Логопедическое занятие по теме "Дифференциация У-Ю.
план-конспект на тему

Иванова Венера Борисовна

конспект занятия по дифференциации гласных 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_po_teme.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация У-Ю. 

Цели:

  1. Умение различать гласные У - Ю устно и на письме.
  2. Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.
  3. Обучать дифференциации мягкости и твёрдости согласного посредством гласных У-Ю.

Задачи:

     -образовательные: формировать и закреплять знания детей в различении гласных у-ю;

     -коррекционные: развивать мышление, слуховое  и зрительное  внимание; развивать умение сравнивать артикуляцию парных гласных у-ю с опорой на речедвигательные  ощущения, слуховое и зрительное восприятия; повторить условия при которых буква «Ю» обозначает два звука; формировать умение правильно выбирать гласную букву «у» или «ю» при выполнении письменных заданий; упражнять в обозначении мягкости и твердости согласных цветом; развивать умение узнавать гласные «у»,»ю» в словах, определяя твердость и мягкость предыдущих согласных, комментируя свой выбор;

    -воспитывающая: воспитывать интерес к учебе путем подбора интересного материала.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с заданиями, цветные ручки (синие, зеленые, красные), мяч, слоговые таблицы, картинки с изображением мальчика и девочки.

                                           Ход урока

   1.Орг.момент.

Поприветствуем друг друга.

Настроимся на правильную речь,  выполним упражнение на дыхание (1-3 вдох через нос, а на 1-5 выдох через рот).

Сядет тот, кто скажет какое сейчас время года,  перечислит зимние месяцы.

Проводим артикуляционную гимнастику:

Чередуем  «улыбка», «трубочка»; «вкусное варенье», «часики», «качели», «барабанщики», «лошадка».

II. Повторение.

 Вспоминаем какая была тема на прошлом уроке.

Буквы а-я. В чем сходство ,а в чем различия?  

    

    

   

    

    

– Назовите гласную 1 ряда.

– Назовите гласную 2 ряда.

– Как произносятся гласные 1 ряда ? (Произносятся твёрдо, строго).

– Как произносятся гласные 2 ряда ? (Произносятся ласково, мягко, нежно).

– Назовите пары гласных.

III. Постановка цели. Объявляю тему урока и цель.

Лог: Сегодня на уроке будем работать с гласными У-Ю, находить сходство и различие этих букв и звуков.

1. Артикуляция:

У

сходство и отличие

(трубочка, строго)

Ю

(улыбка, трубочка, мягко)

2 Рассматривание букв У, Ю.

– Из каких элементов состоит буква У ? (Две наклонные палочки).

– На что похожа буква У? (Ушки у зайчика, рожки у улитки, сук у ствола).

Буква У напомнит ушки
у зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже
так на букву У похожи!

Пририсуем сук к стволу
и увидим букву У.

(На доске изображение этих картинок).

– Из каких элементов состоит буква Ю? (Палочка и кружок, их соединяет черточка).

– На что похожа буква Ю?

Ходит пешком
баранка с посошком.

Чтобы О не укатилось,
крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось…
получилась буква Ю.

3. Конструирование букв из гороха на пластил.дощечке.

4. Письмо букв в тетраде под диктовку. (Для предупреждения оптических нарушений).

Уу Юю ЮЮ уу юю

5. Рассмотреть таблицу на доске.

 

к

н

б

в

г

з

д

л

У

ку

ну

бу

ву

гу

зу

ду

Лу

  Ю  

  кю  

  ню  

  бю  

  вю  

  гю  

  зю  

  дю  

  лю  

– Прочитать согласные буквы, записанные в 1 строчке.

– Назовите гласные.

– Прочитайте слоги 1 ряда. Прочитайте слоги 2 ряда.

– Как произносятся слоги 1 ряда?

– Как произносятся слоги во 2 ряду?

– Какой гласный влияет на смягчение согласного? Почему?

– С каким гласным согласный произносим твёрдо?

Перекидывания мяча: му-мю, лу-лю, ру-рю и т,д.

Ф/ мин. (развитие мелкой моторики и чувства ритма).

1 2 3 4 5 Загибать пальцы.
Будем мы рисовать.
Круговые движения кистями рук, пальцы сложены в щепоть.
Вот головка, вот животик,
Руками рисовать м. и б. круг.
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек
Рисовать в воздухе колечки.
Получился человечек
Развести руки в стороны.

6. Вот куклы, которых вы нарисовали. Нужно дать им имена.

Куклы уже подсказывают как их звать. Нужно только подставить буквы, которые мы сегодня учили.

Л*ША Л*ША

Девочка ЛУША. Мальчик ЛЮША? Смотрит сердито, почему?

Не хочу я быть девчонкой,
я мальчишка боевой.
Быстро Люше помогайте,
имя мальчику вы дайте.

Лог: Я нарисую еще одну точку, а вы добавьте букву. ИЛЮША

Луша и Илюша будут помогать нам на занятии.

7. Какие слова понравятся Луше? Илюше? (записать в 2 столбика).

(Арбуз, клубок, кукла, люстра, ключ, клюква, груша, брюки).

8. Луба лубит изум.

– Разве можно без улыбки видеть Лушины ошибки?

Быстро Луше помогайте,
все ошибки исправляйте.

  • Люба любит изюм. (Записать в тетрадь).
  • Мама кюпила Илуше улу. Мама купила Илюше юлу.

Твердые согласные перед «у» подчеркнуть синим цветом, а мягкие согласные перед «ю»- зеленым цветом.

9. И Илюше помогайте, слова  быстро составляйте. (Устно).

Показываю картинки, а дети поднимают карточки-«у» или «ю».  

Вывод: Гласный Ю придает мягкость согласной. Гласный У – твердость.

Итог: Чему учились на уроке? С какими согласными дружит «у», а с какими согласными дружит  «ю»?

Все молодцы,  похлопаем друг другу в ладоши!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»

    Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия".  Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...