Разработка урока истории в 8 классе "Золотой век" русской культуры.
методическая разработка (8 класс)

Черепахина Нина Геннадьевна

Методическая разработка предназначена для учащихся 8 классов корекционной школы. Знакомит учащихся с наиболее яркими представителями русской  литературы и музыки XIX века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoy_vek.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории по теме «Золотой век» русской культуры. Развитие литературы.

Цель:

Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.

Задачи:

Образовательные: показать исторические особенности развития «золотого века» русской культуры; показать значение русской литературы и музыки первой половины 19 века;

Коррекционно – развивающие: развивать познавательные способности, внимание, память, воображение; умение анализировать произведения искусства и литературы.

Воспитательные: пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, воспитывать уважение к людям творческого труда.

Оборудование и материалы:

Презентация, записи музыкальных произведений.

Тип урока:

Сообщение новых знаний

Ход урока

1.Организационный  момент

2.Актуализация знаний, объявление новой темы.

Давайте вспомним, какие два крупных события произошли в первой половины 19 века?

        На доске написаны исторические события.  Вам надо правильно подобрать к ним даты.

         Отечественная война 1812 г, и восстание декабристов повлияли на развитие русской культуры. Среди творческих людей того времени появился интерес к истории России. Многие писатели, поэты и художники стали в своих произведениях описывать и изображать героев прошедших исторических событий, показывать подвиги русских людей во время войны с Наполеоном. В художественных произведениях стали отображать жизнь простых людей: крестьян, мещан, ремесленников.                                                  Сегодня мы поговорим о значении русской литературы первой половины 19 века, познакомимся с основными музыкантами этой эпохи, а в конце урока вы должны мне ответить, почему 19 век называют «золотым веком» русской культуры.

        Итак, тема сегодняшнего урока: «Золотой век» русской культуры.

3. Изучение нового материала

        В первой половине 19 века жил и творил выдающийся русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Он написал русские народные сказки в стихах: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке» и многие другие. Пушкин очень любил русскую историю и посвятил самым интересным событиям свои произведения. Он написал поэму «Полтава», в которой рассказывал о подвиге русских воинов во время Полтавской битвы. Написал Пушкин и знаменитую повесть «Капитанская дочка». В этой повести он описал события крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Писал Пушкин и любовную лирику.  Александр Сергеевич был дружен со многими декабристами.

        Вспомните, кого мы называем декабристами? Как сложилась судьба восставших после 1825 года, расскажет Маргарита  В.  

        Маргарита  В. После жестокого подавления восстания заговорщики были схвачены и подвергнуты суду, и множество знатных, образованных и богатых людей были сосланы в Сибирь, на каторгу. Они были лишены всех титулов, наград и званий. Но, несмотря на всяческое противодействие властей, часть жен и невест декабристов последовали за своими мужьями и любимыми. Каждой нелегко было оставить свою обеспеченную жизнь, близких, а иногда и детей, чтобы уехать за мужем. Одной из первых в Сибирь уехала  двадцатилетняя княгиня Мария Николаевна Волконская. В поэме Некрасова «Русские женщины» так описываются  её воспоминания о принятии этого непростого решения.

Отрывок из поэмы читает Анастасия Э.

Теперь расскажу вам подробно, друзья,
Мою роковую победу.
Вся дружно и грозно восстала семья,
Когда я сказала: «Я еду!».
Не знаю, как мне удалось устоять,
Чего натерпелась я… Боже!
Была из-под Киева вызвана мать,
И братья приехали тоже:
Отец «образумить» меня приказал.
Они убеждали, просили,
Но волю мою сам господь подкреплял,
Их речи ее не сломили!

А много и горько поплакать пришлось…

        Через день после Волконской выехала к мужу в Сибирь Александра Муравьёва. А.С.Пушкин направил с нею в Сибирь знаменитое послание декабристам « Во глубине сибирских руд…»

        Стихотворение читает Александр С.

        Подвиг жен декабристов до наших дней вдохновляет поэтов и музыкантов на создание произведений. Сейчас мы прослушаем одно из них. Звучит песня из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

По мере рассказа заполняется таблица.

«Золотой век» русской культуры.

Литература

Музыка

                  А в 19 веке поэт Александр Одоевский посвятил княгине Волконской свое стихотворение.

                Стихотворение читает Александр С.

Вдруг ангелы с лазури возлетели

С отрадою к страдальцам той страны,

Но прежде свой небесный дух одели

В прозрачные земные пелены
И вестники благие провиденья

Явилися, как дочери земли,

И узникам, с улыбкой утешенья,

Любовь и мир душевный принесли.

        Не менее замечательным был Михаил Юрьевич Лермонтов. В своей поэме «Бородино» он описал знаменитую битву и героизм наших воинов в сражении на Бородинском поле с армией Наполеона. Лермонтов написал немало талантливых стихотворений, рассказов и романов.

        Звучит отрывок из поэмы.

        В это же время пишет свои произведения   Афанасий Фет.

Стихотворение читает Владимир О.

Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

        19 век является и веком небывалого развития русского музыкального искусства. В этот период работают  Бородин, Мусоргский,  Римский  - Корсаков, Глинки, П.И. Чайковский. Рассказ учителя. Прослушивание отрывков музыкальных произведений.

Заполнение таблицы.

Релаксация. Закройте глаза, прослушайте отрывок произведения  П. Чайковского из цикла «Времена года» и попробуйте определить, как называется это произведение.

Звучат произведения «Июль», «Март».

4.Закрепление нового материала.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

Так почему первую половину 19 века называют «Золотым веком» русской культуры? (в это время было бурное развитие культуры и искусства)

Найти соответствие портрета и  писателя.

Какая фамилия лишняя?

5. Итог урока. Домашнее задание. Подготовить сообщение о художниках 19 века. (1 группа)

Карточки (2 группа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"

урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....

методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.      Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знания...

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...