Главные вкладки

    Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»
    методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

    Никифорова Марина Владимировна

    Урок  литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации,  мультимедиа  проводится  на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_6_klasse.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                   Тема: А.С.Пушкин и его роман «Дубровский».

                                                             

    Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о творчестве поэта, подвести итоги изучения романа «Дубровский».

    Оборудование: презентация, мультимедиа  проектор, выставка книг, словарь литературоведческих терминов, иллюстрации к произведению.

     Ход  урока:

    Приветствие учителем детей, установка на хорошее настроение. Давайте повернёмся друг к другу лицом, посмотрим в глаза и широко  улыбнёмся. Вот так вот! А теперь обратимся друг к другу с пожеланием: «Пусть у тебя будет всегда хорошее настроение!»

    Слайд 1. Учитель обращает внимание учащихся на фотографию  поэта, предлагает определить, кто запечатлен на фотографии.

    - Родился в Москве. Учился в Царском селе. Все его знают. Кто же этот человек? (А.С. Пушкин.)

    Обратить внимание учащихся на выставку книг А.С.Пушкина.

    Учитель: Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке? Как вы думаете, зачем нам знать биографию писателя, изучать его произведения?

    - В душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к отчизне, вера в добро, красоту и справедливость. Сегодня на уроке мы поговорим об А.С.Пушкине и о его романе «Дубровский» .

    Учитель: Сейчас  мы поработаем с вами следующим образом: я буду задавать вам вопросы, связанные с творчеством А.С.Пушкина, а вы поработаете с таблицей, запишите ответы.

    Литературная викторина (в сопровождении слайдов)

    Слайд 2. 1) На родовом гербе Пушкиных изображены две перекрещивающиеся пушки и животное. Какое? (Африканский слон, вспомните, кем были его предки.)

        Слайд 3. 2)Как прозвали Сашу Пушкина в Царскосельском лицее: француз, немец или арапчонок? (Француз.)

    Слайд 4. 3)Назовите автора картины «Пушкин на лицейском экзамене»? (Илья Ефимович Репин.)

    Слайд 5. 4)По мнению А.П. Керн, она была единственной женщиной, которую поэт «истинно любил». Кто она? (Няня поэта — Арина Родионовна)

    Слайд 6. 5)Сколько раз в день А.С. Пушкин отправлял своей невесте из Болдино телеграммы? (Не отправлял. Телеграфа  тогда  еще не было.)

    Слайд 7. 6)Сколько детей было у А.С. Пушкина и его жены Натальи Николаевны Гончаровой? (Четверо)

    Слайд 8. 7)Какое время года  пробуждало А.С. Пушкина к творчеству? (Осень.)

    Слайд 9. 8)В каком году был написан роман «Дубровский»? (18З2)

    - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.

    Эмоциональная разрядка. Учащиеся слушают музыку из кинофильма «Дубровский», киностудия «Ленфильм»,1936 год.

    Учитель предлагает учащимся представить (через образы и картины), что могли видеть, слышать и чувствовать люди, жившие в эпоху Пушкина.

    Внимание Пушкина к истории было постоянным: оно проявилось и в прозе, и в поэзии. Он интересовался и событиями «давно минувших дней», и теми, что произошли в стране на его глазах. Пушкин изучал материалы, связанные с историей Петра и восстанием Пугачева. Однако в своих произведениях он стремился не столько к точной передаче произошедших событий, сколько к отображению «духа» эпохи, к выражению мысли по поводу важнейших вопросов, касающихся жизни Отечества. Взгляды писателя выражены им в произведениях, в которых  характеризуется время, система отношении людей в определенных исторических условиях. К числу таких произведений принадлежит роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина.

        Слайд 10. Словарная работа. Дайте определение жанра романа. (Записать в тетрадь). Роман — это крупное эпическое произведение, в котором события происходят в разветвленном, развернутом сюжете, на протяжении значительного  времени и широком художественном пространстве.

    Учитель предлагает ответить на вопросы, работая в группах.

    1 группа. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея?  Что выделяло Троекурова и Дубровского из среды других помещиков? Каково отношение автора к каждому из них?

    2 группа.  Расскажите о ссоре Дубровского и Троекурова. На чьей стороне автор? Кто виноват в ссоре?

    3 группа. Кто вызвал Владимира Дубровского домой и почему? Что вы могли бы рассказать о характере младшего Дубровского? Меняется ли он на протяжении романа? Зачем, по-вашему, в романе таким образом переставлены события, что мы лишь в ХI главе узнаем, что Дефорж и Дубровский одно и то же лицо?

     4 группа. В какой роли главный герой Владимир Дубровский показался наиболее привлекательным?

    5 группа. Как вы объясняете жестокое отношение Троекурова к любимой дочери и выбор Верейским  спутницы жизни? Почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, ожидали ли вы такой развязки?

    Слайд 11. Подведение итогов урока. Оценка результативности работы в группах. 

    Роман «Дубровский» Пушкин не завершил. Однако остались планы, черновики, из которых можно понять, как предполагалось развивать события — князь Верейский умирает, оставив Марью Кирилловну  вдовой. Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.

    Слайд 12. Дома пофантазируйте!

    I вариант: Воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой.

    2 вариант: Как вы себе представляете герб рода Дубровских, герб рода Троекуровых? Нарисуйте их, подготовьтесь и защитите свои творческие работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».

    Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...

    Урок литературы в 5 классе на тему: А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

    Этот урок знакомит учащихся с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучает аналитическому чтению художественного произведения, развивает устную связную речь; воспитывает любовь к иску...

    Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

    Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

    Урок литературы в 5 классе на тему "А.С.Пушкин. Пролог поэмы "Руслан и Людмила"

    Урок литературы в 5 классе по творчеству А.С.Пушкина, в котором дан анализ и подготовка к выразительному чтению Пролога к поэме "Руслан и Людмила"....

    Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)

    Презентация к уроку литературы в 7 классе на тему "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)...

    Урок литературы в 6 классе на тему: " А. С. Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского"

    Задачи урока:Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.Объяснить зависимость поведения человека от социаль...