкой с «особыми детьми» - это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые они не способны на других занятиях.

Музыка - мощный фактор воздействия на эмоциональную

сферу ребенка.

II. Теоретические обоснование выбранной темы.

2.1. Особенности развития эмоциональной сферы у учащихся

со стойким нарушением познавательной деятельности.

Под термином «эмоции» психологи часто понимают особые

внутренние психические состояния, тесно связанные с мотивационно-потребностной сферой личности и проявляющиеся в субъективных переживаниях и экспрессивно-коммуникативном поведении. Эмоции

отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций и проявляются как удовольствие, радость, гнев, страх и т.п.

Эмоциями в большой степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, а так же оценка и регуляция собственных действий.

Л.С.Выгодский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи

интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Утверждая, что развитие олигофренов осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития. Он подчеркивал, что «при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме и считал, что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики.» Он подчеркивал мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется не только своеобразием этой среды, но и 5 индивидуальными особенностями ребенка, теми переживаниями, которые у него возникают. Характер этих переживаний соответствует

тому, как ребенок понимает воздействующие на него обстоятельства.

Характеристика особенностей эмоциональной сферы учащихся

олигофренов представлена в работах Л.В. Занкова, где он пишет о том, что развитие эмоций умственно отсталых учеников определяется внешними условиями: специальным обучением и правильной организацией всей жизни ребенка. Эмоциональная сфера таких детей рассматривается автором в плане возможностей выработки у них личностных черт, способствующих социальной адаптации.

М.С. Певзнер, К.С.Лебединская, Г.Г. Запрягаев в своих работах

подчеркивали, что эмоциональная сфера умственно отсталых

школьников младшего возраста характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными с недостаточной

сформированностью произвольных психических процессов. Такие дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, резким изменениям. Однако у некоторых учащихся наблюдается затянутость, инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. В ряде случаев возникшие у школьников

эмоции неадекватны оказываемым на них внешним воздействиям.

Умственно отсталые учащиеся слабо контролируют свои

эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в решении задач

социальной адаптации умственно - отсталых школьников.6

Она помогает внутренней регуляции поведения, является

способом познания окружающей действительности, общения,

фактором развития личности. Эмоциональные переживания во

многом определяют отношение школьника к воспитательной

ситуации. Положительный фактор является мощным мотиватором деятельности: дети с большим желанием выполняют то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью. С учетом этого в педагогической практике применяют разнообразные психотехнологии (игры, средства литературы и искусства). Музыка – является одним из наиболее доступных и действенных факторов психического развития ребенка.

    Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем

воздействии музыки уходит в древние времена. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное

и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме.

Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на

лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка восстанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего – мелодия, ритм изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

Подобное стремиться к подобному, и поэтому человек будет

получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка

соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

В Америке за последние полвека музыкальная терапия сделала

колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В 1998 году создана Американская музыкальная терапевтическая ассоциация (АМТА). В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, реабилитационных центрах, восстановительных и образовательных учреждениях, поликлиниках,

детских домах, тюрьмах, школах и т.д. Более половины из них

работают с психическими больными, умственно отсталыми и

престарелыми. 70 колледжей и университетов в США готовят

специалистов в области музыкальной терапии.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата,

но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру

физиологии университета Дружбы народов и кафедре

рефлексотерапии Московского стоматологического института

проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен

веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Итак, музыку используют во многих странах в лечебных и

оздоровительных целях.

II.2 . Влияние музыки на коррекцию эмоциональной сферы

учащихся.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе).

Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных

сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были

рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.

 В григорианских песнопениях используются ритмы

естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения

пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

 Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди,

Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

 Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью,

элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать

концентрацию, память и пространственное восприятие.

 Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и

Лист) подчеркивает выразительность в чувствительность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

 Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

 Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

 Румба и макарена обладают живыми ритмами и

импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

 Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют

телодвижения, создают ощущения благополучия.

 Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Стинг, может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжения, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

 Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в

которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

 Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас,

повысить активность.

 Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и

привести в состояние умиротворенности.

Учеными доказано, что музыка в состоянии помочь

сбалансировать эмоциональное состояние и поведение ребенка.

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы

жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором

обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные

исследования показывают, что с помощью вибрации можно

воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную

вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять

различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь,

медитацию способен значительно менять психологическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего

живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую

нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до

мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки

воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием.

Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов, гнев – 40 вдохов.

В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через

музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное

состояние ребенка.

В-четвертых, музыка воздействует на эмоции человека, а

эмоции связаны определенными биологическими реакциями в

организме. Образно говоря, музыка Баха отличается от музыки Бетховена тем, что по-разному воздействует на эмоции слушателя:

одна вызывает одни биохимические реакции, другая – иные. Кроме того, специально подобранная музыка позволяет, дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.

В-пятых, музыка наряду с другими факторами оказывает

глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей

вибрационной, ритмической и мелодической природы.

Следовательно, с помощью музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизиологического состояния организма ребенка и рождает ощущение радости, счастья в момент игры. Кроме того, музыка, влияя на эмоциональную сферу, меняет настроение, позволяет ребенку почувствовать себя в настоящем времени, а также как бы перенестись в прошлое при исполнении известных мелодий.

Известные психологи рассматривают музыку как способ

улучшения эмоционального фона в детском коллективе. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования эмоционально-волевой сферы учащихся, а следовательно помогает решать задачу социальной адаптации учащихся.

III. Практическая часть.

3.1. Особенности развития эмоциональной сферы у учащихся

подготовительного класса.

В подготовительном классе обучается 7 человек: 4 мальчика -

Андрей Б, Виктор К, Алексей Н, Дима Я. и 3 девочки – Алена К,

Елена П, Елена О. Все учащиеся, кроме Алены К., воспитывались до школы в домашних условиях.

Совместно с психологом школы было изучено состояние

эмоциональной сферы учащихся подготовительного класса. Было выявлено, что эмоциональная сфера детей характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной сформированностью произвольных, психических процессов, склонностью к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, которые поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, подчас резким изменениям. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать

смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать, необходимы значительные усилия для того, чтобы дети осознали свои эмоциональные проявления, а так же понимали эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем могли адекватно регулировать свое поведение.

Наблюдения показали, что эмоциональная сфера учащихся:

Алены К, Димы Я, Елены П. характеризуется пониженным фоном настроения, бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-

экспрессивных средств общения.

Алексей Н., Елена О. склонны к быстрой смене настроения

(оживление переходит в плач и в крик) эмоциональной

поверхностности, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию неадекватным формам эмоционального реагирования на одобрения и замечания, чрезмерной импульсивности и взрывчатости.

Только двое учеников правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими их людьми состояние радости, обиды и др.

Дети испытывают трудности со средой адаптации, что нарушило их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. У 86% учащихся класса наблюдается повышенный уровень тревожности. Обнаружено, что у детей этого класса выражена потребность в чувстве покоя, безопасности, в положительных эмоциях в отношениях с окружающими.

У детей подготовительного класса возникает интерес к музыке,

однако он не устойчив, недостаточно выражена отзывчивость на музыку разного характера, наблюдаются неадекватные реакции при восприятии музыкального произведения, слабая концентрация внимания, неумение дослушать музыку до конца. Дети затрудняются в запоминании музыкальных произведений, слабо выражена музыкально-слуховая дифференциация, затруднено различие звуков

по силе (динамике), длительности (ритму), различие звуков по

высоте. У детей наблюдается несовершенство певческой

деятельности, прерывистое дыхание, вялая, размытая дикция,

нарушение вокально-слуховой координации, неточность

интонирования, навыков совместного пения.

Данные диагностического обследования помогают определить

уровень эмоционального благополучия и комфорта в классе как низкий, что является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей.

Исходя из предварительной диагностики, учитывая

психологические и возрастные особенности данных детей, я

поставила перед собой следующую цель и задачи.

3.2. Цели и задачи работы.

ЦЕЛЬ: Осуществлять коррекцию эмоциональной сферы

учащихся средствами музыки.

ЗАДАЧИ:

1. Создавать положительное комфортное эмоциональное

состояния на уроках музыки.

2. Способствовать преодолению негативных форм

поведения, снятию эмоционального напряжения.16

3. Учить детей проявлять адекватные эмоции на музыку

различного характера.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость,

содействовать приобретению навыков искреннего, свободного

общения с окружающими.

5. Способствовать самовыражению через занятия

музыкальной деятельностью.

3.3. Содержание работы по коррекции эмоциональной сферы на уроках музыки.

Занятия музыкой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие

занимает по времени 45 минут. Во время проведения каждого

занятия предусматриваю приемы работы на установление контакта с детьми, снятие напряжения, на расслабление и заряд положительными эмоциями. Урок начинается с музыкального приветствия: распеваем мажорное трезвучие «Здрав–ствуй–те!» - исполняется на одном дыхании. В подготовительную часть урока включаю дыхательные упражнения, которые улучшают психофизиологическое состояние детей, прекрасно снимает стрессы, развивает у детей внешний слух (способность слышать звуки) и внутренний слух (умение «слушать» свой организм, понимать себя) -

тренирует совершенно конкретные дыхательные качества – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания. Перед началом дыхательных упражнений вместе с ребятами вспоминаем три правила:

1. Дышать носом. 2. Не поднимать плечи при вдохе.3. В дыхании должен активно работать живот. ( Приложение. Лист.)

С целью выработки округлого, красивого звучания провожу

артикуляционные упражнения для язычка и губ: «Улыбка-трубочка», «Окно», «Блинчик», «Часики», «Качели», «Болтушка», « Солнышко», «Лошадка», «Грибок», и др. Далее переходим к распеванию гласных звуков, слежу за четкой артикуляцией рта и губ. Для этого использую

Логопедические распевки Т.С. Овчинниковой «Музыкальная

голосилка», «Гуси», «Курочка», «Лошадки», «Колыбельная»,

Песенки - попевки: «Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз» и др.

Слушание музыки провожу с использованием наглядных средств (портреты композиторов, картинки по тематике музыкальных произведений, картины природы, картинки из мультфильмов), что способствует более эффективному восприятию произведений.

При слушании музыки развиваю умение эмоционально

воспринимать музыку, различать ее характер, особенность звучания.

Формирую способность к осознанному и эмоциональному

восприятию образного содержания музыкального произведения; учу слышать изменения в музыке, воплощать музыкальный образ в пластике, учу двигаться выразительно, отображая в пластике движений придуманный образ. После прослушивания произведения вместе с детьми определяем характер музыки (спокойная, грустная или веселая), динамические оттенки (тихая или громкая), темп

музыки (быстрый или медленный, маршеобразный или

танцевальный). С каким настроением они прослушали это

произведение. Для определения настроения детей использую

пиктограммы и цветопись настроения.

Во время занятия помимо обычного прослушивания музыки

(пассивная форма) применяю активные приемы, со сменой видов деятельности предупреждающие утомление и восстанавливающие работоспособность детей, поддерживающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. Во время рисования общих картин, (что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения) происходит сближение детей. На занятиях часто использую метод цветотерапии. Метод, в котором используются

различные атрибуты определенного цвета. Так в песне «Во поле береза стояла» шелковые платочки зеленого цвета благотворно и успокаивающе влияют на эмоциональное состояние детей. В «Музыкальной зарядке» яркие разноцветные флажки: красные, зеленые, оранжевые, желтые - способствовали созданию хорошего настроения и заряд положительной энергии. При рисовании музыки мы также используем эти цвета. Детям очень нравится элементы

арттерапии, где они создают коллективно свои творческие образы, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания, они импровизируют образные и танцевальные движения (превращаются в рыбок, бабочек, птичек…) Хочу отметить, что обычно даже малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей.

Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение любимых песен. За тем переходим к разучиванию новой песни с использованием наглядных средств. Прослушав песню, вместе с детьми вспоминаем, о чем песня, как называются авторы песни? Повторяем слова песни все вместе, затем индивидуально каждый ребенок, все вместе шепотом. Слушание музыки песни.

Показ, как поется первый куплет. Исполняем первый куплет все вместе и с аккомпанементом. Разучивание песен проводятся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Во время пения слежу за правильной посадкой детей (плечи расправлены, не напрягать корпус и мышцы шеи).

Песни для разучивания подбираю простые, ясные по смыслу,

знакомые образы, события и явления: простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми 1 октавы – ля 1 октавы), короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка: «Паровоз»

муз. А Филиппенко, сл.Т.Волгиной; «Ехали, ехали»

муз. М. Иорданского, сл. И. Томаковой; «Дождик»

муз. Парцхаладзе сл. Н. Соловьевой; «Осенняя песенка»

сл. А. Плещеева, муз. Д. Васильева;.«Веселый музыкант»

муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «К нам гости пришли»

муз. М. Ивенсен, сл. А. Александрова; «Мишка с куклой пляшут полечку» муз. и сл. Качурбиной ; «Антошка» муз. Ю. Энтина,

сл. В. Шаинского; «Очень любим маму» муз. Ю. Слонова. и др.

Во время пения формирую устойчивый навык естественного

ненапряженного звучания, не допускаю форсирования звука, как во время пения, так и в разговорной речи. Во время пения особое внимание уделяю эмоциональной окраске музыкальных

произведений, (радостно, игриво).

Одним из активных методов воздействия на эмоциональное

состояние детей считаю игру на детских музыкальных инструментах: маракасы, ложки, бубен, бубенчики и др. Во время выполнения разных заданий и музыкальных игр, дети слышат разные звуки и видят, какие инструменты их издают. Постепенно дети стали различать знакомые инструменты по звучанию, у каждого ребенка появляется свой любимый инструмент – Дима любит балалайку, Алена бубен, Лена барабан. Витя, Андрей, Дима и Лена могут угадать, на каком инструменте проиграна мелодия, не видя самого инструмента. При помощи музыкальных инструментов учу детей различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить

инструмент и его звучание. Для Лены и Леши актуальны и такие задачи, как развитие мелодического слуха, различение темпа, громкости звучания.

Музыкальные занятия помогают развитию чувства ритма

ритмичности движений, речи. Ритм музыкального произведения, с одной стороны, оказывает влияние на эмоциональную сферу детей, а с другой стороны, его восприятие сопровождается своеобразной двигательной активностью. Так на музыкальных занятиях у детей

стало развиваться музыкально-ритмическое чувство, что, в свою очередь, оказало влияние на двигательную, эмоциональную и познавательную сферы. Музыкальное воздействие стимулировало собственную активность детей. Во–первых, заражаясь эмоцией, которую несет музыка, мало активные Алена и Дима, легче включались в общую деятельность, начинали петь или танцевать вместе со всеми, или, если их состояние слишком тяжело для таких сложных видов деятельности, просто более внимательно наблюдали

за окружающими детьми. Во-вторых, сама музыка стимулировала возникновение у детей двигательных реакций, музыка побуждала детей двигаться, что особенно важно в работе с детьми, испытывающими выраженные нарушения моторного развития: обычно пассивная на занятиях Алена, которой трудно совершить произвольное движение, на музыкальном занятии становилась более активной, совершала движения руками, ногами, головой (как будто танцует), пыталась брать музыкальные инструменты и играть на них.

Музыкально-дидактическтие игры, игра на музыкальных

инструментах, танцы и элементы арттерапии способствовали

развитию координации движений, общей и мелкой моторики,

формированию у детей внутреннего контроля над своими

действиями. Если на первых занятиях дети с нарушением

двигательной сферы, Лена и Алена, могли играть только на самых простых инструментах (бубенчики, маракасы), то в ходе

музыкальных занятий им стали доступны и другие более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, кастаньеты).

В значительной мере способствовали коррекции и регуляции

агрессивности и других нарушений поведения у детей приемы

игротерапии. Я использовала как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций. Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие музыкально-дидактические игры, как «Самое веселое (грустное, злое лицо)», «Морская фигура замри», «Злые – добрые кошки», «Станцуем настроение», «Музыкальная зарядка», «Веселые мартышки» и др. На проведение игр отводится 7-10 минут. Игры способствовали мышечной релаксации, снятию физической агрессии,

психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развитию эмоциональной и познавательной сфер каждого ребенка.

(Приложение.). Практически на каждом занятии, я использую

метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, отзывчивость, чувства товарищества, сопереживания. Это песни «Вот какие чудеса» сл. муз. «Песенка львенка и черепахи» сл.С. Козлова, муз. Г.Гладкова;, «Мама» сл.С.Виноградова, муз. Л.Бакалова, «Если добрый ты…» муз В. Шаинского, «Улыбка» сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского, исполнение которых направлено на выполнение поставленных задач.

Нередко на занятиях музыкой я использую прием

музыцирования на детских шумовых и русских народных

музыкальных инструментах. Дети озвучивают при помощи

музыкальных инструментов стихотворения, не только

аккомпанируют тем или иным музыкальным пьесам, но и

импровизируют свои мини-пьесы, в которых отображают свой

внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку.

Музыка располагает к тесному контакту между взрослым и

детьми, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает

психологическое благополучие.

Заключение

Таким образом, по результатам заключительного

обследования отмечается положительная динамика в снятии

напряженности и тревожности у детей, общее эмоциональное

состояние класса стало более благоприятным, повысился

эмоциональный статус у 57 % детей.

У всех учащихся наблюдается положительное эмоциональное

отношение к урокам музыки. У детей накоплен определенный запас музыкальных представлений. Было выявлено, что музыка поднимает у детей настроение, повышает общий жизненный тонус, что способствует снижению тревожности, напряженности ( см. сравнительный график)

Дети с удовольствием слушают музыку. Если в начале года

только один ребенок непродолжительное время слушал музыку, то в настоящее время воспринимают музыку 7 человек (см. график).

 Во время пения, музыкально-дидактический игр дети испытывают удовлетворение, радость, эмпатию.

Большинство детей: Витя К, Андрей Б, Алексей Н, Дима Я,

Алена К, адекватно реагируют на музыку разного характера,

выражают свои эмоции в цвете, в движении, в мимике.

Мною выявлено эффективное использование музыки в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении.

Мы отметили, что музыка в состоянии помочь сбалансировать

психоэмоциональное состояние и поведение детей. Мажорные

мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Народная и детская музыка дает ощущение безопасности.

Успокаивающий эффект носят звуки природы. Таким образом,

слишком подвижная и расторможенная Елена П, благодаря

восприятию музыки, успокаивается, а не решительный и

неконтактный Дима Я. значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. А так же в целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

Занятия по музыке дают богатый опыт общения, наполняют

жизнь радостными и яркими впечатлениями. Таким образом, мы пришли к выводу, музыка – это действенный метод регуляции эмоционального благополучия учащихся, что сказывается на развитии их познавательной сферы и подготовки учащихся к обучению в первом классе.

Библиография

1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого

школьника, учебное пособие, М. «Просвещение», 1986г.;

2. Петрова В. Г, Белякова И. В. Психология умственно отсталых

школьников, М. «ACADEMA» - 2002г.;25

3. Шаповалова О. Е. Технологии коррекционно-развивающего

взаимодействия на умственно отсталых школьников. Журнал

«Коррекционная педагогика» № 4, 2005г.;

4. Кислякова Ю. Н. Социальное и эмоциональное развитие детей

дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»,

2008г.;

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB МАГИСТР,

1993г.;

6. Медведева Е.А Музыкальное воспитание детей с проблемами в

развитии и коррекционная ритмика. Учебное пособие. М.

«АСADEMA», 2002г.;

7. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для

студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС,

1997г.;

8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и

практика: Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.;

9. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку:

Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по

слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001г.;

10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.:

Педагогика, 1985г.;

11. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. –

2-е изд. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1995г.;26

12. Битова А. Л., Константинова И. С. Место музыкальной

терапии в системе помощи ребенку с нарушениями в развитии.

Журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии

№6 ,2007г.

Рекомендованные музыкальные произведения для регуляции психоэмоционального состояния.

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности:

Шопен «Мазурка», «Прелюдии»

Штраус «Вальсы»

Рубинштейн «Мелодии»

2. Уменьшение раздражительности, разочарования,

повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:

Бах «Кантата №2»

Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор».

3. Для общего успокоения, удовлетворения:

Бетховен «Симфония №6» часть 2.

Брамс «Колыбельная»

Шуберт «Аве Мария»

Шопен «Ноктюрн соль-минор»

Дебюсси « Свет луны»

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности:

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21»

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет №5»

Брукнер «Месса ля-минор»

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:

Моцарт «Дон Жуан»

Лист «Венгерская рапсодия»1

Хачатурян «Сюита Маскарад»

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения:

Чайковский «Шестая симфония», 3 часть

Бетховен «Увертюра Эдмонд»

Шопен «Прелюдия 1, опус 28»

Лист «Венгерская рапсодия» 2.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других:

Бах «Итальянский концерт»

Гайдн «Симфония»

Тематическое занятие

«Музыкальный волчок»

Цель: Развитие ассоциативной памяти.

Задачи;

Продолжать учить петь детей естественным голосом, без напряжения,

Одновременно начинать и заканчивать песню.

Точно передавать ритмический рисунок песни.

Уметь петь легким звуком с музыкальным сопровождением и без него.

Оборудование:

Волчок со стрелкой.

Картинки, соответствующие содержанию выученных ранее песен.

Музыкальный центр с фонограммами песен и музыки.

Урок начинается с прослушивание песни «Вместе весело шагать»

Учитель музыки проводит с детьми разогревание голоса.

  1. «Лошадка» (прищелкивание язычком)
  2. «Машина» ( вибрация губ)
  3. «Самолет» ( на звук «у»)
  4. «Паровоз» ( короткий вдох, долгий выдох)

Используются соответствующие картинки (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных: А-О-У-И-Э

(С использованием картинок, изображающих поющих детей)

Педагог:

Ребята я вам сегодня хочу рассказать историю про песенки, которые мы с вами знаем и поем. Однажды я раскрыла ноты с нашими песенками и слышу как они спорят: кто из них лучше всех, кто из них красивее всех.

« Я самая красивая» - сказала песенка про Елочку.

«Нет, я !» - возразила ей песенка про «Осень».

«А я самая веселая!» - крикнула песенка «Веселые гуси»

«А меня дети больше всех любят!» - сказала песенка «Про Львенка и Черепаху»

Поднялся такой шум, что пришлось поскорее закрыть все ноты, чтобы песенки спрятались, успокоились и не спорили друг с другом.

И теперь я не знаю с какой песенки нам начать сегодня петь. Ребята вы не подскажите мне?

(Дети предлагают свои варианты)

А не поможет ли нам музыкальный волчок?

( Перед детьми стоит столик, на нем картинки лежащие по кругу,

соответствующие содержанию песенок,

в центре музыкальный волчок со стрелкой.

Педагог объясняет, как им пользоваться.

Дети по очереди крутят волчок и видят у какой картинки остановилась стрелка волчка. Задача детей определить название песни. Педагог обсуждает песенку вместе с детьми и уточняет характер ее исполнения, напоминает, что песню надо петь всем вместе сразу после вступления.)

Песенки - картинки

«Падают листья» музыка М.Красева, слова М .Ивенсен.

«Паровоз» музыка З.Компанейца, слова О.Высоцкой.

«Антошка» музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина

«Осенняя песенка» М. Парцхоладзе, сл.Н.Соловьевой

«Елочка» музыка М.Красева, слова З.Александровой

«Голубые санки» музыка М. Иорданского, слова М.Клоковой

«Дед Мороз» музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.

« Во поле береза стояла» русская народная песня

«Два веселых гуся»

Между исполнением песен проводятся: загадки,

музыкально-дидактические игры, хороводы,

игра на детских музыкальных инструментах.

Учитель:

Вот и помирил наши песенки музыкальный волчок.

(Крутит волчок. Стрелочка встает между картинками.)

Что это значит ребята?

Да, пришла пора прощаться, До свидания, песенки.

Дети поют «До- сви- да-ни-я!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».

Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...

Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательной сферы учащихся 2-5 классов с трудностями в обучении.

В ряде случаев нарушение речи является не первичным дефектом, а проявляется на фоне органического поражения коры головного мозга, минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития, при к...

Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).

Доклад на тему: «Коррекция  двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)»....

Лыжная подготовка как фактор коррекции двигательной сферы детей, имеющих задержку психического развития

Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....

Статья "Актуализация содержания познавательной сферы дошкольников с проблемами интеллектуального развития в игре"

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практик...

Влияние проектной деятельности на мотивационную сферу учащихся

В презентации говорится о методе усиления мотивации учащихся, а именно, проектной деятельности...