Использование ИКТ В работе учителя-логопеда
консультация на тему

Важная информация по использованию ИКТ в работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Подготовил

Учитель – логопед

МКОУ СОШ МО Славный

Жуликова О.Б.

Предисловие

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.

Научно-методическая деятельность

Информационно-компьютерные технологии логопед может использоваться в научно-методической работе:

- оформлять документацию по организации коррекционно-образовательного процесса (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, задания с материалом для закрепления дома, консультации для педагогов и родителей, памятки и т.д.);

- создавать информационный банк нормативной базы, банк сведений о детях, имеющих речевые нарушения;

- использовать программы Excel для составления графиков и диаграмм, обрабатывать результаты диагностических исследований;

- использовать различные графические редакторы и программы (WinRaR, Windows Movie Maker, Adobe Photoshop CS3, Microsoft Office) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал и информационные стенды;

- накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы и обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы;

- повышать профессиональное мастерство: узнавать новости в сфере коррекционной работы; находить дополнительный, иллюстрированный материал для работы; повышать уровень самообразования с помощью Интернет-ресурсов; обмениваться опытом, наработками с другими педагогами; участвовать в Интернет-проектах, мастер-классах; презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

Дидактические принципы

Использование информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности с детьми требует соблюдения дидактических принципов.

1. Принцип активности ребенка. Повышать интерес к логопедическим занятиям за счет динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принцип научности. Информационно-компьютерные технологии дают возможность представлять в мультимедийной форме не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

3. Принцип доступности. Наглядный материал, формы и методы организации логопедической деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей, учитывать специфику нарушения речи.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке.

5. Принцип индивидуального обучения. Построение коррекционной работы с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

6. Принцип воспитывающего обучения. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей-логопатов волевые и нравственные качества.

7. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Психолого-педагогическое содержание

развивающих компьютерных игр для школьников

Основные принципы информационно-компьютерных технологий: использование компьютера как средство воспитания и развития творческих способностей, формирование личности, обогащения интеллектуальной сферы школьника.

Особое значение для развития младшего школьника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры используют прежде всего как средство игры.

Играя, дети не просто механически, по подражанию или образцу, выполняют отдельные операции, они учатся ставить игровую цель и находить способы ее реализации в различных условиях.

Игровая задача – это система условий, в которой задается близкая и понятная воображаемая цель, направленная на воспроизведение, отображение жизненного опыта ребенка, который ему эмоционально дорог и имеет для него особый личностный смысл. В компьютерной игре может быть воспроизведена только одна жизненная ситуация, т.е. одна игровая задача.

Выделяют две большие группы способов решения игровых задач в зависимости от деятельности, которою дети воспроизводят: предметные и ролевые.

Предметные способы отображают преобразование предметов, действий людей в предметном мире. Пример компьютерных игр:

«Собери картинки» - надо собрать соответствующие половинки картинок.

«Мир вокруг нас» - дети учатся классифицировать предметы, живые объекты по различным признакам или классифицировать предмет по звукам.

В игре «Рыбак» дети должны «уловить» картинки, в названии которых звук (Р) стоит в разных позициях: в начале слова – рак, рыба, …; в середине слова – краб, карась,…; в конце слова – сыр, омар, … .

Содержание ролевых способов – воспроизведение социальной сферы деятельности (отношение и общение людей).

В игре «Веселый клоун» раскрывается взаимодействие артиста и зрителей цирка.

В игре «Цирк» дети наблюдают взаимодействие дрессировщика и животных. Учатся проговаривать слова разной слоговой структуры, знакомятся с лексическим значением слов. Могут получить задание выпустить на арену цирка животных с определенным звуком. Например, (Р) – мартышка, тигр, (С) – слон, собачки…

В игре «В огороде у козы Лизы» - дети собирают овощи с определенным звуком: (С) – капуста, салат, свекла; (Л) – лук; (Р) – картофель, помидор, морковь.

В игре «Магазин» можно наблюдать взаимоотношения между покупателем и продавцом. Выполнять задания: в продуктовом магазине купить продукты со звуком (С): масло, мясо, сыр, колбаса…; в магазине «Одежда» купить одежду со звуком (Ш): шапка, шуба, рубашка…; в магазине «Игрушки» купить игрушки со звуком (Л, ЛЬ), проговаривая предложения: « Я куплю куклу Лену»,… (лопата, слон, клюшка…).

Компьютерные игры имеют преимущество по сравнению с другими формами игр: в них ролевые характеристики персонажей, результаты и действия представлены более полно, а иногда и несколько утрировано, что позволяет детям увидеть то, что в жизни едва уловимо. Дети в динамике наблюдают, как малейшее изменение совместных усилий изменяет результат. Сказка «Репка» в компьютерном варианте могла бы наглядно показать, как важна роль каждого героя. Дети видят более развернуто эмоциональные реакции людей, способы общения, учатся соотносить их с возникающими ситуациями. Используя эту же сказку можно развивать речь ребенка, дикцию, интонацию, четкое произношение звуков.

Психолого-педагогическая характеристика

образовательных компьютерных программ

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы.

1. Развивающие и обучающие компьютерные программы:

«Игры для Тигры». Программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

«Домашний логопед». Программа используется для работы над звукопроизношением. Помогает автоматизировать поставленные звуки, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. В программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) содержит четыре раздела и представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи (неречевые; речевые звуки; звукоподражание; развитие речи).

Развивающие игры в среде “Logo” адресованы детям младшего и среднего школьного возраста. Они помогают учиться устанавливать связи между словом и действием, словом и образом; способствуют преодолению и предупреждению отклонений в речевом развитии. (“Азбука”, “Мир вокруг нас”, “Занимательная логика” “Мир за твоим окном”).

2. Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

www.logozavr.ru

www.solnet.ee

www.lohmatik.ru

www.internetenok.narod.ru

www.nachalka.com

http://mersibo.ru

3. Самостоятельно-разработанный инструментарий:

составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;

веб-страницы и веб-сайты;

подборки компьютерных тестов;

цифровые видеоролики, аудиозаписи.

Программа «Обучение грамоте» предполагает развитие широкой ориентировки ребенка в звуковом строе речи. Своеобразие программы в том, что в ходе занятий внимание ребенка должно переключаться со смысловой стороны речи на звуковую. Дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов различной слоговой конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звука. В данном курсе дети знакомятся с основной словообразующей единицей – слогом, со слоговой структурой слова. Развивают навык звукового анализа слов, т.е. последовательное вычленением всех звуков в слове по порядку, что в дальнейшем предупреждает пропуск букв при письме. Умение определять словесное ударение способствует более быстрому переходу от слогового чтения к слитному. Умение работать с моделями звукового состава слов развивает у ребенка не только умение устанавливать последовательность звуков в слове, но и определять их качественную характеристику: различать звуки гласные - ударные и безударные, согласные - твердые и мягкие.

В игре «Азбука» компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского алфавита, где каждой букве соответствует определенная картинка. На экране появляются 4 картинки и буква, на которую начинается предмет, изображенный на одной из картинок. Ребенок должен найти правильную картинку.

В игре «Подскажи словечко» на экране появляется слово с пропущенной буквой. Ребенок должен правильно вставить недостающую букву, и тогда он увидит картинку с изображением этого предмета.

В игре «Меня зовут…» ученику надо соотнести предмет на экране с одной буквой алфавита. В одном случае надо найти картинку, начинающуюся с предложенной буквы, в другом случае – подобрать букву под данную картинку. При правильном ответе ребенок знакомится с другом, который появляется на экране и может прочитать его имя. Игра может использоваться после изучения схем, на основе которых может быть проведен звуковой анализ слов, и закреплять действия звукового анализа слов и дифференциации звуков по их качественной характеристике.

На занятиях по развитию речи дети знакомятся с художественной литературой. В ходе занятий осваивают средства литературно-речевой деятельности, получают сведения о средствах художественной выразительности. У них развивается лексическая и грамматическая культура, связная и выразительная речь. Включаются на занятиях специальные задания на развитие мышления и воображения. Например, в играх «Лес», «Море» надо на экране воспроизвести придуманными детьми сюжеты на тему. Дети придумывают любой рассказ и затем оживляют ее, восстановив ход в режиме мультфильма.

Сенсомоторная координация и внимание развивается в игре «Дед Мазай и зайцы». Здесь надо соотнести моторные действия (с клавишами) с изменениями на экране.

Для развития восприятия целостной фигуры служит игра «Фантастическое животное».

Для развития мышления используются игры «Фотоохота», «Гараж».

Для развития памяти полезны игры «Качели», «Кто сидел на качелях». Игры применяются для произвольного запоминания и можно использовать для диагностики уровня его сформированности.

Задачи на коррекционно-развивающих занятиях

при использовании информационно-компьютерных технологий

Применение компьютерных программ и игр позволяет:

- повысить эффективность коррекционного обучения;

- ускорить процесс подготовки детей к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи;

- снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения.

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

знакомство детей с компьютерными программами;

преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Коррекционно-образовательные задачи:

формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

формирование интереса и развитие навыков учебной деятельности;

формирование психологической готовности к обучению в школе;

формирование способности принимать решения;

формирование мотивационной готовности к деятельности;

развитие произвольной моторики пальцев рук;

развитие волевых качеств.

Правила при использовании компьютерных технологий:

- игра может быть включена как часть занятия (на основном или на заключительном этапе);

- продолжительность занятия на компьютере не более 10 минут;

- периодичность – 2 раза в неделю;

- индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях.

Для логопедического занятия с использованием информационно-компьютерных технологий характерна следующая структура:

1. Подготовительный этап, где используется пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

2. Основной этап, в ходе которого решаются коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия – игры и упражнения с применением компьютера, электронные физминутки.

3. Заключительный этап, где используются игры для осуществления результатов деятельности, снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Направления коррекционной работы с использованием информационно-компьютерных технологий

Возможностями информационно-компьютерных технологий логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи.

Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

Развитие фонематической стороны речи: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Развития словаря: наращивание словарного запаса, работа над слоговой структурой слова.

Развитие лексико-грамматической стороны речи: словоизменение, словообразование, согласование, развитие словаря признаков, антонимии, синонимии.

Развитие связной речи: работа по сюжетным картинкам, пересказ, составление текста с опорой на наглядность.

Используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы.

Логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза процедура для ребенка не очень интересная. Некоторые задания можно разнообразить с помощью информационно-компьютерных технологий. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения.

Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи может продолжаться достаточно долго, так как необходимо прочно закрепить нужный двигательный навык. В период работы над звуком использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик со стихотворным сопровождением поможет поддержать интерес и работоспособность ребенка.

На этапе постановки звука ведущую роль играют подражание и объяснение. Без наглядности усвоение артикуляции звука для ребенка представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку, а динамические профили артикуляции, где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции корректируемого звука.

На этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков для отработки правильного произношения необходимо многократное повторение одного и того же материала. Детям быстро надоедает однотипная работа: ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука. На помощь приходят компьютерные технологии в виде интересных игр, что разнообразит занятия и удержит интерес детей к ним.

Существуют различные игры, с помощью которых создаются и раскрашиваются рисунки, делаются иллюстрации к стихам, рассказам, подписи к картинкам.

Существуют различные способы демонстрации оценки ребенка: графические символы, носящие условные знаки (зеленый круг – хорошо, красный – плохо), улыбающееся или огорченное лицо, голос. Ответные сигналы для детей должны быть им приятны.

Заключение

Компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями помогает сделать совместную деятельность логопеда с детьми эмоциональной, более продуктивной и эффективной. Но нужно помнить о разумной дозировке использования технологий на занятиях. Анализировать каждый раз, что это дает коррекционно-образовательному процессу и самому ребенку.

И каким бы огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут.

Литература

1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2002. – С. 352.

2.Доктор Бит. Информатика для начинающих. М.: Стрекоза, 2009. – С. 72.

3.Использование элементов ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда"http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/04 /01/ ispolzovanie-elementov-ikt-tekhnologiy-v-rabote.

4."Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе" http://www.logoped.ru/pomalv01. htm

5.Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. / Т.К. Королевская. // Дефектология. - 1998. - № 1. – С. 47-55.

6.Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. / О.И. Кукушкина // Дефектология, 1994. - № 5. – С. 3.

7.Кутепова, Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств / Е.Н. Кутепова // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003. – С. 215-223.

8.Репина, 3.А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук, 2004. - № 5 – С. 283-285.

9.Репина, З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры» / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук, 2004. - № 5 – С. 285-287.

10.Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы / Ж.А. Тимофеева // Дефектология. 1997. - № 2.

11.Фадеева Ю.А. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. / Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина // М., ТЦ «Сфера» – 2012. - С. 64.

12.Фролов, М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. / М.И. Фролов - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2002. – С. 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда как способ оптимизации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ( приложение к презентации)

Статья отражает основные направленя  использования ИКТ в работе  учителя-логопеда....

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

В материале отражена работа учителя-логопеда по программе «Eduplay» (Эдуплей).  Это компьютеризированная образовательная система для детей в возрасте от 3 до 6 лет, разработанная для развития у р...

использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

что такое сказкотерапия?как она используется в работе учителя-логопеда?...