Рабочая программа для 6 класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Дмитриева Наталия Викторовна

Рабочая программа по "Живому миру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_6.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

                                                                                                   

Рабочая программа

Название предмета: «Живой мир»

Класс: 6

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов  70,  кол-во часов в неделю 2

УЧИТЕЛЬ:

Дмитриева Наталия Викторовна

Пояснительная записка к программе обучения «Живому миру».

Живой мир является специфическим для обучения учащихся с тяжелым нарушением интеллекта. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждения VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с нарушением интеллекта, в общем и речевом развитии от своих нормально развивающихся сверстников. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Курс «Живой мир», по своей значимости для детей с нарушением интеллекта, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другими учеными предметами, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Программа построена концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Это неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу».

Живой мир как предмет по развитию речи призван обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся учатся составлять простые предложения, отвечать на вопросы и составлять диалог. Учатся видеть, сравнивать, обобщать,  конкретизировать, делать элементарные выводы, описывать предметы и явления. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях , правильно наблюдать и устанавливать связи , выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.

В работе с детьми следует широко использовать разнообразные дидактические игры. Так, например, в ходе изучения темы «Дикие животные», готовящей детей к игре «Кто подает голос», используются следующие игры: «Назови, кто это?», «Найди детенышу маму», «Чудесный мешочек»  и др.

Овладение учеником с ОВЗ прочными знаниями — длительный процесс, который требует большого количества упражнений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию, используемому материалу, форме, проводиться систематически в различных вариантах и постепенно усложняться.

Важное место в системе работы по обогащению опыта детей занимает экскурсия, в ходе которой они получают возможность ознакомиться с деятельностью и отношениями людей в естественных условиях: в магазине, аптеке, на почте и т. п. Эффективность проведения экскурсии определяется целым рядом факторов. В процессе закрепления знаний, полученных на экскурсии, традиционно используется беседа по картинке. Учитель задает детям вопросы, требующие от них не только внимательного восприятия изображенного, но и использования знаний, полученных во время экскурсии. Таким образом, не только воспроизводится полученная ранее информация, но и актуализируются те приятные переживания, которые с ней непосредственно были связаны. Возникает желание поиграть.

Кроме беседы с использованием картины можно провести и другие виды работы. Так, содержание картины целесообразно дополнять элементами драматизации. Учитель помогает детям создать «живую» картинку — копию рассматриваемой, что будет способствовать более глубокому пониманию смысла действий людей, изображенных на ней. Можно также проиграть возможные дальнейшие действия, т. е. «нарисовать» продолжение картины.

Эффективным является использование приема «комментированного рисования». С этой целью педагог рассаживает детей, помогает им нарядиться в соответствии с заданной ролью, выбрать называемые предметы и разложить их, после чего зарисовывает возникающий «сюжет», используя высказывания детей по ходу рисования. Этот вид работы по «созданию» картины позволяет ребенку лучше понять тот факт, что изображение отражает реальные действия и тем самым способствует развитию более глубокого восприятия картины.

Важным средством закрепления впечатлений детей от экскурсии является отражение своих впечатлений в рисунке. С этой целью учитель проводит специальные занятия, поскольку дети с выраженной умственной отсталостью практически самостоятельно не рисуют, а, следовательно, и не стремятся выразить свои впечатления в рисунке. Педагог рисует и комментирует свой рисунок, воспроизводя уже увиденную и прожитую ситуацию, называет персонажей картинки и т. п.

Желательно, чтобы педагог сделал по ходу экскурсии 2-3 фотографии, а затем рассмотрел их с детьми, побеседовал по ним, разложил их с каждым ребенком в логической последовательности. Эти фотографии можно выставить на стенде и постоянно возвращаться к их рассматриванию и беседе по ним.

Большое значение в обогащении опыта детей имеет участие в этой работе родителей. Выполняя конкретные задания, поставленные педагогом (сделать вместе с ребенком покупки в магазине, на рынке, в аптеке; показать и рассказать ему, как это нужно делать и т. п.), родители становятся активными участниками коррекционно-воспитательного процесса. Такая совместная деятельность является очень эффективной. 

Кроме этого особое место в обучении детей с ОВЗ «Живому миру» занимают мультимедийные средства обучения: презентации, видиофильмы, документальные фильмы, которые позволяют ребенку получить знания и впечатления о тех или  иных объектах живого мира, которые они не могут наблюдать непосредственно и получить более объемную и конкретную информацию о знакомых объектах.

К концу пятого года обучения половина учащихся имеет представления о диких и домашних животных, определяет их по внешнему виду, могут назвать или показать их детенышей имитируют их голоса, могут показать на картинке изученных птиц, насекомых, некоторые растения. Некоторые учащиеся могут на картинке показать названное время года.

Особые трудности у обучающихся вызывает изучение растений, диких птиц, сезонных изменений.

Программа составлена с учетом психологических и интеллектуальных особенностей детей 6-го класса с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

При составлении программы мы не только учитывали особенности учащихся, но и продумывали дозировку материала, последовательность его подачи, при этом использовали научный материал.

Мы выделили два этапа обучения: 1-ый период повторения, который включает материал предыдущих годов обучения; 2-ой – изучение нового материала.

По данным психолого-педагогического наблюдения за учащимися класса мы выделяем три подгруппы:

1-ая подгруппа – учащиеся, отлично усваивающие материал (П.В, Б. А.) .

2-ая подгруппа -  учащиеся, хорошо усваивающие материал (А.А., Б. М.,  М. М.).

3-тья группа – учащиеся, удовлетворительно усваивающие материал (К.Н., К.Л., С.А., С.Г., Б.Д.).

Сходя из состава класса, данная программа разделена на три уровня обучения.


Учитывая неоднородность состава 6 класса, данная программа обучения содержит достаточно длительный период повторения.

Цель периода повторения – повторение и закрепления знаний, полученных в 5 классе.

Задачи данного периода:

1. Закрепить знания учащихся о живом мире, полученных во 5–ом классе.

2. Закрепить знания  о признаках времен года, об изменениях в природе по месяцам.

3. Закрепить знания о внешним виде птиц, зверей, рыб, насекомых, человека, полученных во 5-ом классе.

4. Закрепить умение называть или показывать необходимый предмет, показывать жестами или, по возможности, словами, природные явления (холод, жару ит.д.).

5. Закрепить умение показывать части тела животного или человека.

6. Закрепить знания об изученных растениях, умение распознавать деревья по листьям, коре, веткам.

Длительность пропедевтического периода может варьироваться в зависимости от особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Основной период обучения подразумевает более детальное изучение учебного материала в пропедевтический период.

Цель основного периода – познакомить с новыми объектами живого  мира и расширить и закрепить уже имеющиеся знания.

Задачи, соответствуют задачам периода, повторения, но включают в себя более детальное изучение окружающего мира:

  • Познакомить учащихся с новыми видами растений, животных;
  • Продолжать учить  классифицировать растения и животных по классам (месту произрастания, месту обитания и т.д.);
  • Продолжать учить исключать четвертого лишнего по определенному признаку.
  • Продолжать работу по изучению сезонных явлений;
  • Закреплять и уточнять знания учащихся о видах животных, их детенышей, месте обитания, способе питания, умение воспроизводить их голоса;
  • Воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе.

Учащиеся, не владеющие речью, также активно включаются в работу, активно используя мимику и жестикуляцию. Формирование знаний об окружающем мире происходит в процессе специально организованной деятельности детей.

На живого мира  в 6 классе отводится 2 час в неделю. За год  70 часа.

Рекомендуемые темы:

 Овощи (свекла, лук, репа). Употребление этих овощей в пищу.

Фрукты (слива, абрикос, персик)

Бахчевые (дыня, арбуз). Цвет, величина, форма, вкус.

Деревья (ель, сосна). Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья  (хвоя).

Комнатные растения (пеларгония, алоэ). Название. Распознавание.

Цветы садовые (роза, георгин, гладиолус). Название. Распознавание.

Цветы весенние (нарцисс, ландыш, тюльпан). Название, распознание.

Домашние животные (овца, свинья). Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.

Дикие животные (кабан, лось, олень, волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж). Части тела, чем питаются, как передвигаются. Сравнение с домашними животными. Жизнь животных осенью, зимой, весной, летом.

Птицы (грач, скворец, ласточка). Дополнение к пройденному в 5 классе: какую пользу приносят человеку. Внешний вид. Какую пользу приносит человеку. Перелетные и зимующие птицы.

Насекомые (муравей, божья коровка, майский жук). Внешний вид этих насекомых, где они живут, сходство и различие, название.

 Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Лето: солнечные, жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибов.

Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад.

Зима: морозы, метели, иней.

Весна: таяние снега и льда, оттепель, первые весенние цветы.

Ведение календаря погоды. Практическая работа. Сезонные работы в саду, на огороде.

Работа в живом уголке: посадка луковичных растений, фасоли.

Экскурсии в парк, лес для наблюдений за осенними, зимними и весенними изменениями в природе.

Основной формой образовательного процесса является  урок. На уроках ведущая роль отводится учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность, не допускающие переутомление или негативизм.

 В программе предусмотрено разграничение материала на 3 уровня т.к. учитываются разные возможности учащихся по усвоению в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Если тема не усвоена учащимися, предполагается выделение дополнительных часов для закрепления.

Требования  к уровню подготовки обучающихся (выдвигаются условно).

1 уровень  сложности (обученности)

Учащиеся под контролем учителя с высокой долей самостоятельности должны знать/понимать:

  • Называть и показывать расположение основных частей  тела и лица;
  • Называть  и распознавать времена года, явления природы;
  • Называть  6 - 7 объектов из серии обобщающих слов: овощи, фрукты, деревья, кустарники, комнатные и дикорастущие растения, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, насекомые  и их графическое изображение;
  • Называть изученных животных, птиц, насекомых, рыб; уметь описать их внешний вид, способы питания, различать их по голосам;
  • Называть и различать изученные виды растений, уметь описать их;
  • Группировать предметы по основным признакам;
  • Исключать четвертый лишний на изученном материале;
  • Уметь определять время года по основным признакам;

2 уровень  сложности (обученности)

Учащиеся под контролем учителя должны знать/понимать:

  • Показывать расположение основных частей  тела и лица;
  • Показывать  4 - 5 объектов из серии обобщающих слов: овощи, фрукты, деревья, кустарники, комнатные и дикорастущие растения, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, насекомые  и их графическое изображение;
  • Показывать изученных животных, птиц, насекомых, рыб; уметь описать их внешний вид, способы питания, различать их по голосам;
  • Показывать изученные виды растений, уметь описать их;
  • Группировать предметы по основным признакам с помощью учителя;
  • Исключать четвертый лишний на изученном материале с помощью учителя;

3 уровень  сложности (обученности)

  • Показывать расположение основных частей  тела и лица;
  • Показывать  2-3 объекта из серии обобщающих слов: овощи, фрукты, деревья, кустарники, комнатные и дикорастущие растения, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, насекомые  и их графическое изображение;
  • Показывать изученных животных, птиц, насекомых, рыб; уметь описать их внешний вид, способы питания, различать их по голосам;
  • Показывать изученные виды растений, уметь описать их;

Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

Содержание программы учебного предмета

№ раздела

Название раздела

Название темы

Кол-во

Часов на тему

Кол-во

Часов на раздел

1.

Сезонные изменения

Лето. Растения летом. Цветение луговых трав.

1

8

Лето. Жизнь животных летом. Выращивание потомства.

1

Лето. Жизнь птиц летом. Выкармливание птенцов.

1

Золотая осень. Сезонные изменения осенью.

1

Поздняя осень. Сезонные изменения осенью.

1

Сезонные изменения зимой.

1

Зима в городе. Признаки зимы.

1

Сезонные изменения в природе весной.

1

2

Домашние животные

Домашние животные повторение.

1

4

Кролик. Название. Внешний вид. Части тела. Питание. Образ жизни.

1

Курица. Петух. Гусь. Название. Внешний вид. Части тела. Питание. Образ жизни. Польза для человека.

1

Утка. Название. Внешний вид. Части тела. Питание. Образ жизни.

1

3

Дикие животные

Дикие животные. Виды диких животных (хищные, травоядные, всеядные).

1

6

Травоядные животные: заяц, лось, белка.  Название. Внешний вид. Питание. Образ жизни.

1

Хищные животные: волк, лиса, рысь. Название. Внешний вид. Питание. Образ жизни.

1

Всеядные животные: медведь, еж. Название. Внешний вид. Питание. Образ жизни.

1

Кто как готовиться к зиме.

1

Животные зоопарка. Заповедники для диких животных.

1

4

Птицы

Перелетные птицы: гуси, лебеди, скворцы, грачи.

1

6

Зимующие птицы: ворона, воробей, голубь, синица. Название. Внешний вид. Питание.

1

Образ жизни птиц зимой.

1

Помощь птицам зимой. Подкормка птиц.

1

Грач. Название. Внешний вид. Питание. Польза для человека.

1

Скворец. Название. Внешний вид. Питание. Польза для человека.

1

5

Насекомые

Жуки. Название. Внешний вид. Питание. Образ жизни. Вред и польза жуков.

1

1

6

Черви

Дождевые черви. Название. Внешний вид. Питание. Образ жизни. Польза дождевых червей для природы.

1

1

7

 Деревья

Деревья: внешний вид, части дерева.

1

9

Лиственные деревья: дуб, береза, тополь, клен.

1

Хвойные деревья: ель и сосна.

1

Сравнение ели и сосны по форме хвои, кроне, плодам.

1

Осенний лес. Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

1

Деревья зимой. Д/И «Угадай дерево»

1

Зимний сон растений.

1

Деревья весной. Пробуждение деревьев. Экскурсия на пришкольный участок.

1

Цветение деревьев. Верба.

1

8

Кустарники

Кустарники. Название. Внешний вид.

1

4

Место произрастания. Распознавание по внешнему виду

1

Сравнение деревьев и кустарников.

1

Садовые ягоды: смородина, крыжовник.

1

9

Овощи

Овощи. Овощи нашего региона.

1

2

Редис, лук. Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

1

10

Фрукты

Осенние дары: фрукты.  

1

3

Фрукты нашего региона. Употребление фруктов в пищу.

1

Д/И «Что где растет», дифференциация овощей и фруктов.

1

11

Бахчевые

Бахчевые: дыня, арбуз.  Название. Произрастание. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

1

1

12

Ягоды

Дары леса. Лесные ягоды: клюква, черника, брусника. Название. Форма. Вкус. Различение по цвету, форме, величине, вкусу.

1

2

Ягоды лесные: клюква, черника, брусника. Употребление в пищу, заготовка ягод на зиму.

1

13

Садовые растения

Садовые цветы (роза, георгин, гладиолус)

1

1

14

 Комнатные растения

Бегония. Название. Внешний вид. Распознавание по внешнему виду.

1

5

Герань цветущая. Название. Внешний вид. Внешний вид.

1

Декабрист. Название. Внешний вид. Распознавание по внешнему виду.

1

Алое. Название. Внешний вид. Распознавание по внешнему виду.

1

Уход за комнатными растениями.

1

15

Первоцветы, дикорастущие растения

Подснежник. Тюльпан. Нарцисс. Название. Внешний вид. Место произрастания. Распознавание по внешнему виду 

1

2

Незабудка, колокольчик. Название. Внешний вид. Место произрастания. Распознавание по внешнему виду.

1

16

Человек

Человек. Части тела человека.

1

3

Органы чувств человека.

1

Человек и дикая природа.

1

17

Живая природа

Живая природа. Значение живой природы в жизни человека.

1

7

Связь живой и неживой природы. Защита живой природы.

1

Жизнь диких животных весной.

1

Классификация живой природы на растительный и животный мир.

1

Животный мир Земли. Классификация животного мира.

1

Растительный мир Земли. Классификация растительного мира.

1

Солнце, влага, тепло - для растений добро.

1

18

Экскурсии

Экскурсия на пришкольный участок для наблюдения за растениями.

1

1

19

Практические работы

Практическая работа. Наблюдение за веткой тополя, пробуждение ветки.

1

3

Практическая работа. Посев семян фасоли в ящик

1

Практическая работа. Посадка луковичных цветов.

1

20

Повторение

Повторение

1

1

Критерии оценивания элементарных знаний и умений учащихся по альтернативному чтению:

•        Оценка "5" ставится, если ученик все правильно показал или ответил на вопрос;

•        Оценка "4" ставится, при ответе были 2-3 ошибки;

•        Оценка "3" ставится, если  работа выполнена пассивно, практически полностью сопряжено с учителем.

Оценка может быть повышена, если учащиеся ранее не проявляющие самостоятельность, начинают ее проявлять.

Учебно-методические средства обучения

  • наглядные пособия (плакаты с изображением животных, предметов окружающей действительности);
  • дидактический материал (карточки с изображением животных);
  • набор предметных картинок;
  • предметные картинки;
  • сюжетные картинки;
  • коррекционные задания и упражнения;
  • индивидуальные печатные задания для раздачи учащимся;
  • игры: лото, игры-пазлы, содержащие материал по изучаемым темам;
  • мультимедийные средства: обучающие диски по темам; презентации учителя;
  • презентации учителя по темам: «Дикие и домашние животные», «Голоса животных», «Игры «Четвертый лишний», «Времена года»  и т.д.
  • Фигурки животных, птиц, насекомых
  • предметные картинки с изображением различных животных
  • Аудиозаписи звуков окружающей действительности и голосов животных;
  • Видеофильмы о жизни животных, временах года.

Список литературы:

  1. Бгажнокова Ирина Магомедовна, Баряева Людмила Борисовна, Бойков Дмитрий Игоревич и др. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»
  2. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. М. 1984г. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Старшая группа», Москва, «Элизе Трэйдинг» 2000. – 224 с.
  3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа», Москва, «ЦГЛ» 2003. - 237с.
  4. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие. – М., Просвещение, - 1987. – 93 с.
  5. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. «Ребёнок среди природы», Минск, «Полымя» 2000. ..
  6. Вересов Н., Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников, // Дошкольное воспитание, 1995 г.
  7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой – М., Просвещение, 1993 г.
  8. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой., М, Просвещение, 1978 г.
  9. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных», Москва, «Просвещение» 1988. – 384 с.
  10. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей  детского сада/ А.А.Каменева и др.-М.,1983
  11. Калинина. Педагогические пути совершенствования ознакомления умственно отсталых дошкольников с живой природой: дис… канд. пед. наук. – Л., 1989.
  12. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные  Пособие для педагогов /Т.М. Лифанова/ М:.Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.
  13. Маневцева Л.М., Саморукова Н.В.  «Мир природы и ребёнок», Санкт-Петербург, «Акцидент» 1998. – 556 с.
  14. Марковская М.М.  «Уголок природы в детском саду», Москва, «Просвещение» 1989. – 270 с.
  15. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // НИИ дефектологии АПН СССОР: Под ред. Л.П. Носковой. –М.: Педагогика, 1984.
  16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика):  Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред
  17. «Солнечный зайчик»    Е.Г. Речицкая, А. Л. Филоленкр-Алекснеева Москва, 2005 г.
  18.  «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щепитина

Москва, 2006г.

  1.  «Природа и мы»  Волгоград, 2006г.
  2. «Обучение чтению в специальных  коррекционных классах. 1 класс.  Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.
  3. Живой мир 1 класс, авторы Матвеева Н. Б., Котина М. С., Куртова Т. О.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Учебная программадля подготовки учащихся отделения ДЮСШ по футболу

Настоящая программа разработана на основе примерной программы по футболу для ДЮСШ и СДЮСШОР, утверждённой федеральным агенством по ФКиС....

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...