Воспитание толерантности
статья

Доклад на заседании методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti.docx180.95 КБ
PDF icon tolerantnost_.pdf532.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-сале

Формирование  у всех участников образовательного процесса
   толерантного отношения к детям с ОВЗ

 Слипко Л.И.

Педагог-психолог

2016-2017 учебный год

В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в  настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей   толерантности.

Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.

Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.

Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с  педагогами ОУ и логопедами.

Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.

Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.

В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

        1. Диагностика:

  • оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
  • изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

  • психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;
  • формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

        3. Коррекция:

  • проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
  • разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.

Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.

В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу  по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.      

         Совместным видом деятельности с другими специалистами является  проведение школьного ПМПк, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом  поэтапно  решается ряд основных задач:

  • знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии    методами работы с ними;
  • проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на     формирование толерантной культуры личности;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:

  • формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);
  • умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;
  • развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
  • прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;
  • стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется  путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры,  которые  способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические  конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ. 

Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Литература

  1. Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение».
  2. Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2002
  4. Коменский Я.М., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1988.
  5. Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990.
  6. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.
  7. Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности// Начальная школа. 1997. №5
  8. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001
  9. Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. М., 2002.
  10. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.
  11. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
  12. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюковой – М. 2005.
  13. Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание первый класс. Минск. «Интерпрессервис». 2002.
  14. Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание второй класс. Минск. «Интерпрессервис». 2003.
  15. Максакова В.И.. Организация воспитания младших школьников. М. «Просвещение», 2003.\
  16. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.
  17. Шабельник Е..С. Права ребенка. М.: Вита-Пресс, 2002 г.
  18. Шеншурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. – М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999
  19. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000
  20. Щуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997
  21. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск., 1995
  22.  Харламов И.Ф.. Нравственное воспитание школьника. М. «Просвещение», 1983.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...

статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...