Корень и однокоренные слова, 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Сонина Татьяна Олеговна

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о составе слова.

Задачи: формирование умения выделять в слове корень;

развитие словарного запаса детей;

воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: мультимедиа, карточки со словами, индивидуальные карточки, таблица с правилом, иллюстрация «Грамматика и Корень».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Корень и однокоренные слова».

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о составе слова.

Задачи: формирование умения выделять в слове корень;

развитие словарного запаса детей;

воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: мультимедиа, карточки со словами, индивидуальные карточки, таблица с правилом, иллюстрация «Грамматика и Корень».

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (на столах учебники, тетради, сигнальные карточки, ручки, карандаши).

Повторение даты, порядкового номера урока.

II. Повторение пройденного.

1.На экране картинка с изображением Грамматики и Корня.

Учитель читает разговор героев:

-Здравствуй, уважаемый. Как тебя зовут?

-Меня зовут Корень. Я глава семьи родственных слов.

-А как ты узнаёшь своих родственников?

-Все родственные слова близки по смыслу, и в них повторяется общая часть – корень.

-А пример можешь привести?

-Пожалуйста. Вот родственные слова: лесок, лесник, лесовик, лесной, лесничество. Все они имеют общий корень –лес-.

-Я вижу, ты спешишь куда-то.

-Да, я тороплюсь к ребятам. Без меня они не смогут понять состав слова.

Учитель:

Какие знания о корне вы нашли в разговоре героев?

Объявление темы урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1.Запись числа, «Классной работы».

2. Минутка чистописания: СсjCсjCсj ЗзlЗзl ЦцIЦцI

- Какие буквы спрятались?

- Какие слова спрятались с этими буквами? сjоjбjаjкjа зjаjяjц уjлjиjцjа

-Какие слова – родственники можно образовать от этих слов? (собачья, заячья, уличная)

2. На экране картинки: утка и утята, текст.

Старая утка пошла по базару,

Детям своим накупила товару.

Старшему сыну купила корзину,

Второму сыночку купила цепочку.

Третьему сынишке купила штанишки. (П. Соловьёва)

-Выберите из стихотворения подписи к рисункам.

- Найдите и назовите родственные слова (сыну, сыночку, сынишке). Запись слов в тетради.

- Найдите в словах общую часть (сын). Объясните значение каждого слова. Выделите общую часть карандашом.

- Запомните! Общая часть родственных слов называется корнем (на доске вывешивается правило)

3.Физминутка (на экране): «Раз – нагнуться, разогнуться. Два – прогнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть».

IV. Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику, с.40, упр.60.

- Прочитайте слова? (хлебушек, хлебец, хлебница, хлебопёк, хлеборезка, хлебный (мякиш) (На доске карточки со словами)

- Откройте учебник на с.40, найдите упр.60. Прочитайте первое предложение. Соедините остальные слова с их значением. Запишите предложения по образцу.

2.Запись трёх предложений. Выделение корня.

Хлебушек – ласковое название хлеба. Хлебец – небольшой хлеб. Хлебница – посуда для хлеба

(индивидуальная работа – двое учащихся списывают с карточки)

Проверка (экран). Чтение получившихся предложений, однокоренных слов, корня. Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.

(Оценки).

3. Физминутка. Упражнения для глаз.

4. Выборочное списывание.

- Какие слова мы сегодня изучаем? (Прочитать правило на доске).

А теперь внимание на экран.

(На экране стихотворение: «Водяной сидит в воде, водоросли в бороде. Волосы, как тина. Вот и вся картина»).

-Выбрать однокоренные слова (водяной, воде, водоросли). Как они называются по-другому? (Однокоренные) Почему? (Одинаковый корень). Назовите корень в данных словах. (-вод-)

-Запишите слова, выделите корень (запись на доске и в тетрадях).

V. Итог урока.

- Над какими словами мы работали на уроке?

- Какие слова называются родственными?

Домашнее задание: с.41, упр.61. Запишите слова в тетрадь, выделить корень.

Вторая группа – по 3 слова.

Используемая литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида, Москва «Просвещение» 2009

Учебник «Русский язык» 5 класс, авторы Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, Москва «Просвещение» 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень и однокоренные слова" 5 класс..

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык. 5 класс. Коррекционная школа.Тема: Корень и о...