Риторический вопрос
презентация к уроку

презентация к уроку "Риторческий вопрос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritoricheskiy_vopros.pptx228.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОПРОСИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Слайд 2

ПОНЯТИЕ Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который уже известен всем участникам диалога, либо ответа просто нет. РИ-ТО-Р И -ЧЕ-СКИЙ ВОПРОС

Слайд 3

Вопросы, на которые существует простой и очевидный ответ - И когда ты научишься мыть руки перед едой? - Вы хотите добиться успеха в этом мире? - И кто это у меня такой засоня ? И в кого ты такой лентяй? И когда ты будешь нормально питаться?

Слайд 4

Вопросы, на которые не существует однозначного ответа. Ну и кто ты после этого? Как я могла забыть телефон? - И когда ты наконец возьмёшься за ум? Ну почему именно я? Это что за ерунда? - Ну и как я должен был об этом догадаться? Как тебе в голову такое пришло ? Ну кто так делает?

Слайд 5

Роль риторического вопроса в речи предать высказыванию эмоциональность и убедительность; И сколько ещё двоек ты собираешься получить? заставить задуматься о проблеме, возбудить любопытство к предлагаемой теме ; Ну и сколько ты будешь терпеть? Вы слышали что-нибудь о Сатурне? вовлечь в беседу ; Вы задумались, сколько бумаги выбрасывает человек? обратить внимание на выступающего; - перенестись к определенному событию или месту; О, Алтай, есть ли еще прекрасней край!?

Слайд 6

Иван Суриков Целый день хлопья мокрого снега летят… И чего от нас в мире безумном хотят? И чего же мы сами от мира хотим? И куда мы сквозь хлопья густые летим? Где нас ждут и откуда нам машут рукой? Хлопья снега летят над тропой, над рекой . Где предел? Где покой, тишина и уют? Хлопья мокрого снега снуют и снуют ...

Слайд 7

Дмитрий Лихачев Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться? А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Слайд 8

Какие бывают риторические вопросы - Вопросительно-риторические . Человек формулирует фразу таким образом, чтобы дать эмоциональную оценку происходящему, выразить личное отношение: Как я могла забыть дома телефон? Что теперь делать с этими котятами? Зачем тебе это надо? Почему это случилось именно со мной? - Побудительные . Они призывают к действию, но сформулированы мягче, чем приказ. А вы еще не собираетесь ложиться спать? ( вежливая, но резкая просьба). И долго вы будете гулять? Не пора ли вам домой? Как долго будешь делать уборку? Утвердительные . Они усиливают уверенность в своей правоте. Характеризуются категоричностью, ярко выраженной эмоциональностью, напористостью, иногда даже надменностью. Как можно так одеваться? (небрежность, осуждение внешнего вида другого человека ). Неужели есть люди, которые не любят шоколад? (уверенность в том, что шоколад должны любить все, удивление с долей иронии ). Когда же вы поймете, что так нельзя делать? Риторический вопрос может нести как негативный, так и позитивный посыл: Сопереживание, забота, поддержка: Тебе плохо? Кому бы это понравилось? Неужели шеф не понимает, что ты тоже живой человек? Вы думаете, что одни такие? И когда ты все поймешь?

Слайд 9

Виды: РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, на который можно не отвечать. РИТОРИЧЕСКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ - повествовательные выражения, в конце которых при письме или в устной речи поставлен восклицательный знак. РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - обращение, которое не требует отклика и носит условный или символический характер.

Слайд 10

НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА 1. Обдумать, какую мысль ты должна донести. Избегай недопонимания. 2. Максимально сократить вопрос, убрав из него лишние, непонятные, отвлекающие или слишком сложные слова. 3. Чтобы привлечь внимание аудитории эту риторическую фигуру нужно использовать в начале речи. 4. Для подведения итогов его следует употребить в конце монолога. 5. Такие вопросы уместно использовать рядом с другими историческими фигурами речи: восклицанием и обращением. 6. Все обороты требуют четкого и правильного произношения, уверенного голоса, а также сопровождения соответствующей мимикой и жестикуляцией. 7. Правильно сформулированная стилистическая фигура запоминается надолго, подталкивает к размышлениям и вызывает паузу в виде задумчивого молчания аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный риторический анализ текста

Предмет « риторика» является основным для успешного обучения речевым жанрам, так как именно они формируют грамотную речь, развивают способность «чувствовать» слово, определять его значимость в речи, с...

Открытое занятие "Риторический фестиваль"

Конспект открытого итогового занятия по разделу "Речевые жанры"...

Использование риторических задач при обучении теме "Вежливый отказ" (5 класс)

Статья "Использование риторических задач при обучении теме "Вежливый отказ" (5 класс). Включена в сборник статей "От слова к тексту" (Омский областной институт повышения квалификации работников образо...

Советы по стилистике. Риторический вопрос и восклицательное предложение как стилистические приёмы.

Выразительные средства синтаксиса : риторические вопросы. восклицательные предложения....

Риторический вопрос

Формирование внятной  интонационно оформленной речи...