Урок литературы в 6 классе на тему: " А. С. Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Фрибус Анна Петровна

Задачи урока:

  • Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.
  • Объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»).
  • Учиться правильно оценить поведение героев.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. С. Пушкин. «Дубровский»: протест Владимира Дубровского

6 класс

Цели:

  • Обучающие: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев.
  • Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
  • Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Задачи:

  • Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.
  • Объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»).
  • Учиться правильно оценить поведение героев.

ХОД УРОКА:

 - Ребята, приходилось ли Вам когда-нибудь сталкиваться с людьми, которые поступают не по совести, несправедливо? А как вы понимаете, что такое справедливость, несправедливость?

 - Мы продолжаем работу над романом А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня к вам на урок пришла вот с каким вопросом: скажите, а что такое ПРОТЕСТ?

(выслушиваются мнения детей)

СЛАЙД.

 - Ребята, а почему сегодня наш урок мы начали именно с этого слова?

( в романе есть протест В. Дубровского)

 - Как же будет звучать тема нашего урока?

Записываем тему   А. С. ПУШКИН. «ДУБРОВСКИЙ».  ПРОТЕСТ ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО».

Владимир Дубровский ступает на опасную тропу и становится разбойником. В этом ли его протест? Его называют благородным разбойником. Но так ли это?
Сегодня мы с вами должны будем выступить в роли присяжных заседателей и вынести свое решение этому литературному герою.
Как вы думаете, какова цель нашего судебного заседания сегодня?

( Мы должны решить: благородный разбойник, или грабитель по нужде?  )

 - Для любого есть причины, есть способы его выражения. На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ:
= Что стало  причиной протеста Дубровского-младшего?

= Против чего протестует Владимир Дубровский?

= Каким способом Дубровский-младший выражает свой протест?

Итак, мы начинаем. Слушается дело по обвинению Владимира Дубровского в разбое в отношении честных граждан.  Для начала заслушаем характеристику самого автора. Каким  же он представляет нам Дубровского?
(проверка Д/З: характеристика Владимира с помощью цитат из текста)

 - Когда в жизни Владимира наступает переломный момент?

(когда умирает отец, имение отбирают)

- В качестве улики предоставляется  видеозапись с места преступления.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА «БЛАГОРОДНЫЙ РАЗБОЙНИК ВЛАДИМИР ДУБРОВСКИЙ».  Сцена приезда приказчиков. Пожар в Кистеневке.

 -  Как ведет себя Владимир в присутствии приказчиков?

 - Как  характеризует Владимира поведение крестьян?

 - Почему Дубровский сжигает собственный дом?

РАБОТА В ПАРАХ. ЗАДАНИЕ ПО КАРТОЧКАМ.

Обсуждение работы по карточкам.

- Какую задачу нашего урока мы выполнили?

(Нашли причины протеста Дубровского)

В Кистеневке произошел пожар. В тот момент очень не помешал бы дождь. Давайте сейчас с вами попробуем изобразить дождь.

ФИЗМИНУТКА «ДОЖДЬ».

Мы продолжаем наше заседание суда. Давайте выясним, против чего протестует Владимир Дубровский? Чтобы ответить на этот вопрос,  определим значение некоторых слов.

СЛАЙД ( ЧЕСТЬ, ДЕСПОТИЗМ, БЕСЧЕТИЕ)

 - Против чего протестует Дубровский?

 - Что им двигало?

ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ В ТЕТРАДИ

Мы приближаемся к заключительной части судебного заседания. Осталось лишь выяснить, каким же способом протестует Владимир? Прошу предоставить  доказательства из текста.

 - Что известно о шайке разбойников, появившихся после исчезновения Дубровского?

(работа с текстом, обсуждение)

ПЕЙЗАЖ???????????????????

 - Какие доказательства мы запишем в наши карточки?

Прежде чем вынести окончательный вердикт, выполним следующее задание.

СЛАЙД

Давайте же ответим на главный вопрос и вынесем свое решение.

СЛАЙД

Обсуждение.

На этом заседание окончено. Подведем итоги.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНИВАНИЕ

Проблемный вопрос

Ответ

Эпизод из текста, иллюстрирующий ответ

Причина протеста Владимира Дубровского

Объект протеста Владимира Дубровского (против чего?)

Способы выражения протеста Владимира Дубровского

Проблемный вопрос

Ответ

Эпизод из текста, иллюстрирующий ответ

Причина протеста Владимира Дубровского

Объект протеста Владимира Дубровского (против чего?)

Способы выражения протеста Владимира Дубровского

Проблемный вопрос

Ответ

Эпизод из текста, иллюстрирующий ответ

Причина протеста Владимира Дубровского

Объект протеста Владимира Дубровского (против чего?)

Способы выражения протеста Владимира Дубровского


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОТЕСТ - Категорическое возражение против чего-нибудь, решительное заявление о несогласии с чем-нибудь, о нежелании чего-нибудь. ( Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка)

Слайд 2

А. С. Пушкин. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского

Слайд 3

«Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное » А.С . Пушкин. «Опровержения на критику».

Слайд 4

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ – Любой человек, нарисованный, изображенный в произведении СЮЖЕТ – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Слайд 5

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества . Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя. Деспотизм – неограниченная власть, произвол; Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Слайд 6

У Владимира Дубровского отнимают все, он становится бедным и именно поэтому становится разбойником. Владимиром двигало чувство мести за несправедливое отношение к его семье. 3. Первым делом шайка разбойников отправилась грабить дом Троекурова. 4. Разбойники грабили только богатых людей.

Слайд 7

Владимир Дубровский благородный разбойник?

Слайд 8

Сегодня на уроке мне понравилось……… Сегодня на уроке мне запомнилось….. Сегодня на уроке мне не понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»

Урок  литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации,  мультимедиа  проводится  на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина....

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила"

Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...