Сценарий и презентация интегрированного познавательного занятия "Тайны нотного королевства"
план-конспект занятия (7 класс)

Русских Наталья Константиновна

Интегрированное познавательное занятие "Тайна нотного королевства" для учащихся 7,8 класса специальной коррекционной школы VIII вида проведено в рамках школьной Недели Математики по теме "Математика + Музыка = УСПЕХ". На занятии ребята искали где, как и в чём проявляется связь математики и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_notnogo_korolevstva_stsenariy_moy.docx478.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ -  2019

Сценарий познавательного интегрированного занятия

в рамках предметной математической недели

для учащихся 7,8 классов

(предметные области: математика-музыка)

«Тайна нотного королевства»J:\Катринки\Разное\Музыка\ноты (6).jpg

Подготовили и провели занятие:

 Н.К. Русских, учитель математики;

М.А. Булыгина, учитель музыки.

Цель:  Развитие личностных качеств обучающихся,  активизация их мыслительной деятельности, поддержка интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах деятельности человека.

        Задачи:  

Учебные:

1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.

 2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в различных областях жизнедеятельности.

 3. Развивать   умения работать с учебной информацией.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать у обучающихся познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности.

 2.Корригировать познавательные процессы на основе использования занимательного материала.

3. Формировать желание проявить себя с хорошей стороны.

Воспитательные:

       1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

       2. Воспитывать  умение применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

       

Принципы организации Недели математики:

 1. Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

 2. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

 3. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).

 4. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).       

Содержание занятия

I.  Орг. момент.

Дорогие друзья!

Уважаемые любители математики и просто любознательные ученики!

СЛ 1:  Мы рады приветствовать вас на нашей традиционной школьной НЕДЕЛЕ МАТЕМАТИКИ!

В этом году тема нашей математической недели : математика и музыка.

- Что музыкального может быть в строгой и логичной математике?

- Что математического может быть в прекрасных музыкальных звуках?

- Что объединяет музыку и математику?

СЛ 2:

- На все эти вопросы мы будем отвечать в ходе нашей совместной работы на нашем познавательном занятии «Тайна  нотного королевства».

Итак, мы начинаем.

II.  Разминка  « Всё есть число»

1.   Математика и музыка – два полюса человеческой культуры.

-   Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков.

- Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и мир чисел связаны между собой.

- Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно. Обычно мы даже не задумываемся над этим. Но именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость  знаменитого тезиса: «Всё есть число».

   СЛ 3:

 - Кто сказал эти замечательные слов? И не только сказал, но и доказал их справедливость? (древнегреческий математик Пифагор).

СЛ 4:

- Пифагор создал свою школу мудрости «Пифогорейскую систему знаний».

 А как вы думаете, какие науки входили в «Пифогорейскую систему знаний»? (математика, геометрия, астрономия, музыка).

- На занятиях в школе Пифагора ученики занимались  науками не просто так, а обязательно… Как ? (под музыку)

Сл 5:-  А ещё :  «В музыке, как и в математике, всё считать нужно» - так сказал ещё сам Пифагор.

- А что можно посчитать  в музыке?

РАССУДЖАЕМ:

  - Чтобы записать слова мы используем  ….Что  (буквы).

     Чтобы записать число мы используем… (цифры).

     Чтобы записать музыку мы используем …(ноты).

- Сколько нот ?

-  Где расположены ноты ? (на нотном стане)

-  - Назовите ноты ( пропойте)

- А теперь наоборот.

- А  ещё  ноты в музыке имеют свои номера

- А теперь назовите (пропойте) только чётные (до, ми, соль, си )

- А теперь только нечётные (ре, фа, ля, до)

J:\Неделя матем 19\МАТЕМ и МУЗЫКА\картинки\img16.jpg

- Какую связь с математикой вы увидели?

-  А ещё мы назвали (пропели) ноты в определённом ритме.

С точки зрения математики – это чётные-нечётные, прямо-обратно.

А точки зрения музыки – чередование звуков по заданному условию. Или ритм музыки.

А верите ли вы ,что музыкальные  мелодии можно исполнять с помощью цифр? Давайте проверим.

СЛ 6:

-   Песенка «Едет, едет паровоз» в цифровом звучании.

Эта песенка нотами звучит так:

 « до-ре-ми-фа-соль-соль-соль,

до-ре-ми-фа-соль-соль-соль,

фа-фа-фа,

ми-ми-ми,

ре-ре-ре-ре,

до-до-до»

А теперь ноты заменим цифрами. И унас получится так:

1-2-3-5-5-5-5

1-2-3-5-5-5-5

4-4-4

3-3-3

2-2-2-2

1-1-1

III.  Информационно-познавательный блок   «Математика звука»

-  Давайте разберёмся с закономерностями числа и  звука. Что у них общего?

СЛ 7:

- Задание:

-  В математике мы определяем порядок числового ряда по условию.

Задание: Определите закономерность числового ряда.

 2,4,6.8…;  1,3,5,7,9….  чёт-нечёт

2 32,33,34,35,..;     15,14,13,12,11,10…. прямо – обратно

320,22,24,26….    счёт по 2:

 45,50,55,60….    Счёт по 5

- А в музыке  порядок определяется чередованием длительностей.

  (пример муз. задания)

Вывод: В математике числовой ряд записывается по условию: чётн-нечётн; прямой или обратный счёт; счёт равными числовыми группами и т.д.

А в музыке порядок оределяется чередованием длительностей.

СЛ 8:

- Ещё один пример:

Рассмотрим числа и найдём закономерность

 8, 9, .

98, 99,..

998, 999,.

9998,9999,.

И снова мы видим математическую закономерность в составлении числовых рядов при преходе к следующему разряду.

- А что происходит в музыке?

Чтоб не спутать

Польку с вальсом

Или с маршем, например,

Обязательно на страже

Здесь всегда стоит …(размер)    - РАЗМЕР ???? ( муз. пример )

СЛ 9: ВЫВОД

4.   Параллели в математике и музыке.

СЛ 10:

-  А в нотном стане есть математика?

- Сколько линек в нотном стане?

- А что ещё считают в музыке? ( 7 нот, 5 линеек нотного стана, линии нотного стана параллельны между собой, интервалы, аккорды).

 - Люди каких музыкальных профессий видят перед собой параллельные прямые? (учитель музыки, композитор, дирижор, музыкант )

-  А ещё? Не знаете?

- Тогда отгадайте загадки:

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)

Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно ...
(Музыкант.)

Сон и отдых позабыты:
Песню пишет ...
(Композитор.)

Пел с душою!  Молодец!
Будешь знатный ты ...
(Певец.)


- В музыке параллельные линии можно увидеть не только в нотах, но и в форме некоторых музыкальных инструментов.

СЛ 11,12, 13: Работа с рисунком муз инструмента.(скрипка, тамбурин, барабан)

IV. Рефлексия.

V. Заключение:  СЛ 14.

1. - Сегодня на занятии мы рассмотрели только некоторые примеры того,  как связана математика и музыка.

- Мы увидели, что МУЗЫКА  математична, а МАТЕМАТИКА музыкальна. И там и там господствует идея числа, счёта и отношения.

- Тайны музыки до сих пор хранят неразгаданные секреты и ждут своих исследователей и великих открытий.

- О других закономерностях математики и музыки мы будем говорить на нашем заключительном занятии «Математика + Музыка = УСПЕХ».

- Читайте информацию на нашем стенде, решайте наши математические задания, тренируйте свою смекалку, сообразительность, логику.

- Будьте любознательными и активными. Ведь любые знания рано или поздно пригодятся вам в жизни.

2. Творческое задание «Математический пазл».

 В музыке, так же, как в математике, есть свои параллели. Трудно себе представить музыку без параллельных линеек её нотного стана

- Параллели можно обнаружить в самом звучании музыки. Сравните, что получится, если одна и та же мелодия будет исполнена различными голосами, то есть одновременно, в унисон будут петь 2 голоса. Например, женский голос будет звучать в верхнем регистре, а мужской – в нижнем.

- Параллельно могут звучать голос и фортепианное сопровождение или какой-нибудь музыкальный инструмент (скрипка, флейта, виолончель) с фортепианным сопровождением.

- Параллельно будут звучать голоса туристов при исполнении песен у костра, а может, и в хоре при условии исполнения произведений в унисон.

Прослушивание музыкальных отрывков.

  1. В музыкальной системе звуки связаны между собой определёнными зависимостями. ноты (5)
  2. Музыкальный звукоряд содержит 7 октав
  3. Деление октавы на 12 частей обеспечивает чистое звучание. 

Длительность и размер звука можно выразить с помощью математической дроби

III.   Развивающие и коррекционные задания  «Числа и ноты».

-  Длительность и размер  музыкального звука можно выразить с помощбю математической дроби.

2. Ноты и дроби.

Мы знаем, что при записи музыки  звуки имеют свою длину – длительность.

Длительности получаются так же, как дроби: они возникают при делении целой ноты на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа.

Существует целая нота, половинная, четверная, восьмая, шестнадцатая и т. д. Названия длительности служат одновременно и названиями чисел. Нетрудно понять, почему длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей. Мы видим, что 

J:\Неделя матем 19\МАТЕМ и МУЗЫКА\картинки\img5.jpg

3. Порешаем:

Примеры сложения нот  по правилам сложения дробей.

J:\Неделя матем 19\МАТЕМ и МУЗЫКА\картинки\img103.jpg

Заключение:

Мы видим, что МУЗЫКА  математична, а МАТЕМАТИКА музыкальна. И там и там господствует идея числа, счёта и отношения.

J:\Неделя матем 19\МАТЕМ и МУЗЫКА\картинки\iETKVRX1W.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-игровой программы "Путешествие в Королевство книг"

Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.Задачи:- привлечь детей к ч...

Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности

В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы р...

Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»

В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....

Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»

Популяризация русского языка и культуры.               Приобщение любви к русской культуре....

Сценарий выступления по тематике ПДД "В Королевстве дорожных знаков"

музыкально-литературная композиция, прдназначенная для учащихся 4-6 классов. В сценарии предложены тексты авторских песен...

«Применение ИКТ - технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на этапе изучения нотной грамоты в классе специального фортепиано».

Работа посвящена проблемам активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения игра на фортепиано. наряду с традиционными технологиями применяется информационно-к...

Сценарий "На балу в три-девятом королевстве у Шрека и Фионы" в ДОЛ "Березка" Брянской обл.

Подведение итогов обучения историко-бытовому танцу отрядов в полном составе за смену В ДОЛ "Березка" Брянской обл. в виде бала....