Главные вкладки

    Интегрированный урок математики и СБО в 7 классе. Тема: «Семейный бюджет».
    план-конспект урока (6 класс) на тему

    Сурина Ольга Павловна
    • Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
    • Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
    • Учить самостоятельно планировать бюджет семьи.
    • Воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету.
    • Учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.
    • Развивать коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon semeynyy_byudzhet.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Семейный бюджет».

    Цель урока: знакомство детей с понятием “семейный бюджет”.

    Задачи урока:

    • Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
    • Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
    • Учить самостоятельно планировать бюджет семьи.
    • Воспитывать детей бережно относиться к семейному бюджету.
    • Учить соотносить свои желания, потребности и возможности, ценить труд всех членов семьи.
    • Развивать коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

    Коррекционная цель урока: коррекция модально – специфических видов памяти

    Оборудование урока:

    • Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
    •  Интерактивная презентация “Семейный бюджет”
    • Конверты семейные (в них бланки доходов и расходов)
    • Доходы семьи – 4 шт. – приложение 2.
    • Бланки расходов – 4 шт. – приложение 2.
    • Деньги
    • Листочки для самостоятельной работы

    Ход урока

    1. Организационный момент. 

    Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока. Слайд 1

    Прочитайте слова немецкого писателя Авербаха Бертольда, которые я выбрала эпиграфом к уроку. “Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства”. Вторая и третья часть этого высказывания красной линией пройдёт через наш урок. О рассудительности и искусстве траты денег мы будем сегодня говорить. Слайд 2

    1. Устный счет.

    1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

    а) Игра "числовая карусель".

    Цель: актуализация знаний о последовательности натурального ряда чисел; вычислительные приемы сложения, вычитания, умножения и деления.

    Зачитываю по одной задаче, по мере ее решения на экране появляется ответ.

    1. В ящике лежит 15 пакетов с сахаром, а с мукой на 6 пакетов больше. Сколько пакетов с мукой?  21
    2. Булка хлеба стоит 10 рублей. Сколько стоит 6 таких булок хлеба? 60
    3. 40 кг фруктов разложили в ящики по 10 кг в каждый. Сколько ящиков?  4
    4. В упаковке 7 рядов йогурта по 2 штуки в каждом ряду. Сколько всего йогурта? 14
    5. Всего 28 ящиков с овощами. Из них 10 ящиков с картофелем, а остальные с овощами. Сколько ящиков с овощами?  18

    В квадрате появляются числа 21, 60, 4, 14, 18

    - Назовите числа, запомните их.

    - Закройте глаза. (Одно число закрыто.) Какого числа не хватает?

    - Какое число лишнее?

    - Почему? (Нечетное.)

    - Если слова  расположить  правильно, то мы можем причитать пословицу.

    Без нужды живет, кто деньги бережет

    - Обьясните  смысл пословицы.

    III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала (1–2 мин.).

    Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы. Слайд 3. 

    Давайте вспомним. Слайд 3.
    Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.)
    Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год).)
    Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
    Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
    Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.)
    Откуда государство получает доходы? (Большую часть из налогов.)
    Что такое налоги? (Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.)
    На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий.)

    Цель – постановка учебной задачи. 

    Слайд 4.

    Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Кто знает, как называется это маленькое государство? 7Я (семья)

    Сформулируйте тему урока. ( “Семейный бюджет”).

    IV. Этап изучения новых знаний (5–6 мин.).

    Цель – самостоятельно добывать информацию с последующим обсуждением в группе; уметь анализировать информацию.

    Цель – контроль знаний терминов и понимание их назначения

    Слайд 5.

    Давайте определим, что относится к семейным доходам, а что к расходам. Возьмите карточку подходящего цвета:  доходы – синий цвет, а расходы – красный. (На экране поочерёдно появляются статьи доходов или расходов, дети поднимают нужный цвет, а затем, по щелчку мыши, происходит проверка.)

    V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся

    Фамилии семей. Загадки (1 мин.).

    Цель – жеребьёвка групп, учить применять знания, приобретённые на других уроках (русский язык “Однокоренные слова”), для решения конкретных задач.
    За партами вы сидите группами, значит, семьи у нас уже есть. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать их в фамилии.

    Без рук рисует,
    Без зубов кусает. (Мороз – Морозовы)

    Большой подсолнух в небе,
    Цветёт он много лет,
    Цветёт зимой и летом,
    А семечек всё нет. (Солнце – Солнцевы)

    Комочек пуха, длинное ухо,
    Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц – Зайцевы)

    (Группа, которая отгадала загадку и преобразовала отгадку в фамилию, получает конверт с листками доходов и расходов. см. Приложение 2)

    Работа со счётным материалом. Доходы семей (4–5 мин.).

    Цель – учиться считать доходы семьи.
    Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, посмотрите, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ними.
    Посчитайте совокупный доход вашей семьи за месяц.

    Слайд 6.

    Давайте проверим ваши подсчёты. На экране 3 округлённых прямоугольника. По щелчку по одному из них появляется фамилия. Встаёт глава семьи и  называет сумму дохода.
    Если всё верно – семья получает премию – 500 рублей. Если ошибка при подсчёте – штраф 500 рублей.  Такая система поощрений и наказаний действует на протяжении всего урока. Дети должны понимать, что доходы и расходы могут быть и неожидаемыми (выигрыш в лотерею, премия, подарок, гонорар, случайный заработок, штраф за превышение скорости, потеря денег и т. д.)

    Подсчет денежных средств.  (4–5 мин.)

    Цель – учить считать деньги; учить считывать информацию из источника; использовать знания, полученные на других предметах.

    Слайд 7.

    Вы узнали доходы вашей семьи за месяц, а теперь нужно отсчитать необходимое количество денег. Школьники высчитывают необходимую сумму. За правильный ответ вы получаете премию – 500 рублей.

    Обсуждение расходов семьи (4–5 мин.).

    Цель – выбрать из списка первоочередные расходы.

    Слайды 8–9. 

    Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. На экране эти же товары. Обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги в первую очередь. Поставьте галочки напротив 3 пунктов. (Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов дети ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута.) Доходы семей разные, а, значит, и статьи расходов у вас не одинаковые.

    Давайте проверим, что вы выбрали  (ответы детей).
    В чём едины все семьи? (Квартплата, еда, транспорт, …)
    Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д. Откуда брать деньги на них?

    Физкультминутка (2–3 мин.).

    Цель – снятие мышечного напряжения.

    Слайд 10.

    Одна из статей расходов – это досуг семьи. И сегодня мы отправимся в зоопарк,  
    где вам необходимо запомнить и по очереди  называть всех  животных.  

    Слайд 11.

    Работа со счётным материалом. Расходы семей (2–3 мин.).

    Цель – проверить себя, правильный ли выбор сделали в предыдущем задании.

    Слайд 12.

    Откройте цены товаров и подсчитайте ваши результаты. Проверьте, сколько денег  потратилось на ваши покупки.
    (Работа в группах.  Кто-то из группы отсчитывает колобки, потраченные на нужды семьи. Затем сравнивают результаты.) За правильно выполненную работу получаете премию – 500 рублей
    (Объектив проектора временно закрыть.)

    VII. Этап коррекции (2–3 мин.).

    Цель – найти пути устранения ошибок, если они были при выполнении предыдущего задания.
    У кого остались деньги? Что это значит? (Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения.)
    У кого денег не осталось?  Что это значит? (Расходы превышают доходы.)
    Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки …)
    А теперь давайте посмотрим, сколько денег осталось в вашем семейном бюджете.
    Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т. д.)
    Что значит экономить? Расходовать экономно, бережно.
    На чём бы вы экономили? (Игрушки, развлечения, сладости...)
    А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)

    VIII. Этап контроля и самоконтроля (5–6 мин.).

    Цель – контроль знаний по теме, самоконтроль.

    Слайд 13.

    Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:

    • Мама, папа, я – наша дружная …Семья
    • Дети получают детское …Пособие
    • Родители получают на работе …Зарплата
    • То, что тратит семья …Расходы
    • Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
    • Бывает государственный, семейный…Бюджет
    • Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

    Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.

    IX. Этап подведения итогов занятия (1–2 мин.).

    Цель – подведение итогов. 
    Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
    Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.
    Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

    X. Этап рефлексии (1 мин.).

    Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.

    XI. Этап информации о домашнем задании (1 мин.).

    Цель – закрепление изученного материала.
    Вместе с родителями посчитать бюджет своей семьи.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок математики в 5 классе. Тема «Действия с натуральными числами»

    Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучен...

    Интегрированный урок "Математика и природа" по теме: "Действия с дробями" в 6 классе.

    Данная презентация предназначена для повторения действий с обыкновенными и десятичными дробями, с использованием задач с экологическим содержанием. Учащиеся узнают о животных, занесенных в Красную кни...

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МАТЕМАТИКА + БИОЛОГИЯ, 10 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «СОБЫТИЕ И ВЕРОЯТНОСТЬ В ТЕОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

    В школьном курсе учащиеся зачастую не видят связи между предметами, и не предполагают, что знания, полученные в одной предметной области можно применять и в другой. С помощью интегрированных уроков уч...

    Презентация к уроку по ОЗОЖ 9 класс тема "Семейный бюджет"

    Презентация к уроку ОЗОЖ 9 класс. Дается понятие "семейный бюджет", его доходная часть и расходная часть....

    Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема: «Семейный бюджет»

    Конспект урока по обществознанию 6 классТема: «Семейный бюджет»...

    Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"

    Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...

    Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)

    Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....