Возможности игры в коррекционной работе с детьми
статья на тему

Орлова Ольга Анатольевна

Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_igry_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Орлова О.А., учитель-логопед

                                                                ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида

                                                                Приморского района  Санкт- Петербурга

     

             Возможности игры в коррекционной работе с детьми

     

       В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

      Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

      Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

       В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности — учебной. Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

       Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в группе ГБДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

      Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить функции игры.       Обучающая функция — развитиеобщеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр.

     Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие.

      Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр.

       Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.

       Функция самовыражения — стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

        Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.

       Одним из положений педагогической теории игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. За основу классификации игр С. А. Шмаков разделил все детские игры на следующие виды:

 –  Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные)

 –  Социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые, драматические, деловые)

 –  Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры)

 – Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры)

          В детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности создаются с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

        В физическом направлении развития детей зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. В игровой форме проводится утренняя и бодрящая гимнастика, различные физминутки и подвижные игры. С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

      Для социально-личностного направления создается центр сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр труда. Интеграция этих областей способствует познанию окружающего мира и успешной социализации в нём через игру, способов поведения и отношений с людьми, развивается связная речь, пополняется словарь.

       В центре музыкально-театрализованной деятельности подобраны дидактические игры по знакомству с музыкальными инструментами, с разными звуками. Воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные виды театра (настольный, пальчиковый, театр картинок, Бибабо).

       В познавательно-речевом направлении развития ребёнка создан центр речевого развития «Мы познаем мир», центр развивающих игр, экологические центры. В центре собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

       Игра — важнейшее направление коррекционной работы всех специалистов ГБДОУ.     Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

       В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируется чувство коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности ребёнка.  

Литература:  

1.Артамонова О. «Предметно-пространственная среда» //- Дошкольное воспитание 1995г № 8  

2. Губанова И. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»// М.: Мозаика Синтез 2006г.    

3. Дыбина О. В. «Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старшего дошкольника» М:, 2008г              

4. Жуковская Р. И. «Игра и ее педагогическое значение» — М.: Просвещение, 1984г                5. Заворыгина Е. «Особенности воображения детей в игре»// Дошкольное воспитание 1986 № 12  «Игра дошкольника» под редакцией С. Л. Новоселовой М,1989  

6. Петровский В. А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» -М., 1993г.              

7. Выготский Л. С. «Собрание сочинений» В 6 т- М., 1982г; т4–1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:- обучение глухих и слабослышащих детей нормам р...

Использование театрализованных игр-занятий с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья  интереса к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату этой деятельности – одна из важнейших задач коррекционно-раз...

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями (из опыта работы Гудкова И.А.)...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...