« Характеристика детей, обучающихся по коррекционно-развивающей программе»
консультация на тему

Надежда Анохина

 

Рассмотрим категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации.

 

 

 

 

                                                                

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Выступление на РМО учителей –логопедов 16.11.2018 год.

На тему: « Характеристика детей, обучающихся по коррекционно-развивающей программе».

Рассмотрим категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации.

Дети с двигательными нарушениями, сДЦП. У данной категории детей могут наблюдаться параличи, парезы, которые ограничивают речевое общение, не позволяют им хорошо контролировать артикуляцию. У воспитанников с ДЦП отставание в развитии речевого общения часто служит следствием нарушений речевой моторики. К ним относятся ограниченная подвижность мышц языка и губ, насильственные движения, затрудняющие звукопроизношение, расстройства дыхания и голосообразования. У многих детей с церебральным параличом рот полуоткрыт, усиленно слюнотечение, наблюдаются затруднения при жевании, иногда при кусании,  глотании, питье из чашки и т.п. Нарушения звукопроизношения усиливаются за счет общих двигательных расстройств. Так, при ярко выраженных насильственных движениях в конечностях усугубляются насильственные движения в мышцах лица и языка, голосового и дыхательного аппарата. При общем повышении мышечного тонуса напрягаются мышцы речевого аппарата.

Многие дети с двигательными нарушениями, единственной формой коммуникации которых было выражение согласия и отрицания (например, они поднимали глаза для обозначения слова «да»), получили технологические коммуникационные средства для новых возможностей коммуникации. Детям с ДЦП очень важно использовать вспомогательные технические средства  (компьютерные технологии), помогающие расширять арсенал средств общения.

Дети с аутизмом. Согласно МКБ-10, аутизм - своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется к 2,5 годам. Он был впервые описан в 1943 г. Лео Каннером. Основные признаки аутизма: нарушение контакта с окружающим миром, общения с людьми. Особенности аутичных детей описаны в работах К.С. Лебединской, О.С. Никольской и др. Обязательные составляющие РДА, так называемая «триада аутизма» :

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия;
  2. Нарушения коммуникации;
  3. Повторяющиеся и стереотипные элементы поведения.

Ребёнок с аутизмом не замечает людей, хочет, чтобы его оставили в покое. Если взрослый пытается вступить с ним в контакт, он становится напряженным, агрессивным, проявляет недовольство по отношению к человеку. Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других- у ребенка наблюдается умственная отсталость.

Развитие речи у детей с РДА имеет особенности: одни воспитанники по срокам опережают речевое развитие своих здоровых сверстников, у других наблюдаются задержка речи,  эхолалии,  постоянное произнесение цитат из рекламы, книги. Речь аутичного ребёнка не направлена на общение со взрослыми , он получает удовольствие от манипулирования своими словами, звуками. В некоторых случаях речь полностью отсутствует.

        Дети с аутизмом обычно плохо владеют жестами. Считаются, что они не имеют осознанного намерения воздействовать на внимание взрослого. В обучение детей с аутизмом включают альтернативную, графическую (визуальное расписание) или жестовую коммуникацию. Эти формы расширяют способы общения.

Дети с речевыми нарушениями.

Речь- сложная многоуровневая функциональная система, базирующаяся на совместной деятельности трех основных блоков мозга: энергетического, операционного и программирования. Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов: восприятия, мышления,  эмоционально-волевой сферы.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно отставание сроков появления первых слов и фраз. Стремление к речевому общению проявляется по-разному: у одних наблюдается низкая речевая активность (у детей с алалией, заиканием), у других –стремление к контакту, но с эмоциональной нестабильностью, раздражительностью (ринолалия,  сенорная алалия, заикание и др.), что приводит к повышенной истощаемости.

Детей с нарушениями речи обычно не учат альтернативной коммуникации, как основному языку. Как правило. Они относятся к группе вспомогательных средств для поддержания разговорной речи. Используют жесты, фотографии, картинки. Данные средства позволяют понять ребенка и помогают ему осмысленно отвечать на вопросы. Это способствует налаживанию социального взаимодействия и общения с родственниками.

Дети с нарушениями интеллекта.

Термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС.

Умственная отсталость – такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, поведение, физическое развитие. Диффузный характер патологического развития детей данной категории вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности (ВНД).

Существуют две формы умственной отсталости : олигофрения и деменция.

Олигофрения возникает в результате поражения головного мозга в период пренатального (внутриутробного),  натального  (во время родов), раннего постнатального (до 3 лет) развития. При ней отмечаются тотальность и иерархичность нервно-психической деятельности.

Выделяют следующие степени олигофрении: дебильность, имбецильность  и идиотию.

При деменции наблюдается распад сформированных ранее психических функций. Данное состояние возникает после 3 лет и характеризуется необратимостью интеллектуального дефекта.

В качестве альтернативной коммуникации в основном используются жесты, помогающие развивать речь, следовательно, и общение.

Дети со множественными нарушениями.

У детей со множественными нарушениями наблюдаются двигательные нарушения, особенности развития зрения и слуха. Для них характерны специфические виды стереотипности: потирание рук, раскачивание. Использование коммуникации в данном случае не приведет к расширению словаря, развитию речи, но поможет выразить свои желания и потребности.

Альтернативная коммуникация поможет соблюдать правила в обществе, структурировать поведение, составить программу действий ребёнка: например, при разработке предметного расписания (каждый предмет может напоминать, что он должен сделать: чашка -обозначает «пить», пирамидка- «занятие»).  

                                                                   

                                                                   Учитель-логопед- Анохина Надежда Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей обучающихся по программе "Школа 2000..."

Дети обучающиеся по программе "Школа 2000..." характеризуются рядом психолого-педагогических особенностей, что несомненно сказвается на развитии речи....

Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса(второй год обучения) (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе

Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе...

Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса(второй год обучения) (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе

Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Оригландия" с коррекционно-развивающим уклоном.

Образовательная программа доплнительного образования детей "Оригландия" с КРО расчитана на детей с 7 до 11 лет.            Авторская дополни...

Анализ имеющегося опыта применения компьютерных коррекционно – развивающих логопедических программ и игр на логопедических занятиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Всем известно, как в наш компьютерный век сложно увлечь детей, а использование интерактивных средств помогает создать у них положительную мотивацию. Такими возможностями обладают компьютерные коррекци...

Отчет о проделанной обучающей и коррекционно- развивающей работе с детьми 2 группы за 2-е полугодие 2020-2021уч.г.

Цель проведения диагностики: выявление уровня усвоения программного материала детьми по разделам реализуемой программы. Диагностика нервно-психического развития позволяет определить те или иные наруше...