Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа (6 класс) на тему

Овчинникова Ольга Валентиновна

Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sbo_6_klass.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол

от «  »     20   г.

«Принята»

напедагогическом совете

Протокол

от «  »    20   г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

Школа № 854

___________

Рабочая программа

по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка»

для обучающихся  6 класса

со сложной структурой дефекта

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,  1-4 классы  

под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание

Составитель:

Овчинникова О.В.

учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Паспорт рабочей программы.

Тип программы:  программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы:  рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:  для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся:  обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.

Сроки усвоения программы:  1 год.

Форма обучения:  очная.

Формы контроля:  устный  фронтальный, устный индивидуальный, текущий, практические задания, тестирование.

Статус документа.

Настоящая программа разработана  на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
  • Московского регионального базисного  учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы,  под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Пояснительная записка

Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Назначение занятий по СБО с учащимися выражается в следующем:

  • восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
  • выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
  • сформировать навыки культуры поведения в быту;
  • научить правилам поведения в общественных местах;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

         Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

         Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

         В обучении выделяется два направления.

  • Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

Цель обучения данному предмету является освоение учениками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Задачи:

  • Формирование основных бытовых умений и навыков, необходимых для постепенного вхождения в социальную жизненную среду.
  • Формирование начальных социально-бытовых умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности (во время пребывания в школе, на уроке, в течение дня).
  • Формирование, развитие и внедрение в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.

Содержание.

  • Личная гигиена.
  • Одежда и обувь.
  • Семья.
  • Транспорт.
  • Торговля.
  • Жилище.
  • Культура поведения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Что значит «быть здоровым». Экскурсия в медблок.

1

2

Зарядка. Физкультура. Спорт.

1

3

Уход за руками. Средства для ухода за руками.

1

4

Правила и порядок умывания. Предметы и средства для умывания.

1

5

Правила ухода за зубами. Предметы и средства ухода за зубами.

1

6

Чистка ушей и носа. Предметы ухода за ушами и носом. Правила пользования ими.

1

7

Уход за волосами. Предметы и средства ухода за волосами.

1

8

Личные вещи. Предметы индивидуального пользования и их назначение.

1

9

Нижнее белье. Постельное белье. Название и назначение. Правила личной гигиены.

1

10

Банный день. Понятие и назначение: ванна, душ, баня. Польза бани.

1

11

Режим дня. Режим питания. Необходимость их соблюдения.

1

12

Уход за глазами. Правила гигиены.

1

13

Вредные привычки.

1

14

Вредные привычки.

1

15

Полезные привычки.

1

16

Полезные привычки.

1

17

Повторение. Личная гигиена.

1

18

Тестирование по теме «Личная гигиена».

1

19

История появления одежды.

1

20

Чтение и обсуждение рассказа «Как рубашка в поле росла».

1

21

Назначение одежды. Виды одежды.

1

22

Сезонная одежда. Виды и назначение. Хранение.

1

23

Специальная одежда.

1

24

Предметы и средства ухода за одеждой.

1

25

Уход за своей одеждой.

1

26

Средства и предметы для ручной стирки.

1

27

Обувь. Виды и назначение.

1

28

Принадлежности для ухода за кожаной и резиновой обувью.

1

29

Принадлежности для ухода за мокрой и грязной обувью.

1

30

Уход за обувью после прогулки.

1

31

Тестирование по теме «Одежда и обувь».

1

32

Семья. Состав семьи.

1

33

Моя семья.

1

34

Чтение и обсуждение рассказа «Бабка». Отношения в семье.

1

35

Игры «Дочки – матери», «День рождения».

1

36

Тестирование по теме «Семья».

1

37

Виды транспорта по способу передвижения.

1

38

Наземный транспорт.

1

39

Пассажирский и грузовой транспорт. Назначение.

1

40

Назначение специального транспорта.

1

41

Легковой и спортивный транспорт. Назначение. Сходство и различия.

1

42

Городской транспорт.

1

43

Проезд в школу.

1

44

Правила дорожного движения для пешехода.

1

45

Правила дорожного движения. Дорожные знаки.

1

46

Тестирование по теме «Транспорт».

1

47

Виды магазинов. Их назначение.

1

48

Продуктовый магазин и его отделы.

1

49

Товары-продукты.

1

50

Стоимость товара. Ценник.

1

51

Товар штучный и развесной. Весы. Взвешивание.

1

52

Порядок приобретения товара.

1

53

Работники магазина.

1

54

Срок годности продуктов.

1

55

Правила поведения в магазине.

1

56

Тестирование по теме «Торговля».

1

57

История появления жилища.

1

58

Виды жилья.

1

59

Виды жилых комнат. Их назначение.

1

60

Подсобные помещения. Их назначение.

1

61

Инвентарь и принадлежности для уборки.

1

62

Правила уборки помещения.

1

63

Организация рабочего места школьника.

1

64

Тестирование по теме «Жилище».

1

65

Культура поведения в школе.

1

66

Культура поведения в транспорте.

1

67

Культура поведения в общественных местах.

1

68

Тестирование по теме «Культура поведения».

1

69

Повторение.

1

70

Тестирование по изученным темам.

1

Итого

70 часов

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

Знать:

  • правила выполнения личной гигиены, предметы и средства личной гигиены;
  • предметы индивидуального пользования;
  • виды одежды и обуви, правила хранения одежды и обуви, предметы и средства для ухода за одеждой и обувью;
  • виды транспорта, назначение специального транспорта;
  • правила ДД;
  • маршрут от дома до школы и обратно;
  • домашний адрес;
  • понятия: товар, продавец, покупатель;
  • состав своей семьи, ФИО родителей, где работают;
  • виды жилья, название помещений дома, назначение помещений, правила поведения в помещении;
  • понятие этикета, правила этикета в транспорте, в общественных местах.

Уметь:

  • выполнять словесные инструкции и давать отчет о проделанной работе;
  • составлять устный план о предстоящем выполнении задания;
  • пользоваться предметами индивидуального пользования;
  • правильно выбрать одежду и обувь по сезону;
  • одеваться самостоятельно, пользоваться различными видами застежек, шнуровать;
  • ухаживать за своей обувью и одеждой;
  • выполнять смену постельного белья;
  • организовать свое рабочее место;
  • различать знаки дорожного движения для пешехода;
  • выполнять правила ДД;
  • различать виды магазинов;
  • совершать покупки самостоятельно;
  • уметь определять срок годности продукта;
  • общаться со сверстниками и взрослыми.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на социально-бытовую ориентировку в 6 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа.
  • за год – 70 часов.

Учебно-методическое обеспечение.

Методические пособия для учителя:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
  • Девяткова, Кочетова, Петрикова: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях VIII вида. Владос, 2014г.

Печатные пособия:

  • комплект наглядных материалов для организации       фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
  • комплект предметных,   сюжетных картин, серий сюжетных картин.
  • демонстрационные таблицы «Правила дорожного движения»;
  • предметные картинки:  «Части тела»,«Личная гигиена», «Транспорт», «Семья», «Жилища», «ПДД», «Одежда», «Обувь».

Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.

Учебно - практическое оборудование:

  • игровой материал для сюжетных дидактических игр;
  • натуральные объекты к изучаемым темам.

Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия.

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/,

http://infourok.ru/,

http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.razvitierebenka.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося  на индиви...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литератерное чтение" 9 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литературное речи" 9 класс для детей с умственной отсталостью с количеством часов в неделю - 4....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 8 "б" класса

Специальный коррекционный курс  в 8 «Б» классе по СБО (социально-бытовой ориентировке) направлен  на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на форми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Социально – бытовая ориентировка» группа профессионально - трудового обучения 1.1

Данный материал будет полезен для учителей СБО. Рабочая программа структурирована, содержит описание учебного предмета по темам,  показатели личностных и предметных результатов....