окружающий социальный мир
рабочая программа (6 класс)

Мазурук Наталья Владимировна

 

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Окружающий социальный мир» (6 класс)

 

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» образовательной области «Окружающий мир»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся по АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Рассмотрена на заседании МО учителей старших классов 28.08.18 г., согласована заместителем директора 30.08.18г., утверждена директором ОУ Колобаевой И.Н. 31.08.18г.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс

- формирование доступных видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно-практической, трудовой); 

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников, следующие:

 - знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, пиктограммы);

- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

При изучении курса используются учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ на 2017- 2018 учебный год для специальных коррекционных школ VIII вида.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- здоровьесберегающие технологии технологий

- проектная деятельность.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

 

 

- умение слушать и слышать учителя;

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
  • названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
  • знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • знание электроприборов (утюг, телевизор, чайник, микроволновая печь);
  • убранство дома: мебель (кухонная, спальная, кабинетная);
  • продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт), мясные продукты (колбаса, ветчина, котлеты); мучные изделия.
  • атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Рождения;
  • свойства бумаги, дерева;  предметы изготовленные из бумаги и дерева;
  •  понятия «улица», «здание», «парк»;
  • Наша страна – Россия, символика государства, города Москва, Санкт-Петербург, Сочи, достопримечательности городов;
  • транспорт: наземный, воздушный, водный.
  •  

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность учащегося;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Промежуточная и итоговая  аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Окружающий социальный мир304 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

“ШКОЛА №2124 «Центр развития и коррекции”    

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                          «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим Советом                                                                                                                                                         Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»                                                                                                                                                           ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___  от «__» _______ 2018г                                                                                                          Приказ № ___  от «__» _______ 2018г

                                                                                                                                                                                       Директор ______ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)   ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР

6 КЛАСС

на 2018-2019 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ, 6 КЛАСС)

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                             Учитель: Мазурук Н.В., Алпатова В.В., Ерохина Ю.Г.

Москва, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий и социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся по АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучающиеся по данной программе дети имеют интеллектуальные и психофизические нарушениями умеренной, тяжёлой и глубокой степени, которые могут сочетаться с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

            Программа направлена на достижение следующих целей: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников:

-  знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

  Общая характеристика учебного предмета

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи»,

 Практическая направленность реализуется через обучение на наглядной основе. Уроки обеспечиваются наглядными пособиями, раздаточным дидактическим материалом.

 Коррекционная направленность обеспечивается в ходе освоения программного материала. Представления и навыки, приобретаемые ребенком необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности.              Программа является основой для изучения уроков: речь и альтернативная коммуникация, окружающий природный мир, человек, изобразительная деятельность.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет излагать материал несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

     В программе предусмотрены следующие формы и методы организации деятельности:

  • экскурсии;
  • наглядно-практические работы;
  • игровые упражнения.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

6 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часа

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

        В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • названия школьной мебели и обстановки класса: доска, парта, стул, стол учителя, шкафы;
  • названия школьных принадлежностей: портфель, пенал, альбом, ручка, карандаш, школьная доска, мел;
  • знание частей дома, помещения (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • знание электроприборов (утюг, телевизор, чайник, микроволновая печь);
  • убранство дома: мебель (кухонная, спальная, кабинетная);
  • продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт), мясные продукты (колбаса, ветчина, котлеты); мучные изделия.
  • атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Рождения;
  • свойства бумаги, дерева;  предметы изготовленные из бумаги и дерева;
  •  понятия «улица», «здание», «парк»;
  • Наша страна – Россия, символика государства, города Москва, Санкт-Петербург, Сочи, достопримечательности городов;
  • транспорт: наземный, воздушный, водный.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • ориентироваться в пространстве класса и школы;
  • выделять своё учебное место: парту, стул, свой личный шкафчик;
  • различать школьные принадлежности;
  • называть и показывать части дома, помещения  (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол);
  • называть (показывать) электроприборы (утюг, телевизор, чайник, микроволновая печь);
  • различать предметы мебели: (кухонная, спальная, кабинетная);
  • различать продукты питания: напитки (вода, сок, чай), молочные напитки (молоко, кефир, йогурт); мясные продукты (колбаса, ветчина, котлеты); мучные изделия.
  • узнавать атрибуты праздника Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Рождения;
  • различать свойства бумаги и дерева: предметы изготовленные из бумаги и дерева;
  • различать понятия «улица», «здание», «парк» «сквер»;
  • называть и различать символику своего государства, названия городов Москва, Санкт-Петербург, Сочи, достопримечательности городов;
  • различать виды городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метро, различать транспорт наземный, воздушный, водный.

                                                                       Содержание учебного предмета:

КВАРТИРА, ДОМ,  ДВОР (13ч)

Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон).

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (10 ч.)

Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному разделу, систематизировать знания о продуктах питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы). Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

ПРЕДМЕТЫ БЫТА  (10 ч.)

Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать наблюдательность.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть).  Знание назначения предметов интерьера.

Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).

ШКОЛА (13ч.)

Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.

ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ (11ч.)

Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

ГОРОД  (14ч.)

Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.  Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (Адмиралтейство, Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь).

ТРАНСПОРТ (13 ч.)

Основные задачи раздела: формировать понятия о видах транспорта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, обобщение знаний по данному разделу.

Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль). Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

СТРАНА (8 ч.)

Основные задачи раздела: познакомить с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг). Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео.

Знание названия города, в котором живешь (Санкт-Петербург). Знание достопримечательностей своего города (Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Медный всадник).

 

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ (7 ч..)

Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

№ п/п

Кол-во часов

Тема

Цели

Виды работы

Оборудование

1 четверть (24ч.)

1

Здравствуй, школа! Помещения школы.

Повторить расположения помещения школы, формирование умений находить помещения школы (туалет, раздевалку, столовую, свой класс).

Повторить названия и назначение школьных кабинетов (музыкальн., танцев., спортив. залы, кабинет врача, библиотека и т.д.).

Экскурсии по школе, рассматривание фотографий школьных помещений, картинок.

Фотографии школьных помещений, картинки с изображением столовой, раздевалки, туалета и т.д.).

Пиктограммы «столовая», «класс», «туалет».

1

 Воспоминание о лете!

- закрепить имеющиеся знания о времени года Лето;

- моделирование жизненных ситуаций летние забавы  (учим детей летним играм:  «резиночка», скакалки, вышибалы и т.д.);

 Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок. Игровое занятие «Летние забавы», проведение ярмарки.

(скакалки, мяч надувной, пляжный, резиночка  для летних игр).

Выход с друзьями на пикник.

Картинки, иллюстрации.

1

Я – ученик. Одноклассники.

Мальчик – девочка.

- вспомнить правила поведения в школе

- дать элементарные сведения о том, как правильно обращаться к учителям, одноклассникам;

- учить содержать в чистоте своё учебное место;

- учить выделять понятия: «мои одноклассники»,  «мой портфель», «моя тетрадь», моя парта».

Беседа, «Правила поведения в школе», знакомство с расписанием уроков.

Картинки, иллюстрации.

1

Школьные принадлежности.

Узнавание (различение) школьных принадлежностей. Формирование знаний о назначении школьных принадлежностей.

Беседа о школьных (учебных) принадлежностях, их предназначении (школьная доска, парта, мел, ранец, ручка, карандаш, фломастер, краски, пенал). Ролевая игра «Помоги другу собраться в школу».

Демонстрационный материал (школьные предметы и их изображение).

1

Класс и его зоны Оборудование (мебель) класса.

- закрепить понятие «стол учителя»;

- знакомить с зонами кабинета. Повторить названия и назначение оборудование класса.

Беседа по теме.

Составление рассказа о нашей школе, нашем классе «Мы учимся в 8 классе. Наш класс просторный и светлый. В классе 6 учеников. Их зовут: .. и т.д.», используя жизненный опыт учащихся.

Коллективное составление рассказа: «Оборудование класса» с использование слов-признаков.

1. Иллюстрации: «Дети идут в школу».

2. Дидактический материал «Знакомлюсь  со школой». Иллюстрации школьных принадлежностей .

раздаточный материал.

1

Профессии людей, работающих в школе.

- Вспомнить и повторить профессии работников школы:  учитель, библиотекарь, врач, повар, охранник, дворник.

- познакомить с праздником учителя.

Называние работников школы, их функций.

Выбор сюжетных картинок. Работа с наглядными пособиями по профессиям. Рассказ и беседа  о празднике дня учителя. Беседа по картине «Учитель». Игра «Кто лишний?»

Отгадывание загадок.

Работа с учебником, у доски.

Дидактические игры «Выберем картинку», «Помоги художнику».

Иллюстрации профессии

Индивидуальные задания.

1

Школьная территория.

Уточнить и расширить знания и представления детей о предметах ближайшего окружения, о школьном дворе, о его назначении.

Учить правильно называть предметы школьного двора, различать формы (круг, прямоугольник).

Повторить правила безопасного поведения на пришкольном участке. Упражнять детей в четком произнесении названий предметов и использовании множественного числа.

Беседа по теме с выходом на пришкольный участок. Называние оборудования пришкольного участка. Коллективное составление правил поведения на пришкольном участке. Составление аппликации «Пришкольный участок» из готовых деталей.

Наблюдение за растениями на школьном участке. Сбор листьев.

Оборудование пришкольного участка, иллюстрации, учебник.

1

Распорядок школьного дня.

Повторить и продолжить работу по закреплению знаний  о днях недели, их последовательности,

-познакомить с новым расписанием и новым учебным предметом;

Повторить знания о режиме дня и о временных представлениях.

Беседа по теме. Ответы на вопросы.

Работа с иллюстрациями «Режим дня». Называние дней недели по порядку.

Повторение учебных предметов. Тренировка использования предлогов в, во.

Игра «Собери портфель по расписанию».

Отгадывание загадок.

Учебник,  презентация.

Демонстрационный материал, иллюстрации.

1

Квартира, дом, двор. Части дома.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Показ частей дома на картинках, на фотографиях. Рисование дома. Постройка дома из строительного материала.

Картинки, фотографии с изображением дома, помещений. Строительный материал.

1

Типы домов.

Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.

Показ различных типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.

Картинки, фотографии с изображением дома, помещений.

1

Соблюдение правил безопасности в доме.

Учить соблюдать правила безопасности в помещении и на лестницах.

Беседа о правилах безопасного поведения дома: не открывать окна, не подходить близко к открытому окну, держаться за перила при спуске с лестницы.

Рассматривание иллюстративно-наглядного материала.

Плакаты по основам безопасности.

1

Мой адрес.

Уточнить понятие «адрес»,

научить называть, показывать, знать свой домашний адрес.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ своего адреса в дневнике. Определение составляющих адреса. Значение знания собственного адреса.

Раскрашивание картинки «Улица города».

Картинки, иллюстрации.

1

Места общего пользования в доме.

Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ места общего пользования в доме. Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.

Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком).

Картинки, иллюстрации

Плакаты по основам безопасности.

1

Помещения квартиры. Назначение помещений квартиры.

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ помещений квартиры.

Картинки, фотографии с изображением дома, помещений.

1

Территория двора. Безопасное поведение во дворе.

Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ территория двора, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон.

Картинки, фотографии с изображением территории двора.

1

Коммунальные удобства в квартире.

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество).

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Называние и показ отопление (батарея, вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество)

Картинки, фотографии с изображениями.

1

Чрезвычайные ситуации.

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения в доме в чрезвычайных ситуациях

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями.

Картинки, иллюстрации

Плакаты по основам безопасности.

1

Посуда.

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

-  дать элементарные сведения о посуде, столовых приборах;

- беседа по картине «Наша кухня», «Посуда»

 - Работа по предметным картинкам

- рассматривание и сравнение посуды  в кухне.

- моделирование жизненных ситуаций: накрываем самостоятельно столы: раскладываем вилки, ложки, тарелки, салфетки.

Предметные картинки «Посуда»,

Игра «Наша кухня».

1  

Технические устройства.

Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон).

- беседа по картине «Технические устройства».

 - Работа по предметным картинкам

- рассматривание и сравнение технических устройств в доме.

Предметные картинки, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

 

1

На улице.

Продолжить формировать Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Показ, называние составляющих улицы. Дифференцирование разных видов дорог (широкие, узкие, грунтовые, асфальтированные, спецдороги: для метро, трамвая). Раскрашивание (рисование) картинки «На улице».

Иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

2  

Город. Улицы, здания, парки.

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, здания, парки).

Знакомить с понятием «Москва – город, где мы живем».

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом.

Беседа об элементах городской инфраструктуры. Рассматривание изображений на картинах. Просмотр презентации «Мой город Москва».

Презентация о Москве.

Картины с изображением городских улиц, зданий, парков.

2

Общественные места и правила поведения в них.

формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме правилах поведения в общественных местах.

Предметные картинки, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

1

 «В магазине». Профессия продавца, кассира.

Узнавание (различение), назначение зданий 

- познакомить с правилами поведения в магазине;

- дать элементарные представления о различных видах товаров;

- учить выбирать нужные товары;

- дать элементарные сведенья о правильном обращении с деньгами.

- повторить профессию продавца

- уточнить и расширить представления о профессии продавца в ходе игры

-  учить правильно различать и выбирать профессии по названиям.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (по станциям).

Экскурсия в  ближайший супермаркет, дети с учителем идут в магазин, где наглядно знакомятся с работой магазинной, продавца. Осуществляется покупка 1 продукта, каждым учащимся.

Предметы для ролевой игры.

1

В больнице, поликлинике. Профессия врача, доктора, медсестры, фармацевта.

Узнавание (различение), назначение зданий: больница, поликлиника,

Узнавание (различение) профессий (врач, доктора, медсестры, фармацевта).

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение здания, профессии людей.

Рассматривание изображений на картинах.

Предметные картинки, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

1

В парикмахерской. Профессия парикмахера.

Узнавание (различение), назначение зданий: парикмахерская.

Узнавание (различение) профессий парикмахера.

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение здания, профессии людей.

Рассматривание изображений на картинах.

Предметные картинки, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

1

В театре. Профессии искусства (актеры, музыканты).

- формировать представление детей о театре, о его назначении;

Познакомить с правилами поведения в театре;

- познакомить с профессиями (актёр, режиссёр, музыкант, костюмер);

- познакомить с помещениями театра (касса, зрительный зал, сцена).

Беседа «Что такое театр, какие бывают виды театров».

Игра «Театральная  шкатулка» ( в сундучке есть различные маски, выбираем, наряжаемся, изображаем).

Коллективное изготовление театральной афиши.

Предметные картинки, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

1

В мире материалов.

Повторить понятия: материл, виды материалов (стеклянный, деревянный, металлический),

учить классифицировать предметы по материалу, из которого они сделаны, использовать слова-признаки

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала.

 Игра «Исправь ошибку»,

упражнение «Подбери материал».

Образцы материалов: ткань, дерево, стекло, пластмасса, металл;

презентация,

предметы для упражнения «Подбери материал».

1

Дерево и предметы из дерева. Свойства дерева.

Знакомство со свойствами дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Различение предметов из дерева.

Практическая работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде).

Упражнение «Найди деревянные игрушки»

Образцы предметов из дерева. Игрушки из разных материалов.

1

Мебель в квартире.

Гостиная, детская и спальня

- уточнить и расширить представления о мебели в квартире, в комнатах

- учить различать кухонную мебель от гостиной, посуда в кухне

- учить сравнивать мебель по размеру, по назначению

- Учить использовать предметы в  ед. и множ. числе (один, мало-много).

- беседа по картине «Гостиная», «Наша кухня»

 - Работа по предметным картинкам

-- рассматривание и сравнение мебели в доме

-составление рассказа по сюжетным картинкам «Мебель»

- составление предложения со словом «стул».

 

 Предметные картинки «Мебель»,

Игра «Что где находится?»

1

Резина и предметы из резины.

Знакомство со свойствами резины. Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).

Практическая работа по определению свойств резины (мягкое, прочное, непромокаемое, плавает в воде).

Упражнение «Найди резиновые игрушки».

Образцы предметов из резины. Игрушки из разных материалов.

1

Ванная.

- уточнить и расширить представления о ванной комнате

- учить различать раковину от ванны и унитаза.

Правила личной гигиены.

- беседа по картине «Ванная комната»

 - Работа по предметным картинкам

- рассматривание и сравнение

Предметные картинки.

1

День матери.

- познакомить с праздником день матери

- учить составлять простые предложения о маме.

Беседа, ответы на вопросы

Работа по картинке «Мама»

Составление по опорным картинкам рассказа.

Фотографии мам всех учеников,

Сюжетная картинка к рассказу.

1

 Кухня.

- уточнить и расширить представления о мебели в кухне

- учить различать кухонную мебель от гостиной,

- учить сравнивать мебель по размеру, по назначению.

- беседа по картине «Наша кухня»

 - Работа по предметным картинкам

-- рассматривание и сравнение мебели в доме

-составление рассказа по сюжетным картинкам «Мебель»

- составление предложения со словом «стул».

 Предметные картинки «Мебель»,

Игра «Что где находится?»

1

Посуда.

- учить различать кухонную посуду от столовой,

- повторить столовые приборы.

- беседа по картине «Наша кухня», «Посуда»

 - Работа по предметным картинкам

- рассматривание и сравнение посуды  в кухне.

предметные картинки «Посуда»,

Игра «Наша кухня».

1

Электроприборы (утюг, телевизор, микроволновая печь, чайник).

Знакомить с предназначением электроприборов, с соблюдением правил техники безопасности при использовании электроприборов.

Рассматривание утюга, телевизора (настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Беседа об их назначении. Соотнесение объекта и его изображения. Работа с раскрасками.

Демонстрационный материал.

Раскраски.

Игрушечные утюг, телевизор.

1

Правила ТБ при обращении с электробытовыми приборами.

Повторить правила техники безопасности при использовании электроприборов.

Беседа о правилах ТБ при обращении с электробытовыми приборами. Презентация.

Правила ТБ при обращении с электробытовыми приборами.

1

Столица России – Москва. Достопримечательности Москвы

Расширить представления о Москве как главном городе, познакомить с понятием «столица», пополнить активный словарь.

Беседа по теме. Просмотр презентации. Знакомство со словами «столица», «Россия», «москвичи». Знакомство с достопримечательностями Москвы. Чтение рассказа учителем. Ответы на вопросы после чтения. Проговаривание с учителем новых слов. Дополнение предложений новыми словами. Заучивание стихотворения о Москве.

Иллюстрации, презентация.

1

Государственные символы России.

Дать элементарные сведения о символах России,  пополнить активный словарь.

Беседа по теме. Просмотр презентации. Знакомство со словами «флаг», «герб», «гимн», правила обращения с символами государства. Рассматривание символов. Прослушивание отрывка гимна. Зарисовка флага.

Иллюстрации, презентация, рисунки для раскрашивания.

1

Государственный праздник «День  Конституции».

Дать элементарные сведения об истории праздника, его значении, учить составлять краткие поздравления, дать элементарные представления об этикете речи.

Просмотр презентации. Беседа по теме. Чтение учителем стихотворения. Коллективное составление краткого поздравления.

Раскрашивание рисунка.

Презентация, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

1

Бумага и предметы из бумаги. Свойства бумаги.

Знакомство со свойствами бумаги (рвется, мнется, намокает). Различение видов бумаги по плотности и фактуре (альбомная, папиросная, картон, бархатная).

Рассматривание образцов бумаги, проведение опытов с бумагой (разрывание, сминание, смачивание).

Выполнение поделки из бумаги.

Образцы бумаги различной плотности и фактуры.

Материал для выполнения поделки из бумаги.

1

Праздник «Новый год».

Знакомство с традициями и атрибутами проведения праздника «Новый год».

Беседа о зиме,  о наступающем празднике, отличие новогоднего праздника от других. Атрибуты праздника: ёлка, ёлочные игрушки, Дед Мороз. Раскраска «Новогодняя ёлка» Практические действия с проговариванием: наряжаем ёлку.

Предметные картинки (елка, елочные игрушки), ёлка, елочные игрушки, мишура, «дождик».

1

Дом, семья, зимние праздники.

- повторить и закрепить  знания о пройденных темах: дом, семья, дорога от школы домой, зима, зимняя одежда, забавы и новогодние праздники.

- беседа о семье, доме  и как встречаем новый год дома, как веселимся на празднике по предметным картинкам.

Предметные и сюжетные картинки.

1

Зимние каникулы. Как я провел каникулы.

- повторить и закрепить  знания о новогодних праздниках

- повторить и закрепить названия зимних  месяцев

- повторить знания о зимних забавах.

- беседа о зиме, о новогоднем празднике, о елке  по предметным картинкам, о проведенных каникулах

- отгадывание загадок,

- раскрашивание новогодних игрушек, елки

- работа с сюжетными картинками,

- составление простого рассказа, с помощью учителя.

Предметные и сюжетные картинки.

Раскраски.

1

Наш помощник телефон. Беседа по телефону.

Расширить представление о культурных формах общения по телефону, учить использовать современные телефонные аппараты для совершения вызов и ответа на телефонный звонок.

Моделирование типовых диалогов при разговоре по телефону, заучивание. Конструирование возможных реплик. Раскрашивание картинки.

Иллюстрации, учебник, игрушечный телефон, картинки для раскрашивания.

1

Наш помощник телефон. Экстренный вызов.

Расширить представление о культурных формах общения по телефону, учить использовать современные телефонные аппараты для совершения вызов и ответа на телефонный звонок, помочь запомнить домашний адрес, номера экстренных служб.

Беседа по теме. Обсуждение ситуации на картинке. Тренировочные упражнения по набору номеров экстренных служб. Конструирование возможных реплик. Моделирование типовых диалогов, заучивание. Соотнесение картинок с изображением машин экстренной помощи. Раскрашивание картинки.

Иллюстрации, учебник, игрушечный телефон, картинки для раскрашивания.

1

Правила поведения дома.

Телефоны экстренной службы.

- познакомить с правилами поведения дома в особых случаях, с правилами безопасности с электрическими приборами, с телефонами экстренной службы

- учить правильно вести себя при экстремальных случаях.  

- беседа «Правила поведения дома»,

- игра «Советы Пети»,

- изучение телефонов экстренной службы,

- работа с наглядным материалом.

Картинки, плакаты.

1

Продукты питания. Напитки.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок) по внешнему виду и на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

Рассматривание напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение напитков на вкус.

Игра «Магазин».

Упаковки сока, бутылки с питьевой водой, чай. Стаканчики для разливания напитков.

Картинки с изображением напитков.

1

Молочные продукты (напитки).

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, кефир).

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.

Рассматривание молочных напитков в упаковках, разливание напитков в стаканы. Определение молочных напитков на вкус.

Игра «Магазин».

Упаковки молока, йогурта, кефира. Стаканчики для разливания напитков.

Картинки с изображением молочных напитков.

1

Мясные продукты.  

Повторить продукты: мясные,

- учить составлять предложения, отвечать на вопросы

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски).

- беседа по теме «Мясные продукты»,

- составление предложения со словом «продукты» по картинкам.

- упражнения 4 –ый лишний,

- упражнение простые аналогии.

- конверты для упражнения:

  • 4-ый лишний
  • Простые аналогии

- раскраски

- муляжи продуктов.

1

Рыбные продукты к употреблению.

Познакомить с рыбными продуктами,

- учить составлять предложения, отвечать на вопросы.

Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы).

- беседа по теме

- Составление рассказа по сюжетным картинкам

- составление предложения со словом « рыбные или морепродукты» по картинкам.

- упражнения 4 –ый лишний,

- упражнение простые аналогии.

- конверты для упражнения:

  • 4-ый лишний
  • Простые аналогии

- раскраски

- муляжи продуктов.

1

Хлебобулочные продукты.

- повторить понятие хлебо-булочные продукты,

Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари).

- беседа по теме «Откуда хлеб пришел», «Пейте дети молоко»,

- Составление рассказа по сюжетным картинкам «Алина стряпала печенье»

- составление предложения со словом «продукты» по картинкам.

- упражнения 4 –ый лишний,

- упражнение простые аналогии.

- конверты для упражнения:

  • 4-ый лишний
  • Простые аналогии

- раскраски

- муляжи продуктов.

1

Крупы и бобовые готовые к употреблению.

Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек).

- беседа по теме

- Составление рассказа по сюжетным картинкам

- составление предложения со словом «крупы» по картинкам.

- упражнения 4 –ый лишний,

- упражнение простые аналогии.

- конверты для упражнения:

  • 4-ый лишний
  • простые аналогии

- раскраски.

1

Кондитерские изделия

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

- беседа по теме

- Составление рассказа по сюжетным картинкам

- упражнения 4 –ый лишний,

- упражнение простые аналогии.

- конверты для упражнения:

  • 4-ый лишний;
  • простые аналогии;

- раскраски.

1

 Я приглашаю гостей.

- моделирование жизненных ситуаций;

- учить приглашать гостей;

- учить встречать гостей.

Наглядный материал, моделирование жизненной ситуации, сюжетно-ролевая игра «Встреча гостей!».  

1

Правила поведения в гостях и дома. Волшебные слова.

Расширить и закрепить знания о правилах поведения в различных ситуациях, отработать применение вежливых слов в соответствии с речевой ситуацией, учить правильному согласованию слов.

Беседа по теме. Работа с иллюстрациями. Чтение стихотворения учителем. Ответы на вопросы после прослушивания.

Иллюстрации, картинки для игры.

1

Мы идем в гости.

Расширить и закрепить знания о правилах поведения в гостях. Учить принимать участие в ролевой игре «Мы идем в гости».

Разыгрывание ролевой игры «Мы идем в гости» Составление словосочетаний (угощать чем? Пирогом, вареньем). Заучивание диалогов. Игра «Выбери правильно».

Иллюстрации, картинки для игры.

1

Металл и предметы из металла.

Повторить понятия: материл, виды материалов (стеклянный, деревянный, металлический),

учить классифицировать предметы по материалу, из которого они сделаны, использовать слова-признаки.

Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала.

 Игра «Исправь ошибку»,

упражнение «Подбери материал».

образцы материалов: металл;

презентация,

предметы для упражнения «Подбери материал».

1

Праздник 23 февраля.

Знакомство с праздником, атрибутами праздника: российский флаг, изображения танка, ракеты, самолёта.

Рассказ учителя о празднике. Беседа по картинке.

Изготовление подарков для пап, дедушек.

Сюжетные картины, учебники, заготовки для аппликации.

1

Орудия труда для осуществления профессиональной деятельности.

Учить детей соотношению профессий и вспомогательных предметов и орудий для осуществления профессиональной деятельности .

Составление простых предложений по картинкам. Игра «Кому нужны эти предметы?».

Иллюстрации, картинки для игры.

1

Инструменты. Молоток, гвозди. Отвертка. Пила.

- познакомить с названиями инструментов

- учить работать с ними,

- помогать папе и взрослым.

- Беседа на тему: «Мой папа — молодец», прослушивание  детской песенки «Наш папа — молодец»

- Ответы на вопросы «Как вы помогаете папе дома?», «Часто ли вы помогаете папе?»

-  Повторение названий инструментов, используемых в хозяйстве

- Игра «Кто первый» (узнавание по описанию того или иного инструмента).

- предметные изображения,

- карточки для задания

- изображения предметов для работы.

1

Урок закрепления и повторения по теме «Профессии.

- повторить названия  профессии

- уточнить и расширить представления о профессиях

-  учить правильно различать, выбирать и показывать профессии по названиям.

- игра «Чье это?»,

- составление простых аналогий»,

- беседа по предметным картинкам.

- предметные изображения,

- карточки для задания «Простые аналогии»,

- изображения предметов для работы, нужных для каждой из профессий.

1

Стекло и предметы из стекла.

Повторить понятия: материл, виды материалов (стеклянный, деревянный, металлический),

учить классифицировать предметы по материалу, из которого они сделаны, использовать слова-признаки.

Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала.

 Игра «Исправь ошибку»,

упражнение «Подбери материал».

образцы материалов: стекло,

презентация,

предметы для упражнения «Подбери материал».

1

Народные гулянья и забавы. Масленица.

Познакомить с историческими сведениями  о народных гуляниях, их содержанием, истоками; отработать умения работать по картинному плану, умения находить в тексте слова и выражения для составления плана

формирование умения давать эмоциональную оценку произведению, составлять поздравление по ключевым словам, учить слушать аудиозапись.

Беседа об истоках народных праздников, народных гуляниях и зимних забавах. Чтение краткого рассказа о зимних забавах, краткий пересказ по картинному плану.

Беседа о праздновании Масленицы на Руси. Работа с иллюстрациями. Чтение краткого рассказа о праздновании Масленицы. Выделение ключевых слов. Составление плана и рассказа по плану о праздновании Масленицы.

Иллюстрации, карточки с ключевыми словами, аудиозапись.

1

Праздник 8 Марта.

Знакомство с праздником 8 Марта, его атрибутами (изображение цифры 8, цветов). Развивать умение отвечать на вопросы: кто? кому? что?

Чтение стихотворений о маме, бабушке. Беседа о весне, о празднике. Рассказ учителя о празднике. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Открытки к празднику. Стихотворения о маме и бабушке.

Заготовки для аппликации.

1

Ткани и предметы из ткани.

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.).

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала.

 Игра «Исправь ошибку»,

упражнение «Подбери материал».

образцы материалов: стекло,

презентация,

предметы для упражнения «Подбери материал».

1

Предметы интерьера.

Узнавание (различении) предметов интерьера (зеркало, штора, скатерть).  Знание назначения предметов интерьера.

- Беседа о предметах интерьера, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций, Просмотр презентации.

предметные картинки с изображением предметов интерьера.

Демонстрационный материал.

1

Пластмасса и предметы из пластмассы.

Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Просмотр и работа с презентацией,

беседа по теме, определение вида материала, из которого сделан предмет, выделение признаков материала.

 Игра «Исправь ошибку»,

упражнение «Подбери материал».

образцы материалов: стекло,

презентация,

предметы для упражнения «Подбери материал».

1

Осветительные приборы.

Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).

- Беседа об осветительных приборах, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций, Просмотр презентации.

предметные картинки,

Демонстрационный материал.

1

Знакомство с часами. Понятие время.

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные). 

- познакомить с понятием часы, время, минута, секунда

- повторить дни недели, время суток.

-  Работа с часами

 - Работа по определению времени (час).

- работа с трафаретами настенных часов.

- календарь, часы

- карточки для задания

- изображения предметов для работы.

1

Детский писатель «----» (неделя детской книги).

- познакомить с детским писателем, с произведениями.

 - Рассказ учителя,

- работа с портретом писателя (запоминание образа),

- чтение отрывков из произведений.

- портрет, книги, д/фильм.

1

Наземный транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай.

- Беседа о наземном транспорте, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций с изображением видов транспорта. Просмотр видеофильма .

предметные картинки с изображением транспорта;

Демонстрационный материал  «Транспорт», лото «Машины».

1

Воздушный транспорт. Летчик.

Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет).

- повторить и закрепить знания о профессии летчик.

- Беседа о воздушном транспорте, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций с изображением видов воздушного транспорта.

Предметные картинки с изображением воздушного транспорта

Демонстрационный материал.

1

Водный транспорт. Моряк, Капитан.

Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль).

- повторить и закрепить знания о профессии.

- Беседа о водном транспорте, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций с изображением видов водного транспорта.

Предметные картинки с изображением водного транспорта

Демонстрационный материал.

1

Космический транспорт. Космонавт.

Узнавание (различение) космического транспорта (ракета).

- повторить и закрепить знания о профессии космонавта.

- Беседа о космическом транспорте, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций с изображением видов космического транспорта. Просмотр видеофильма «Космос».

предметные картинки с изображением транспорта

Демонстрационный материал.

1

Городской Общественный транспорт. Трамвай, троллейбус, автобус, метро.

- расширить понятие о городском транспорте.

Узнавание (различение) видов городского общественного транспорта.

- повторить части и детали машины.

- повторить названия профессий, которые управляют определенным транспортом.

- Беседа о транспорте, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций с изображением видов транспорта. Просмотр видеофильма «Городской транспорт».

Сюжетная картинка к рассказу,

 предметные картинки с изображением транспорта

Демонстрационный материал.

Игрушки «Транспорт», лото «Машины».

1

Специальный транспорт (01,02,03).

- расширить понятие о специальном транспорте.

Узнавание (различение) видов специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

- повторить названия профессий, которые работают и управляют определенным транспортом.

Беседа о специальных машинах: пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь.

Предметные картинки с изображением транспорта

Демонстрационный материал.

1

Профессии.

Спасатель, пожарный.

Расширить знания детей о профессиях спасателя, пожарного, Обогащение и активизация словаря.

Рассказ учителя о профессиях. Просмотр презентации.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Спасение людей» с называнием профессионального инвентаря (форма одежды, транспорт и т.д.) 

Дидактическая игра «Как вести себя при ЧС».

 Сюжетная картинка «Профессии»,

 предметные картинки с изображением спасателя, пожарного, презентация.

2

Специальный транспорт: машины-помощники.

Велосипед.

- познакомить с грузовым автотранспортом, машинами-помощниками.

- повторить названия профессий, которые управляют определенным транспортом.

- учить сравнивать по размеру, по значению.

Беседа о специальных машинах: скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина и грузовых машина.

Составление предложений со словом велосипед по картинкам.

Сравнение по размеру велосипеда и автобуса.

Изображения специального транспорта.

2

Профессии людей, работающих на транспорте.

- повторить названия профессий, которые управляют определенным транспортом.

- учить сравнивать по размеру, по значению. ). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.).

Рассказ учителя о профессиях. Просмотр презентации

(форма одежды, транспорт и т.д.) .

Предметные картинки с изображением транспорта, профессии людей

Демонстрационный материал.

1

Места посадки и высадки пассажиров..

- повторить понятие «остановка»,

Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

- Беседа о места посадки и высадки пассажиров, ответы на вопросы,

Рассматривание иллюстраций с изображением видов транспорта. Просмотр видеофильма, презентации.

Предметные картинки с изображением.

2

Правила пользования общественным транспортом.

Поездка в транспорте.

познакомить с правилами поведения в транспорте.

Учить брать на себя роли в ролевой игре «Поездка на транспорте». Организация ролевой игры

- познакомить с правилами обращения за помощью (если забыл свою остановку);

- познакомить с правилами предъявления проездного билета.

Рассматривание иллюстраций

«Поездка в трамвае»

Заучивание реплик вежливого обращения к пассажирам.

Распределение ролей.

Проведение ролевой игры.

Моделирование жизненной ситуации:  игра «Мой маршрут», игра «Если ты забыл свою остановку», сюжетно-ролевая игра «Внимательный пассажир».

Коллективная поездка на автобусе.

Иллюстрации, куклы, «проездные билеты», стулья.

2

Правила дорожного движения.

Систематизировать и закрепить знание основных правил дорожного движения, пополнить активный словарь.

Прослушивание стихотворения по теме. Ответы на вопросы после прослушивания. Игра «Не нарушай правила!».

Иллюстрации, картинки для игры, рисунки для раскрашивания.

2

Дорожные знаки.

Систематизировать и закрепить знание знания о дорожных знаках.

Рассматривание, называние основных дорожных знаков. Раскрашивание дорожных знаков.

Иллюстрации, картинки для игры, рисунки для раскрашивания.

1

Государственные символы России.

Повторить и дать элементарные сведения о символах России,  

пополнить активный словарь.

Беседа по теме. Просмотр презентации. Знакомство со словами «флаг», «герб», «гимн», правила обращения с символами государства. Рассматривание символов. Прослушивание отрывка гимна. Зарисовка флага.

Иллюстрации, презентация, рисунки для раскрашивания.

3

Государственный праздник «День Победы».

Дать элементарные сведения об истории праздника, его значении, учить составлять краткие поздравления(в месте с учителем).

Просмотр презентации. Беседа по теме. Чтение учителем стихотворения. Коллективное составление краткого поздравления.

Раскрашивание рисунка.

Презентация, иллюстрации, рисунки для раскрашивания.

2

Санкт-Петербург, достопримечательности.

Познакомить с городом-героем Санкт-Петербургом, повторить понятие «столица», «северная столица», пополнить активный словарь.

Беседа по теме. Просмотр презентации. Знакомство со словами «столица», «Россия», «москвичи». Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Чтение рассказа учителем.

Иллюстрации, презентация.

2

Сочи, Крым. Отдых. достопримечательности.

Познакомить с городом Сочи, Севастополь, пополнить активный словарь

Повторить понятие «море», «отдых», «купание».

Беседа по теме. Просмотр презентации. Достопримечательности Крыма, Сочи. Чтение рассказа учителем. Ответы на вопросы после чтения.

Иллюстрации, презентация.

1

Игра по станциям «Безопасная дорога».

- повторить правила безопасности на дорогах

- уточнить и расширить знания по теме «Безопасная дорога»

- повторить правила безопасности во время летних каникул.

- повторение правил безопасности на дороге,

- повторение правил дорожного движения,

Игра по станциям (в рамках класса).

- изображение города,

-изображение знаков дорожного движения.

3

Повторение изученного материала.

Повторить изученный материал.

Просмотр видео о городе, городском транспорте. Беседа о Москве.

Видеофильм о Москве, о городском транспорте.

Стихи о Москве.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Учебник «Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный класс» Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.
  • Демонстрационный материал по темам.
  • Тематические пазлы и разрезные картинки.
  • Тематические трафареты.
  • Сюжетные картины.
  • Игрушки
  • Школьные принадлежности.
  • Набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, постельные принадлежности).
  • Фотографии детей, семьи, одноклассников.
  • Серия «Умные карточки». Еда.
  • Серия «Умные карточки». Мой дом.
  • Серия «Мини-игры». Часть и целое.
  • Серия «Твоя игра». Мой дом.
  • Картонные изображения мальчика и девочки, бумажная одежда для них.
  • Шнуровки.
  • Набор детских ёлочных украшений.
  • Серия «Рассказы по картинкам». Профессии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          1.  АООП для детей с нарушением интеллекта

    2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010

    3. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.

    4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.

    5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.

    6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото).  Москва,1983.

    7. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 5 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана для обучающихся 5-го класса с умственной и тяжелой умственной отсталостью на основе авторской программы &laqu...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 6 класс.

Рабочая программа ФГОС по предмету "Окружающий социальный мир", школа VIII вида, 2 класс...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"

Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые обучаются по СИПР....

Урок по предмету "Окружающий социальный мир" по теме " Новый год в наших домах" 4 класс.

Урок по предмету "Окружающий социальный мир"  3 класс . Умеренная умственная отсталость по теме " Новый год в наших домах"...