Риторический вопрос
план-конспект

Формирование внятной  интонационно оформленной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx56.07 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие по обучению произношению в 10А классе

Тема: «Вопросительная интонация. Риторический вопрос»

Технология: коррекционно-развивающее обучение

Автор: Шаталова Нина Николаевна, учитель-дефектолог

Тема: «Вопросительная интонация. Риторический вопрос»

Цель: Формирование внятной  интонационно оформленной речи.

Задачи:

  1. Способствовать расширению знаний об интонационных возможностях выражения мысли.
  2. Совершенствовать практические навыки воспроизведения разных видов интонации.  
  3. Развивать мыслительные процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения через специальные упражнения и содержание урока.

 Словарь: риторический вопрос, позитивный и негативный характер речи

Оборудование: карточки,  презентация.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Орг момент.

Рефлексия. Что ждёте вы от занятия? Каким бы хотели видеть  занятие?

(интересным, полезным, трудным, легким...)

Мне хотелось, чтобы вам это занятие было полезным, вы узнаете и научитесь новому, что сделает вашу речь более выразительной и пригодиться вам в общении.

  1. Упражнение на снятие напряженности: мычание,   вертим пальцами.
  2. Упражнения на развитие психических функций.

Найдите в тексте слова со звуками С-З (Кристина), Ш- Ж (Дарья и Ангелина)     Прочитайте их правильно.

Иван Суроков

Целый день хлопья мокрого снега летят…
И чего от нас в мире безумном хотят?
И чего же мы сами от мира хотим?
И куда мы сквозь хлопья густые летим?
Где нас ждут и откуда нам машут рукой?
Хлопья снега летят над тропой, над рекой.
Где предел? Где покой, тишина и уют?
Хлопья мокрого снега снуют и снуют...

Дмитрий Лихачев                                                                           Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.                                                                                      И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи? Только учиться?    А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Прочитай предложение с повествовательной интонацией. Найдите в стихах вопросительные предложения и прочитайте.

Учиться нужно всегда. С какой интонацией я сказала? Скажи с восклицательной.

Найдите лишнее словосочетание:

Брат Саша, школьник Женя, спортсмен Виталий, ученик Петров, отличник Коля, друг Сеня.

Цветущий тополь, белая лилия, белая фасоль, белая ромашка, синяя фиалка.

На слух (Ангелина): Золотая осень, суровая зима, холодный январь, жаркое лето, ранняя весна.  

Скажи понятие. О чем я говорю:

Машины, пешеходы, асфальт, столбы, переход, движение – это........(дорога)

Берег, рыба, рыболов, тина, вода, лодка, течение – это......... (река)

Автомобили, здания, улица, квартал, толпа – это..... (город)

С какой интонацией я говорила?

- Интонацией перечисления.

Дополни: Обратите внимание на незаконченную интонацию и интонацию перечисления.

Можно пить.......сок, воду, чай.

Можно бросать........землю, мяч, диск, копье, занятие.

Нельзя купить........здоровье, честь, ум, воспитание.

Каждый знает, что легким бывает.....

Каждый знает, что приятным бывает.....

Найди три отличия: яблоко и арбуз (большой-маленький, ягода-фрукт, сладкий-кислый), поезд-самолет(идёт-летит, вагон-салон, крыло- нет крыла, стюардесса, проводник).  

  1. Повторение об интонации.

Ответить на вопросы Ангелины.  Даши - кратко,  Кристины - полно .

Какой знак стоит в конце вопросительного предложения?

С какой интонацией говорим вопрос?

Вопрос может быть полным? А кратким?

Какие вопросительные местоимения вы знаете?

Когда мы говорим с повествовательной интонацией?

Вы на все вопросы дали ответ? Вы довольны?

У Ангелины  картина. Угадайте по вопросам, о чем она?        

Описание: Картинка 52 из 1650Зимний лес. Автор: Евгений Гавлин.

  1. Новый материал. Риторический вопрос.

Перед вами четыре предложения.  Прочитайте их.  

Кого я вижу?

Ты что не можешь говорить погромче?

Кого ты увидел на улице?

Ты можешь говорить шёпотом?

Что у них общего?  

- Это вопросительные предложения. Стоит вопросительный знак.

В чем разница этих вопросов? Послушайте с какой интонацией я скажу эти предложения?  Разделите их по интонации на две группы.

Кого я вижу?

Ты что не можешь говорить погромче?

Кого ты увидел на улице?

Ты можешь говорить шёпотом?

- Одни – с вопросительной интонацией, другие- больше повествовательной и восклицательной, так как  сообщает, требует.

Дайте ответы на вопросы, если можно?

- На эту группу вопросов  можно ответить,  а на другую  – не нужно и необязательно. Но реакция есть на все вопросы..

Такой вопрос, в котором содержится скорее не вопрос, а утверждение называется риторическим. Он не требует ответа или ответ  известен.

Слайд 2

Прочитайте слово. Прочитайте ещё раз понятие.

РИ-ТО-РИ-ЧЕ-СКИЙ                        Проговорите быстро: риторический вопрос.

Послушайте пример риторического вопроса. С какой интонацией я говорю? 

Сколько раз тебе говорить: говори звуки хорошо.

Что я не знаю, как ты умеешь говорить?

Вывод: это по структуре вопросительное предложение, передающее сообщение, подобно повествовательному.

Какие бывают риторические вопросы? 

Слайд 3                   Слайд 4

- ответы очевидны  

- ответов нет            

Придумайте риторический вопрос:

Сколько раз говорить........

И когда ты ..........

Когда ты научишься.......

И кто это.......

Риторический вопрос может нести как негативный, так и позитивный характер, т.е. выражать положительные и отрицательные эмоции.

Раздели риторические вопросы на положительные (забота, любовь)  и негативные (осуждения):

Тебе плохо? Как тебе не стыдно?  И когда ты все поймешь? Чем могу быть тебе полезна? Тебе не трудно передать хлеб?  Кто бы мог подумать, что встречу тебя?  Когда ты наконец закончишь уборку? И кто это у нас такой красивый в коляске?  А если все будут прыгать с крыши, и ты прыгнешь? И когда ты только поумнеешь?

Вы заметили, что риторический вопрос передаёт разные эмоции. Поэтому используется в речевом этикете, в поэзии.

Выдели риторические вопросы в тексте и прочитай их с нужной интонацией:

Иван Суроков

Целый день хлопья мокрого снега летят…
И чего от нас в мире безумном хотят?
И чего же мы сами от мира хотим?
И куда мы сквозь хлопья густые летим?
Где нас ждут и откуда нам машут рукой?
Хлопья снега летят над тропой, над рекой.
Где предел? Где покой, тишина и уют?
Хлопья мокрого снега снуют и снуют...

Дмитрий Лихачев

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются.                                                                                  И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться?    А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Слайд 5

Вывод:

Какую роль играет риторический вопрос?

  • предать высказыванию эмоциональность и убедительность;                                                    И сколько ещё двоек ты собираешься получить?
  • заставить задуматься о проблеме, возбудить любопытство к    предлагаемой теме; Ну и сколько ты будешь терпеть?  Вы слышали что-нибудь о  Сатурне?
  • вовлечь в беседу;  Вы задумались, сколько бумаги выбрасывает человек?
  • обратить внимание на выступающего;                                                                                       -           перенестись к определенному событию или месту;                                                                   О, Алтай, есть ли еще прекрасней край!?

Монолог перед аудиторией

А теперь я предлагаю вам выступить перед аудиторией, где часто  используются риторические вопросы. Подготовьтесь, где нужно пронотируйте.

Любишь ли ты свою школу? Гордишься ли ею?

Большую часть жизни ты проводишь в школе.. Здесь живёшь, учишься, познаёшь мир. Здесь находишь интересные занятия, которые помогут определить твой жизненный путь, профессию. Здесь ты находишь своих друзей на всю жизнь, а может и любовь. Помни о своих педагогах! Они тебя научили многому.

Так стоит ли быть неблагодарным? Ведь сколько радости тебе подарила школа!?

  1. Подведение итога занятия:

 Ваша оценка работы и знаний. Ваши ожидания оправдались? Каким для вас было занятие?

Рефлексия: Вам было интересно. Вам было полезно. Вам было понятно. Вам было трудно.

Ну как вами не гордиться?!

Зимний лес. Автор: Евгений Гавлин.Зимний лес. Автор: Евгений Гавлин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный риторический анализ текста

Предмет « риторика» является основным для успешного обучения речевым жанрам, так как именно они формируют грамотную речь, развивают способность «чувствовать» слово, определять его значимость в речи, с...

Открытое занятие "Риторический фестиваль"

Конспект открытого итогового занятия по разделу "Речевые жанры"...

Использование риторических задач при обучении теме "Вежливый отказ" (5 класс)

Статья "Использование риторических задач при обучении теме "Вежливый отказ" (5 класс). Включена в сборник статей "От слова к тексту" (Омский областной институт повышения квалификации работников образо...

Советы по стилистике. Риторический вопрос и восклицательное предложение как стилистические приёмы.

Выразительные средства синтаксиса : риторические вопросы. восклицательные предложения....

Риторический вопрос

презентация к уроку "Риторческий вопрос"...