Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья»
методическая разработка (7 класс)

Предмет: чтение и музыка Класс: 7 (интегрированный урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lukomore.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: чтение и музыка

Класс: 7

Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья»

Цели: Познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным

            жанром (поэма). формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения,

            выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение);

            анализировать текст, ориентироваться в тексте; расширять словарный запас учащихся;

            Показать, как музыка может рассказать сказку, давая при этом музыкальную

            характеристику герою, добиваться более глубокого осмысления его литературных

            произведений посредством изобразительных и выразительных возможностей музыки;

            На музыкальных примерах показать изобразительные возможности музыки. Показать

            связь музыки с литературой.

            Корригировать образное мышление через упражнения в сравнении, объяснении понятий.

            Корригировать навыки активного слушания, активизировать музыкальное внимание, учить,

            вслушиваясь в музыку, зрительно представлять ее; раскрывать индивидуальные

            творческие   способности, развивать умение выражать свои чувства с помощью мимики и

            жестов.

           Воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и литературные произведения,

           прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.

Тип урока: интегрированный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,

Методы обучения: словесный, частично- поисковый, наглядно – иллюстративный, репродуктивный

Межпредметные связи: музыка, чтение, ИЗО

Средства обучения: учебная, учебно-методическая литература, презентация

Оборудование: компьютер, рисунки, карточки, видеоролик, музыкальные инструменты

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся к работе на

уроке. Организация внимания.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Обучающиеся

приветствуют

учителя

Учитель чтения

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

Слайд

  1. Проверка домашнего задания

Цель: установление правильности и осознанности усвоенного материала, определение

типичных недостатков. Развитие речевого аппарата и подготовка голоса к пению и чтению.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учитель музыки

Проведем речевую музыкальную разминку

  • Начнем с дыхательной гимнастики

Мы будем путешествовать  по  лесу, но по лесу необычному, а  сказочному.  Встаньте поближе друг к другу, возьмитесь за руки, закройте глазки.

Раз, два, три

Вокруг себя повернись,

В сказочный лес переместись.

Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, ДОЛГИЙ ВДОХ- произвольный выдох

 Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

  • Артикуляционная гимнастика

 У нас кот необычный, он волшебный. У него туловище, шея, хвост, даже лапы поют. Учитель проводит по контурам кота рукой.

      Весь класс поет: А- О- У- Э- И

Сверху кота- комары:З-З-З-З-З-З-З-З-З-З

Внизу- жуки: Ж-ж-ж-ж-жжжж.

Но наступил вечер и нам надо ехать домой. Идем до ближайшей станции. Садимся в поезд и едем:

БДИК- БДЭК- БДАК- БДОК-БДУК

Громче и ускоряя

Учитель чтения

  • Работа с домашним текстом

Что было задано на дом?

Кто автор стихотворения?

Закончите фразу (предложение).

А.С.Пушкин родился в... году.

Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….

Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….

Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….

Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….

Стр.  68

1,2 группа наизусть отрывок из сказки

3 группа выразительное чтение

Рисунки к понравившимся эпизодам

Слайд

подготовить голос к пению и чтению

Фронтальная работа с учащимися

согласно группам обучения

словесный метод

  1. Актуализация знаний

Цель: Организация познавательной деятельности учащихся. Выявление знаний

           учащихся по пройденному материалу.

           Коррекция речемыслительной деятельности на основе работы с нахождением

соответствия

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Предметы из сказок

Учитель музыки

Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка! Много чудес в стране, где живут сказки. Как здорово было бы попасть в эту волшебную страну! Правда? Но как же нам попасть в страну сказок? Это можно сделать в воображении! А поможет нам в этом … Музыка! Сегодня на уроке мы посмотрим, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!

  • Открывается доска, на которой размещены иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».)

Ребята, в какую сказку мы попали? Какие три чуда есть в этой сказке? У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картинка, только написанная не красками, а звуками.

А сейчас мы с вами послушаем музыку, которая будет изображать первое чудо.

«Внимание! - говорят нам фанфары».

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки все грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку Эту музыку написал великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. (Слушание фрагмента из симфонической сказки «Три чуда» Римского-Корсакова).

Ребята, а какой изобразил белочку композитор? Какая была музыка? Какой инструмент выбрал композитор для белочки? Почему?

  • Игра на инструментах

Давайте и мы все вместе сыграем мелодию, которую пела белочка «Во саду ли, в огороде»

Ребята, композитор Римский-Корсаков сочинил музыку, в которой нет слов, и все же ему удалось создать музыкальный образ маленькой и забавной белочки, показать ее веселый и игривый характер. Такая музыка называется изобразительной.

Второе чудо «Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

В музыке слышится тяжкая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря.

Третье чудо«Внимание! - снова говорят нам фанфары. - Сказка продолжается».

За морем царевна есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, 
Ночью землю освещает, 
Месяц под косой блестит, 
А во лбу звезда горит. 
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, 
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, 
Это диво, так уж диво!

Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

  • Сейчас мы с вами выполним одно веселое, но полезное упражнение.

Я буду играть музыку, а вы постараетесь определить, какого животного она изображает и показать это животное, его характер и повадки. (Музыка изображает лебедя, зайца, медведя, кота.)

Молодцы! Вы отлично справились!

Учитель чтения

А теперь продолжим наше путешествие.

  • На столе лежат предметы: яблоко, зеркало, петушок-игрушка, белочка, орешки, кот)

Ребята, как вы думаете, что это за предметы и почему они здесь?

  • Игра «Найди пару».

Задание: подберите к отрывкам из  и сказок А.С. Пушкина их названия

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о золотом петушке»).

На фоне музыки

Наглядно – иллюстратив-

ный

Игра на инструментах

Частично- поисковый метод

Работа в парах

Частично- поисковый метод

  1. Сообщение темы и цели урока

Цель: Сообщение темы, цели урока.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

(крик чаек, шум моря)

познакомимся с отрывком из сказочной поэмы, будем учиться выразительно читать, высказывать своё мнение, рассуждать

Кто догадался произведения, какого автора мы будем рассматривать на уроке?

Ребята, вы правильно подобрали названия к отрывкам из сказок  

Какой отрывок показался вам незнакомым?

 Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Мы познакомимся с новым произведением А. Пушкина.

Учитель музыки

А название отрывка нам опять подскажет музыка.

(звучит музыка «Шум волн»)

Расскажите, что вы слышали? Как вы думаете, где оказались?

 И вдруг, на берегу моря мы видим ……

Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного дуба)

Что вы услышали?

А где, в каком месте (в лесу, во дворце) происходит действие в этом сказочном отрывке? (ответы детей.)

Отрывок, с которым мы познакомимся называется

«У Лукоморья дуб зелёный».

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? 

Лукоморье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.В фольклоре  — заповедное место на краю мира.

Слово лукоморье происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук для стрельбы.

Учитель чтения

А кому он уже знаком, кто его уже читал, слышал?

Что бы вы хотели узнать и чему научиться? 

У вас на рабочих листах записано несколько задач сегодняшнего урока. Давайте попробуем расставить их по порядку Определим последовательность работы с текстом.

Познакомиться с текстом и объяснить значение устаревших слов

Проанализировать образы, нарисованные поэтом, и изобразительно-выразительные средства, помогающие ему создать эти образы

Понять основную мысль текста, его настроение

Показать, как музыка может рассказать сказку,

  1. Усвоение новых знаний

Цель: знакомство обучающихся с произведением. Совершенствование навыков чтения

поэтического произведения. Коррекция образного мышления через упражнения в

сравнении, объяснении понятий. Усиление коммуникативных свойств речи.

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

  • Введение в тему

«У Лукоморья дуб зелёный» - это вступление к поэме "Руслан и Людмила".

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему

Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.

Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.

  • Знакомство с произведением.

А теперь мы отправляемся в Лукоморье

Показ слайд – фильма на основе произведения А.С. Пушкина

  • Проверка первичного восприятия.

С какими сказочными героями вы встретились?

  • Словарная работа.

Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» «пленяет» - устаревшие,  сейчас мы их в речи не услышим.

А подумай те, как бы они звучали сегодня?

А как бы вы объяснили смысл таких слов и словосочетаний:

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

«дол»- как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? Пространство без деревьев – долина.

«видений полны»

О заре- на заре.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет – сохнет.

Словарная работа

видеоролик

  1. Физминутка

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учитель музыки

Физкультминутка (имитируют движения волн, витязей, лебеди)

Там о заре прихлынут волны

 И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

 По этим же волнам в сказках Пушкина лебедь плавала. А мы покажем, как она взлетает.

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

  1. Продолжение изучения нового материала

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

  • Повторное чтение стихотворения учителем

наизусть

Садитесь поудобнее, расслабьтесь, представьте, каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно еще раз вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? 

  • Работа в парах - отработка техники чтения.

Перед вами карточка для индивидуального чтения. Работаем в парах. (чтение трудных слов в паре)

 Прочитай по слогам 1 ряд.

 Прочитай целым словом 2 ряд.

 Прочитай целым словом с ударением вместе

у Лу-ко-морь-я         не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных          из-буш-ка

при-хлы-нут             трид-цать

пре-крас-ных            ми-мо-хо-дом

  • Чтение произведения детьми

Стр. 72-74

  • Беседа по прочитанному.

О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин в отрывке?

Перечислите их, ссылаясь на текст и иллюстрацию.

Можно ли, прочитав этот отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», сказать, как поэт относится к народным сказкам?

Найдите в тексте предложения, в которых автор выразил любовь к родной земле.

Эти слова стали поговоркой. Их произносят тогда, когда хотят сказать об особенностях русской природы, о своеобразии характера русского человека, русских традиций.
Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин?

  • Физминутка для глаз

Ребята, путешествуя по Лукоморью, мы устроим отдых.

 для наших глазок.

Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).

  • Подготовка к выразительному чтению

Расстановка пауз и логических ударений

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? /3 части/

О чем говорится в первой части? /Описывается, где и когда происходят события сказочного мира/

Как нужно читать это стихотворение?

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать так, чтоб всем было интересно слушать.
У лукоморья
дуб зеленый/
Златая цепь на дубе том/
И днем и ночью кот ученый
(т. е. постоянно беспрестанно! —>Передайте это голосом)
Все ходит по цепи
кругом; (логическое ударение, выделим голосом это слово)
Идет направо // - песнь заводит,/
Налево // - сказку говорит. /
(пауза, ожидание чуда: что же будет? Передайте голосом при чтении). 

С. /р. Чтение про себя, работа над выразительным чтением. 
Чтение вслух (кто хочет). 

Что вы можете сказать о второй части? /Она большая, в ней перечисляются герои и чудеса, которые с ними происходят/

Какие сказочные персонажи повстречались?


Там чу-де-са:// там
леший бродит//
Русалка на ветвях сидит;//
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей//
(вздох удивления. Что передадим голосом? Таинственность: этих зверей никто не видел). 
Избушка там, на курьих ножках
(уменьшительно-ласкательные суффиксы —> читаем с улыбкой). 
Стоит без окон, без дверей. //

Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. 
Чтение вслух (кто хочет)

Там лес и дол видений полны;
Что слышится, представляется? – простор, бескрайность русской природы - покажем это голосом. 
Там [О] заре прихлынут волны 
И тридцать витязей прекрасных 
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской
Как читаем? С каким чувством?- с гордостью, любуясь!)

Чтение следующих 10 строк. 
(Какие сказки вспоминаем?) 

Там русский дух… Там Русью пахнет!

Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию - передайте это голосом
У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго. 

Самостоятельное чтение последних шести строчек. 
Что напоминают последние строчки?
концовку русских народных сказок. 
И я там был, и мед я пил:

…У моря видел дуб зеленый;//
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил. 

Выберите интонацию, с которой их прочитал бы Пушкин.

Учитель музыки

Распевка «У Лукоморья»

  1. Закрепление изученного материала.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала,

          выявление пробелов и их коррекция

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют на карточках индивидуальных

Учитель чтения

  • Выразительное чтение

А теперь давайте выразительно, красиво прочитаем этот отрывок (Стр. 72)

На слайде

  1. Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник

Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору)

1 вариант: научитесь читать выразительно отрывок из поэмы, нарисуйте понравившееся чудо.

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.

запись на слайде

  1. Итог урока. Оценивание.

Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности обучающихся

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Отвечают на вопросы

Читает подготовленный ученик наизусть

Произведение какого писателя читали?
Как называется произведение?

Какую задачу перед собой ставили?

Удалось решить?

Это Пушкин! Это чудо!

Это прелесть без конца!

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их немного и немало,

Но все Пушкинское это –

Наше вечное начало!

Слайд с портретом

А.С. Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»

Урок  литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации,  мультимедиа  проводится  на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина....

Разработка урока на тему:"А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе"

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....

Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"

Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...