Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ
статья на тему

Тарасюк Наталья Алексеевна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Основной смысл работы воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт. Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_s_ovz.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Духовно-нравственное воспитание

детей с ОВЗ

Воспитатель: Тарасюк Н.А.

2018

Тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Духовно-нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения воспитанников, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл работы воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт. Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности воспитанника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Перед педагогом стоят следующие задачи:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение воспитанников в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);
  • создание условий для восприятия целостной картины мира;
  • формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
  • организация внеурочной деятельности;
  • организация профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
  • создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
  • создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
  • ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
  • укрепление взаимодействия семьи и ОО через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. Окунаясь в общение во время обучения со сверстниками, мировоззрение их расширяется, и задача воспитателя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными воспитанниками.

Перед воспитателем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого воспитанника в практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей воспитателя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил воспитанников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Направления работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию:

Духовно-нравственная, патриотическая деятельность

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.

Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии воспитательных часов «В мире профессий»,

Художественно-эстетическая деятельность

Развитие у воспитанников способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

Организация и проведение общешкольных праздников: «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы».  Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям.

Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.

Участие в выставках поделок и конкурсах различных уровней

Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид).

Деятельность в области формирования правовой культуры

Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав воспитанников и граждан РФ. Формирование толерантности.

Экологическая деятельность

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Профориентационная деятельность

Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Построение профессиональной и личной перспективы.

ВЫВОД:

Работа по духовно-нравственному развитию воспитанников должна быть системной. Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если воспитатель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать воспитанникам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...