Особенности мышления у детей с задержкой психического развития
презентация к уроку на тему

Гераськина Юлия Михайловна

Презентация и теоретическая часть

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 «ЗВЕЗДОЧКА»

Выступление на родительском собрании

 на тему:

«Особенности мышления у детей с задержкой психического развития»

        Подготовила:

Учитель-дефектолог

Гераськина Ю.М

Клин 2018

Мышление – является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. 

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления:

  • Предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет. Ребенок на практике решает примитивные задачи – вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок.
  • Наглядно – образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
  • Словесно – логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.

Дети с диагнозом «задержка психического развития», как правило, страдают нарушениями речи, в результате чего им сложно составлять план действий, используя речь. Имеет свои отклонения и внутренняя речь, что негативным образом отражается на способности логически мыслить. К общим недостаткам мыслительной деятельности детей с ЗПР можно отнести следующее.

  1. Несформированная поисковая и познавательная мотивация. Детям неинтересно получать и решать новые задачи, они не знают как справиться с трудностями, и стараются как можно быстрее переключить внимание на игру. Если настоять на решении задачи, такой малыш сможет выполнить лишь самую простую ее часть, не беспокоясь об основном результате. В процессе школьного обучения такие дети не заинтересованы в результате, быстро устают, не любят узнавать что-то новое, что, в свою очередь, тормозит их развитие.
  2. Отсутствие плана при выполнении мыслительных задач. Особенность мышления детей с ЗПР — неспособность построить схему работы. Они действуют спонтанно, быстро. Наглядно это выглядит так: малыш получает задание и инструкцию для его выполнения. Вместо того чтобы изучить инструкцию и выполнить задание в соответствии с ней, он отбрасывает ее и пытается быстро справиться сам, не задумываясь о результате и неизбежных ошибках при таком подходе.
  3. Невысокий уровень мыслительной активности. Особенности мышления таких детей также проявляются в излишней поспешности выполнения заданий, часто наугад, без учета условия и без наличия правильного плана работы. Многие дети пытаются справиться с заданием, используя собственную интуицию. Получаемые в результате правильные в некоторых случаях ответы они объяснить не смогут.
  4. Шаблонность. У детей с ЗПР отмечается нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им сложно работать по образцу с выделением его основных частей и установкой взаимосвязи между ними и собственными действиями.

В игровой ситуации эти дети обычно достаточно актины, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие из познавательной деятельности, появляется преимущественно при усвоении программного материала, познавательных интересов детей с ЗПР, сочетается с нарушением внимания, плохой координацией движения. У таких детей наблюдается более скудный, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, запас сведений об окружающей действительности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания на развитие мыслительной деятельности детей

Слайд 4

«На одной из этих картинок есть ошибка. На какой? Объясни почему»

Слайд 5

«На какой тарелке груша лежит перед яблоком?»

Слайд 6

«Найди тень»

Слайд 7

«Что получится, если вырезать фигуру, нарисованную на сложенном листе?»

Слайд 8

«На каком рисунке поза мишки и зайки совпадает с верхней картинкой?»

Слайд 9

«Что находится близко от девочки, что далеко?»

Слайд 10

« Путешественники решили сфотографировать домик. У кого какая фотография получилась?»

Слайд 11

«Робот решил убраться. Что он сделал не так? Найди восемь ошибок»

Слайд 12

Самолет взлетал в небо 4 раза и после каждого полёта садился. Сколько раз садился самолет?

Слайд 13

Кукла хочет ехать в автобусе с зелеными колесами и кузовом такого же цвета, как ее платье. Покажи этот автобус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности внимания у детей с задержкой психического развития"

Этот материал является методической темой по самообразованию.....

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".

Презентация была представлена в  городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"

Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....

Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда....

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития

   Дети с задержкой речевого развития испытывают огромные трудности в усвоении письменной речи, в результате чего появляются специфические ошибки письма и чтения.     В...

Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»

Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...