Конспект занятия. Пересказ рассказа Виталия Бианки "Купание медвежат"
план-конспект на тему

Пакина Татьяна Васильевна

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereskaz_rasskaza_kupanie_medvezhat_v._bianki.docx120.65 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 23»

Пересказ рассказа

В. Бианки «Купание медвежат»

конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\ADM\Desktop\Купание медвежат В. Бианки\img2.jpg

Учитель – логопед

Пакина Татьяна Васильевна

24 апреля 2015 г.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  • Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
  • Развивать способность к наглядному моделированию.
  • Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
  • Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений.

Оборудование: Доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

Активизация словаря:  медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, окунать, испугался.

  1. Организационный момент.

- Ребята, я хочу загадать вам загадку. Отгадка – картинка лежит в этом конверте. Отгадайте по словесному описанию, о чем или о ком идет речь:

Эти звери живут в лесу. Они большие и сильные. Летом бродят по лесным тропинкам, а зимой спят в своих берлогах. Они очень любят кушать мед, за это их даже прозвали «сластенами».

- Догадались, что это за звери? (Медведи)

- Давайте, проверим правильно это или нет? (Правильно, это медведи)

- Посмотрите на картинку, здесь изображена целая семья. Назовите всех.

(Медведица и медвежата)

- Скажите про семью медведей: семья какая?, чья? (Медвежья)

  1. Чтение рассказа. Первое чтение, без установки на пересказ.

        Я прочитаю вам рассказ Виталия Бианки (показать портрет) «Купание медвежат». Приготовьтесь слушать.

  1. Словарная работа.

- Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?

(Это значит взять за воротник.)

- Давайте, кто-нибудь из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медвежонок). - Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок демонстрирует.

- Ребята, что сделал (имя) …? (взяла медвежонка за шиворот).

- А кто сможет показать слово «удирать»? Один ребенок демонстрирует слово «удирать» быстрым бегом.

- Покажите на себе как «мама – медведица надавала шлепков». Демонстрируют выражение «надавала шлепков».

- Покажи, как мама окунала медвежат? Ребенок демонстрирует действие «окунать».

  1. Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

Л. показывает картинку №1 (медведица с медвежатами вышли из леса к реке)

- Кто вышел из леса? (Из леса вышли медведица с медвежатами)

- Куда вышли медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли из леса к реке)

- Что будет делать медвежья семья у реки? (Медвежья семья будет купаться в реке)

- Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о ее размерах? (большая). Как можно сказать по-другому? (огромная, здоровенная, большущая)

- А медвежата какие? (маленькие, забавные, веселые)

        Л. показывает картинку № 2 (медведица схватила медвежонка)

        - Что делает медведица? (Медведица схватила медвежонка)

        - Медведица будет купать своего медвежонка, значит, она какая? (заботливая). Какие слова, близкие по значению, можно подобрать к слову заботливая? (любящая, внимательная)

        - Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот)

        - Медведица просто держала медвежонка или окунала в воду? (Медведица окунала медвежонка в воду)

        - Как вы думаете, маленькому медвежонку страшно было купаться в реке? (Да, маленькому медвежонку страшно было купаться в реке)

        - Что делал медвежонок? (Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его)

        Л. показывает картинку № 3 (медвежонок бежит в лес)

        - Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок  убежал в лес)

        - Почему второй медвежонок убежал в лес? (Он испугался, поэтому и убежал)

Л. показывает картинку № 4 ( медведица поймала медвежонка)

         - Что тогда сделала медведица? (Догнала второго своего медвежонка)

        - Как наказала мама – медведица своего медвежонка? (Медведица надавала шлепков своему медвежонку)

        - Почему медведица заставляет медвежат купаться? (Медведица заставляет медвежат купаться, чтобы быть чистыми).

Дело было летом, стояла жаркая погода, шерсть у медвежат густая и им очень жарко.

        Л. показывает картинку № 5 (Медвежья семья отдыхает на траве)

        - Остались ли медвежата довольны купанием? (Да, медвежата остались довольны купанием)

  1. Физкультминутка

«Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.

(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед,
И в рот себе кладет.

(Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,

(«Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка!

 (Погрозить пальцем)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.

 (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает

(Руки под щеку, глаза закрыть)
И пчелок вспоминает.

  1. Повторное чтение рассказа.

        - Ребята, сейчас вы услышите этот рассказ еще раз. После чтения будьте готовы пересказать его.

        

        После чтения – несколько минут на осмысление текста. На доску выставляются графические схемы.

        - Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы разобрали.

7. Пересказ рассказа по графическим схемам по цепочке или индивидуально.

8. Итог занятия.

        - С каким рассказом вы сегодня познакомились? (Мы познакомились …)

        - Кто автор этого рассказа?

        - Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

        - Что вам больше всего понравилось и запомнилось в рассказе?

        - Мне очень хочется, чтобы вы нарисовали иллюстрации к этому рассказу, отразив в ваших работах события рассказа и свое отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пересказ рассказа "Шар в окошке" по А.Митта конспект

Конспект занятия по пересказу рассказа с использованием фланелеграфа для детей с ОНР, в двух вариантах (в том числе для детей 2-го уровня развития речи)....

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Занятие "Пересказ рассказа "Как Маша стала большой"

Конспект занятия для детей 5-6 лет с ТНР "Пересказ рассказа Е.Пермяка "Как Маша стала большой"...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

                Конспект занятия по развитию речи                            ...