конспект занятия "Зима"
план-конспект на тему

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Зима"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Конспект занятия                                                  

                            по обучению грамоте

       

                    « В гости к царице Грамоты»

                      в старшей группе «Сказка»              

             для детей с фонетико – фонематическим    

                           недоразвитием речи

                                                                                     учитель-логопед

                                                                                     Максимова И.А.

                                 

                                                       г. Лутугино

                                       « В гости к царице Грамоты»

ЦЕЛЬ:  

 - совершенствовать фонематический слух, навыки звукового,      слогового, языкового анализа;

  • совершенствовать навык слогового чтения;
  • закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков,    - упражнять в умении вычленять часть из целого и составлять целое из частей;

-закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственных слов;

-развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости;

-        развивать мышление, наблюдательность, внимание.

-        воспитывать любовь к родному языку, умение работать в микрогруппах.
ОБОРУДОВАНИЕ.

Письмо царицы Грамоты, «ковер-самолет», домики Гласных и Согласных, замок царицы, деревья с листочками, на которых написаны родственные слова и дано изображение, «кирпичики» с предметными картинками, «Слоговая гусеница», фишки для звукового анализа, кроссворды, простые карандаши, книга с призами.

Организационный момент
Педагог. Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились: учились красиво
произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные
рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу Я очень этому рада. Но об этом
узнала еще и царица Грамота. От нее пришло письмо-приглашение.
Послушайте его: «Здравствуйте, ребята группы «Сказка». Я долгое время
наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в
покорении очень трудной науки - грамматики. Вы очень прилежные ребята и
достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но
путь туда весьма долог и опасен. Ведь вам предстоит пройти улицу Звучащую,
перебраться через речку Звенящую, повстречаться со Слоговой гусеницей. А
там и мой дом. Удачи!»
        

Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие?

Дети: Да.

Педагог. Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои и силы. Психологический настрой

(дети проговаривают стихотворение с закрытыми глазами, взявшись за руки) Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.


Педагог. Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?

Дети. На машине, поезде, самолете, велосипеде.

Педагог. Ребята, не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на

котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный.

Дети, сегодня мы отправимся на ковре- самолете.

(педагог расстилает «ковер-самолет», дети садятся.)

Педагог. Сядьте поудобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками

колени), закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим.

(звучит запись ветра)        

Педагог. Какой бывает ветер?

Дети. Ласковый, теплый, знойный, холодный, обжигающий, ледяной.

Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи

назовет.

Дети.

  • Сначала подумай, потом говори.        |
  • Говори в спокойном темпе.
  • При разговоре смотри на собеседника.
  • Говори всегда на выдохе.
  • Слова в предложении говори всегда слитно.
  • В конце предложения делай паузу.
  • Не перебивай того, с кем разговариваешь. Педагог. Молодцы, скорее в путь!

Речевая гимнастика 

Педагог. Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути улица Звучащая. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

Дети. Там звучат разные звуки.

Педагог. А какие бывают звуки?

Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы

разговариваем.

Педагог. Если улица Звучащая находится в стране Грамотной и красивой

речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы

уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся, язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собаки рычали; р-р-р.

В стойле коровы мычали: м-м-м.

На улице пчелы жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины бежали: тр-р-р.

В небе далеком гудел самолет: л-л-л.

Свистели от ветра все провода: с-с-с.

Капала в кухне из крана вода: к-к-к.

Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.


Педагог. Смотрите на улице Звучащей два домика, прочтите кто в них

живет?

Дети. Гласные и Согласные.

Педагог. А вот и буквы, которые разнес ветер, помогите им найти свои

домики. (Дети называют букву и помещают в соответствующий домик).

Педагог. Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались,

но что такое «чаща»?

Дети. Это густо посаженные деревья.

Педагог. Какие деревья вы знаете? (дети отвечают)

Работа с родственными словами

Педагог. Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из

маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это - из слова

«рука». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?

Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.

Педагог. А что такое родственные слова?

Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.

Педагог. Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными.

Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им

поможем. Разделитесь на две группы, прочтите слова на литочках и скорее

найдите не подходящие, т.е. не родственные словам «рука», «вода».

Дети. Вода- водный- водяной- водоросли- (завод)- водолаз;

Рука- ручной- безрукавка- рукодельница- рукава- (друг.)

Педагог, Почему, вы решили, что эти слова не родственные?

Дети. У них другой смысл.

Педагог. Ну, молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.

Выделение первого и последнего звука в слове

Педагог. Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

Река Звенящая вас ждет,

Но не пройти ее вам вброд.

Кирпичики сложите в мостик

И поспешите ко мне в гости      

            Царица-Грамота

Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить чтобы получился хороший мост? Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке, (дети складывают мостик и проходят по нему) А теперь нас встречает гусеница.

Навыки слогового анализа.

Я- гусеница не простая,

Гусеница слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с нами

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперед,

  Кто слова во мне найдет.

Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на Слоговой

гусенице,  и найдите свою пару, чтобы получилось слово,  (дети

подбирают пару.
А теперь мы добрались до улицы предложений, но предложения

непонятные. Дети читают. Цветок сидит на бабочке. И строят

предложение правильно - Бабочка сидит на цветке. Появляется

иллюстрация с правильным предложением.

Педагог, Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамоты, но похоже дом

закрыт, а на двери замок. Смотрите на замке какие-то обозначения, на что

они похожи?

Дети. На фишки для звукового анализа.

Педагог. Наверное, надо сделать звуковой анализ слова замок. Давайте

попробуем.

Дети выполняют задание.

Педагог открывает дверь замка, там записка:

Кроссворд, если разгадаете,

Какой сюрприз вас ждет, узнаете.

Кроссворд.

1 .Если б не было, его не сказал бы ничего. (Язык)

2.Запах пирожков от роз отличать умеет. (Нос)

З.Брат с братом через дорожку живут, один другого не видят. (Глаза)

-

1

2

3

4

5

:■

4.Стоят два брата, кафтаны из бархата, Красные наряды, живут рядом

  То сойдутся, то разойдутся. (Губы)

 5.В маленьком домике - круглое окно

   Никого не видно, в домике темно.

   Там живет сова, глаз не смыкает, ловит слова.

(Уши)

    По вертикали читается слово книга.

 Дети: Надо искать книгу,  находят книгу, в ней записка:

«Я прошу у вас прощенья, Что не застали вы меня, Много дел, но очень рада,

Что вы здесь, а вот награда!»

(В книге лежат книжечки для каждого ребенка).                                                                    И девчонки и мальчишки

Могут все узнать из книжки.                                 И такой подарок, дети,      Интересней всех на свете!

Вот и закончилось наше путешествие. Это книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!                                                         Педагог. Нам пора возвращаться в детский сад. Усаживайтесь на ковер-

самолет и в путь. Итог занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...