Рабочая программа
рабочая программа (5 класс)

Евстафьева Оксана Сергеевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

логопедических коррекционных занятий

с обучающимся по адаптированной образовательной программе для учащихся с умственной отсталостью.

 (5 класс)

                                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                                            О.С. Евстафьева

Заводоуковск, 2018

Пояснительная записка.

Актуальность. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей среднего и старшего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которые правомерно именовать дизорфографией.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи.

Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

У детей с ЗПР нарушение письменной речи сохраняется к 5 –му классу, обусловлено это наличием нарушения устной речи в анамнезе, поздними сроками начала коррекционной работы. Часто в дошкольном возрасте и при обучении в начальных классах общеобразовательных школах дети не получают специальной коррекционной помощи.

Задержка психического развития (ЗПР) – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребёнка (И.Ю. Левченко).

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

  • низкий уровень познавательной активности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность по восприятию и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Статистика показывает, что 90% детей с ЗПР 11-16 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль в их возникновении играет:

  • дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
  • нарушения слухоречевой памяти;
  • нарушение буквенного гнозиса;
  • нарушение динамического праксиса руки;
  • затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
  • нечеткая дикция, плохая артикуляция;
  • нарушение лексико-грамматического строя речи;
  • наличие в анамнезе или в настоящее время задержки психического развития, что в свою очередь тормозит коррекцию устной и письменной речи.

Особенно данные нарушения усугубляются при переходе обучающихся

из начальной школы в среднюю. Известно, что ведется коррекционная работа в дошкольном возрасте, с младшими школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи при ЗПР. Но в 5 – 9 классах проблема не исчезает, школьные логопеды, как правило, не берут таких детей на коррекционные занятия – и в первую очередь потому, что в этой области реально не существует ни методических рекомендаций, ни практических материалов, ни теоретических исследований, позволяющих работать с такими детьми.

Так как отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии, то возникла необходимость в создании данной программы.

Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии.

Выделяют основные три вида дизорфографии:

  • морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
  • синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией;

смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Большинство детей с задержками психического развития характеризуется различными нарушениями речевой деятельности системного характера. У них наблюдаются нарушения звукопроизношения, а также несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, лексико-грамматического строя речи, недоразвитие пространственных ориентировок, зрительных представлений, что ведет к стойким специфическим и орфографическим ошибкам на письме. Логопедическая работа в начальной школе, в основном, направлена на преодоление дисграфических ошибок, а профилактика дизорфографии составляет только небольшую часть занятия. Количество дисграфических ошибок к 4 классу сокращается, а количество орфографических сохраняется и даже нарастает в связи с усложнением и увеличением объема программного материала по русскому языку. Таким образом, будет актуально создание специальной программы по коррекции дизорфографии для учащихся 5-9-ых классов с ЗПР.

    1.1.Общая характеристика программы.

       Программа модифицированная разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ

- СаеПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 № 189  (с изм. от 29.6.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),

- СанПин2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидимиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в огранизациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373 ( с изм. от 26.102010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),

- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598.

- Устав Школы,

- рекомендации ПМПК

- созданная на основе методик Андреевой Н,Г., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ятребовой А.В., Бессоновой Т.П.

      Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми -  ребенок становится более  эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

      Цель программы –  коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации

        Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого человека, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определённый логопедический диагноз.

1.2.Психолого-педагогическая характеристика  обучающегося.

Психофизические особенности.

Артикуляционный аппарат.

Строение артикуляционного аппарата.

Без особенностей.

Двигательные функции артикуляционного аппарата.

Без отклонений.

 Коммуникация.

Коммуникативная активность.

Высокая коммуникативная активность – ребенок инициативен в общении, быстро устанавливает контакт с собеседником, с удовольствием общается на различные, близкие ему темы, общение может быть достаточно протяженным, быстро переключается с одного собеседника на другого в процессе свободного общения. Условно говоря «слишком много говорит»: ребенок проявляет инициативу в общении, но при этом не держит дистанцию, одинаково легко общается со знакомыми и незнакомыми людьми, наблюдается повышенный эмоциональный фон в общении.

Адекватность коммуникативного взаимодействия.

Взаимодействие адекватно ситуации общения.

Средства общения.

Использует вербальные средства общения, пользуется мимикой и жестами.

Речевая деятельность и языковые средства.

Звуковая сторона речи.

Средняя степень недостаточности: - звукопроизношение – дефектны две-три фонетические группы звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения 4 -6 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более слогласных.

Лексический запас.

Средняя степень недоразвития. Лексический запас  ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству; уровень обобщений не достаточно сформирован. Грамматический строй речи.

Легкая степень недоразвития – в речи мальчика наблюдаются отдельные аграмматизмы, которые носят неустойчивый характер. Понимание грамматических форм и конструкций достаточное. Сложные синтаксические конструкции отсутствуют. Предлоги понимает, в речи почти не использует. Пользуется существительными, глаголами, местоимениями. В самостоятельной речи прилагательные не использует. Предложения строит простые распространенные.

Связная речь.

Средняя степень недоразвития – не соблюдается от 3 до 4 признаков текста, при этом понимание фактологии в основном сохранно, затрудняется в передаче смысла текста. Характер речи - перечисление без установления причинно-следственных связей.

Чтение.

Количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, ребенок вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. Либо ребенок по способу чтения отстает от программных требований более чем на год. Понимание в целом фрагментарное, хотя общую тему текста может установить.

 Письмо.

Средняя степень нарушения письма – работы насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению полученных знаний. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается некоторая стеретипность используемых лексики и синтаксических конструкций.

Просодическая сторона речи.

  • интенсивность голоса - нормальная;
  • тональность звучания - нормальная;
  • тембр - чистый;

Легкая степень нарушения – незначительное изменение тембра голоса. Монотонность.

Темпо-ритмическая сторона речи.

Легкое нарушение темпо-ритмической стороны речи: незначительное замедление темпа речи, которое носит ситуативный характер; фиксация на речи отсутствует.

       Логопедическое заключение: дислексия, дисграфия, обусловленные общим недоразвитием речи

1.3. Описание места коррекционно – развивающего курса.

     Коррекция нарушений речи требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.   Программа рассчитана на 68 часов.

С учащимся проводятся  индивидуальные логопедические занятия:

Возраст:

учащегося 5 - класса 8 вида.

Срок реализации 4 года. Программа рассчитана на 34 часов, 1 раз в неделю по 1 часу

На занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Продолжительность занятий 25-30 минут.

Форма организации деятельности детей на занятии:

- групповая.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

     Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку.

     Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

1.4.Планируемые результаты освоения программы коррекционно – развивающего курса.

Учащийся должны уметь:

-пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,

-выполнять морфемный анализ и синтез слов,

-выделять родственные слова из текста.

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

-название букв русского алфавита,

-падежи и вопросы к ним,

-вопросы к именам существительным,

-вопросы к именам прилагательным,

-вопросы к словам действиям,

1.5. Содержание программы коррекционно – развивающего курса.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

2) корекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

 5) совершенствование связной речи.

     Коррекция звукопроизношения проводится и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методами работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.

      Основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. В начале связываются эти звуки с картинками-символами, речевыми играми. Гласные звуки обязательно эмоционально окрашенные и  даются разным интонированием. 

Ставятся следующие задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • улучшение фонематического слуха;
  • формирование речевого дыхания;
  • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
  • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
  • уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
  • повышение речевой и эмоциональной активности детей;
  • совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
  • обогащение словаря.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии, и включает такие темы как: «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая с 5-7 класс, и, включающая в себя следующие разделы: «Части речи», «Главные члены предложения»,        

« Связь слов в предложении», «Правописание предлогов,  звонких и глухих согласных, безударных гласных»,  «Согласование слов в  числе, роде и падеже» и др.

Коррекция нарушений чтения и письма.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.

1.  Обследование учащихся.

2.  Повторение изученного во 2-4 классах:

- развитие языкового анализа и синтеза,

- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),

- устранение оптической дислексии и дисграфии,

- устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и  невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

- развитие языкового анализа и синтеза,

- устранение оптической дислексии и дисграфии,

- устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,

- корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта.

Учебно-тематический план 3 год обучения.

5класс (1 час)

1 четверть

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Обследование.

1 ч.

Предложение.

3 ч.

Предлоги.

4 ч.

2 четверть

Звуковой анализ.

3 ч.

Твёрдые  и мягкие согласные.

3 ч.

Состав слова.

2 ч.

3 четверть

Словосочетание.

5 ч.

Предложение.

5 ч.

4 четверть.

Текст.

8 ч.

1.6. Тематическое планирование коррекционно – развивающего курса,

5 класс.

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Обследование.

1ч.

1.

Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

Предложение.

3 ч.

2.

 Понятие о предложении.

Закрепить понятие о предложении.

1

3.

Простое предложение.

Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово».

1

4.

Знаки препинания в конце предложения.

Закрепить умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

1

Предлоги.

4 ч.

5.

Предлоги.

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах.

1

6.

Предлог НА.

Закрепить правописание

предлогов со словами.

1

7.

Предлог В.

На практиченском уровне закрепить знания о предлогах. Закрепить правописание предлогов со словами.

1

8.

Дифференциация предлогов НА-В.

Закрепить практические навыки на письме,  в устной речи.

1

2 четверть

Звуковой анализ.

3 ч.

1.

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.

1

2.

Гласные звуки.

Совершенствовать умение различать гласные на слух, в произношении и на письме.

1

3.

Сходство парных гласных.

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство.

1

Твёрдые  и мягкие согласные.

3  ч.

4.

Твердые и мягкие согласные

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

1

5.

Твердые и мягкие согласные

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

1

6.

Твердые и мягкие согласные

Учить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных.

Состав слова.

2 ч.

7.

Родственные слова.

Совершенствовать умение подбирать родственные слова.

1

8.

Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1

3 четверть

Словосочетание.

5 ч.

1

Словосочетание:

Согласование имён существительных с глаголами в числе.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.

2

Словосочетание:

Согласование имён существительных с прилагательными в числе.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа.

3

Согласование существительных с глаголами в роде.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.

4

Согласование существительных с глаголами в роде.

Упражнять учащихся правильно соотносить глагольные окончания с родом существительных.

5

Согласование существительных с прилагательными в роде.

Учить правильно соотносить окончания прилагательных с родом имени существительного, используя вопросы «какой?», (-ая?), )-ое).

Предложение.

5  ч.

1

Предложение:

Словосочетание и предложение.

Совершенствовать умение отличать сочетания слов от законченного предложения.

2

Работа с деформированным предложением.

Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение.

3

Работа с деформированным предложением.

Совершенствовать умение составлять грамматически правильное предложение.

4

Повествовательное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

5

Вопросительное предложение.

Формировать представление об интонации и о знаках препинания.

4 четверть.

Текст:

8  ч.

1

Восстановление деформированного текста (3 части).

Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.

2

Восстановление деформированного текста  (4 части).

Закрепить умение определять последовательность частей в повествовательном тексте.

3

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.

4

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

Закреплять умение связно излагать текст по вопросам и опорным словам.

5

Составление плана текста.

Закреплять умение составлять план текста.

6

Пересказ по плану.

Закреплять умение составлять план текста и пересказывать с опорой на план.

7

Выборочный пересказ.

Формировать умение отбирать материал, соответствующий теме, из всего рассказа.

8

Подведение итогов.

Диктант.

  1. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

     В МАОУ СОШ № 4 создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, сенсорной комнаты, соответствующих требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

    Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

2.1. Литература.

1. Логопедия под ред. Л.С. Волковой-М.: «Просвещение», 1989.

2.Т.Г. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина. Основы логопедии.-М.: «Просвещение», 1989.

3.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.-

М.: «Владос», 1999.

4.Л.Н. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей -олигофренов.

-М.: «Просвещение»,1970

5.Е.Ф.Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у

школьников.-М.: «Просвещение», 1969.

6.Л.Н. Ефименкова. Коррекцияустной и письменной речи учащихся начальных

классов. –М.: «Просвещение», 1991.

7.Логопедическая гимнастика.-СПб.: «Детство», 1999.

8.Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.-М.: «Эксмо», 2003.

9.Г.А.Каше, Р.И. Шуйфер, Н.А. Никашина, Э.А. Евлахова. Исправление недостатков

произношения, чтения и письма учащихся.-М., 1960.

10.М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими

трудности при обучению письму.-Тула, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...