Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы С.Есенин "Черемуха"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Шостак Лариса Викторовна

Конспект урока по чтению в 5 классе коррекционной школы по произведению С.А. Есенина "Черёмуха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

  «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области

Учитель: Шостак Л.В. учитель I  квалификационной категории.

Класс: 5

Предмет: чтение и развитие речи

Дата: 06.04.18 г.

Место и роль урока в изучаемой теме: усвоения новых знаний.

Тема: Стихотворение «Черемуха»  С.А.Есенин

Цель: создать условия для формирования и совершенствования навыков работы с поэтическим текстом

Задачи:

образовательные:  учить читать и анализировать поэтическое произведение путем применения различных видов работ;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, через чтение поэтического произведения, чувства уважения и восхищения красотой родного языка.

коррекционно-развивающие задачи: развивать выразительность устной речи при чтении и говорении ,  расширение словарного запаса.

Дидактические средства:

для учителя: презентация, видео прочтение стихотворения, портрет С.А. Есенина, карточки со словами, чистоговорками, экран

для обучающихся: Чтение учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, автор-составитель З.Ф. Малышева  – М.: «Просвещение», 2006,  карточки со словарными  словами, чистоговорками.

Словарь:  Роса медвяная , зелень пряная, 
кисточки атласные,  под жемчугом росы,
проталинка , вкрадчиво ,под кручею. 

 

Ход урока:

I  Организационный момент.

1)Психологический настрой.

Вставайте дружно каждый раз(слайд)

Когда учитель входит в класс

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята на улице ясно, светит солнышко и я хочу, чтобы вы получили хорошее настроение от нашего урока.

 2)Речевая разминка:

Работа с текстом чистоговорок. Нужно дополнить чистоговорки. Ребята читают в парах: один ученик начинает читать, второй подбирает подходящее слово. Каждой паре достается по 2 чистоговорки (на карточках)
1)На-на-на – начинается …
весна
Та-та-та – это такая …
красота(Рамиль, Света)
2)Ло-ло-ло – на улице… 
тепло
Це-це-це – ярко светит …
солнце (Женя, Настя Матвеева)
3)На-на-на – на дворе у нас…
весна
Ель-ель-ель – на улице
капель(Алеша,Света)
4)Ик-ик-ик – расцвёл первый …
подснежник
Ой-ой-ой – в воздухе пахнет …
весной(Настя Кулешова, Вова)
Ну-ну-ну – я люблю …
весну(Алеша)

- Ребята, кто был внимательный? Скажите, на какую тему чистоговорки вы прочитали?

- На тему: «Весна».

- Верно, и это не случайно, сегодня на уроке мы еще поговорим об этом времени года. И узнаем еще много интересного и загадочного о весне, только уже со слов известного русского поэта.

II Проверка домашнего задания.

Вспомните с биографией какого поэта знакомились на прошлом уроке? Расшифруйте фамилию: 1Е2С3Е4Н5И6Н7.

 Предлагаю проверить свои знания о жизни поэта при выполнении теста(тест содержит несколько вопросов с вариантами ответов, проверка со слайда, самооценка)

  1. Чем с детства восхищался Сергей Есенин? (природой, футболом)
  2. В каком возрасте начал сочинять Есенин? (в 9 лет, в 20 лет)
  3. Как называлось село в котором родился поэт? (Зиянчурино, Константиново)

Подчеркните правильный ответ. Проверка со слайда.

III Актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством гениального поэта , Сергея Александровича Есенина. Чтобы узнать название произведения вам нужно разгадать загадку:

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она 
Вся от ягоды черна.

Сообщение ученика о кустарнике черемуха (Настя Матвеева)

Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

IV.  Сообщение темы, цели и задач урока. 

Итак, сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением С.Есенина, которое называется «Черемуха».
- Как вы думаете, какую работу мы должны будем выполнить с этим стихотворением? Давайте вместе поставим цели.
- выразительно … прочитать;
- объяснить … непонятные слова;
- проанализировать содержание стихотворения.

V. Первичное восприятие стихотворения

1. Послушайте стихотворение (видеоролик с записью стихотворения)

- Просмотрите и послушайте внимательно видеоролик.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение ?

-Понравилось ли вам это стихотворение?

-Чем оно вам понравилось?

2. Обмен впечатлениями о прослушанном. Слайд

Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.

Слайд 

Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:

чтобы передать радость общения с природой;

чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

3. Словарная работа

Некоторые  слова вам были непонятны. Попробуем их объяснить (слайды)

Роса медвяная – ароматная, с запахом меда.

Зелень пряная – с ароматным запахом.

Кисточки атласные – нежные, красивые.

Под жемчугом росы – драгоценное украшение.

Проталинка – место, где стаял снег, и открылась земля.

Вкрадчиво – любезно, доверчиво.

 Под кручею – под крутым спуском, обрывом.

Проговаривание слов с доски ( после проговаривания дети наклеивают в тетрадь слова, записав предварительно число и тему урока)

VI. Физминутка (проговаривание со слайда)

Мы войдем в весенний лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки вверх и покачали –

Это дерево в лесу.

Кисти мы сейчас встряхнули –

Это ветер сбил росу.

В стороны руки и плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем

Руки сложили вот так.

VII. Чтение стихотворения учащимися и анализ стихотворения

1)Самостоятельное «жужжащее чтение» чтение:

Прочитайте стихотворение в полголоса, проговаривая каждое слово.

- Учащиеся пробуют самостоятельно, выразительно прочитать стихотворение по следующей рекомендации: 
-читаем медленно, проговаривая каждое слово; 
-читаем, соблюдая логические ударения и паузы там, где стоят знаки препинания;
-читаем выразительно, передаём чувства автора.
1 группа читает полностью стихотворение (Матвеева, Кулешова, Меньщиков, Ситмухамбетов, Гнездилова), 2 группа – 4 столбика (Любушкин), а 3 группа – 2 столбика (Коноплев).

2) выборочное чтение

Вопросы для анализа:

  1. А теперь, давайте проанализируем стихотворение.
    Для начала, посмотрите, как изображена черемуха на фотографиях и картинах художников (на слайдах). Может быть какие-то картины совпадут с вашими представлениями.
    В какое время года черемуха особенно красива и почему? Ответ найдите в тексте. Прочтите 1 столбик стихотворения.
  1. Как Есенин описывает цветы черемухи? 
    Найдите и прочтите строчку в стихотворении, которая повторяется дважды. («Черемуха душистая»). 
    Ребята, вы когда–нибудь вдыхали аромат цветов черемухи? Как пахнут ее цветы? (приятно, очень ароматно)
  1. Что такое роса (атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями)? 
    Когда она бывает (утром)?
    Как выглядят растения и деревья, когда на них роса? Прочтите 2 столбик. Как выглядит зелень с росой у Есенина в стихотворении? (сверкает)
  1. Можно ли сказать, что автор любуется черемухой, очень подробно ее рассматривает (да, Есенин описывает ее цветы, ветки, место, где она растет и что ее окружает)?
    А с кем Есенин сравнивает черемуху? Ответ найдите в тексте, прочтите 3 столбик. (С девицей-красой)
  1. Чтобы усилить влияние весны, автор описывает не только черемуху, а что еще? Что в стихотворении  разговаривает и песенки поет? Ответ найдите в тексте, прочтите 4 и 6 столбики. (маленький ручей)
    А кому ручеек поет песенки?
    Скажите, если черемуху Есенин сравнивает с девицей, то ручеек с кем? (с юношей)
  1. Вы слышали, как бегут весной ручьи? Красиво журчат? Можно сказать, что они как будто … разговаривают, поют песенки.
  2. Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства у вас возникли?
  3. Захотелось ли вам, чтобы поскорее распустилась и зацвела черемуха?

- Ребята,  вы обязательно понаблюдайте, когда зацветет черемуха, это время наступит скоро, ведь уже весна. Теперь, я думаю, вы иначе будете смотреть на черемуху. Вдыхать ее аромат, благодаря такому замечательному стихотворению Сергея Есенина, который изобразил так живо и красиво цветение черемухи.

Предлагаю украсить дерево черемухи цветами (на доске деревце с листочками), на цветах написаны слова, которыми можно назвать черемуху(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют кисти черемухи со словами-ароматная, чудесная, кудрявая, белоснежная, стройная, душистая, прекрасная)

Вывод: -Велик и богат наш русский язык, посмотрите какими красивыми словами можно назвать черемуху.

9. Конкурсное чтение в парах по четверостишиям. Прочитайте все стихотворение, соблюдая паузы, передавая настроение автора, а также ваше отношение.

VIII. Аргументированное оценивание за урок.

 Домашнее задание

Приготовить наизусть чтение отрывка стихотворения

IX. Итог урока

О чем стихотворение Есенина?

Какие слова и выражения помогают вам представить красоту весеннего цветения черемухи?

X. Рефлексия: Если вы считаете, что вам было все понятно и комфортно на уроке-прикрепите солнышко, если вам было что то неясно-тучку. В нашем классе стало  по-весеннему светлее и теплее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы. Тема "М.В.Ломоносов"

Урок - путешествие с элементами игровой деятельности....

Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»

Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...