«Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ»
методическая разработка

Тригуб Владимир Анатольевич

Социально-бытовая ориентация и адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания. Целью социально-бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialno-bytovyh_navykov_s_detmi_ovz.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ»

Социально-бытовая ориентация и адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети:

  • не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
  • у них не хватает самостоятельности;
  • низкий уровень знаний об окружающей среде;
  • специфические потребности в общении;
  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;
  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
  • неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
  • несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;
  • неструктурированное восприятие социального мира;
  • завышенная самооценка.

Семьи у детей с ОВЗ чаще всего бывают неблагополучные и не  могут дать  ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, поэтому роль школы в организации системы социально-бытовой адаптации и ориентации детей с ОВЗ крайне велика.

 Целью социально-бытовой подготовки воспитанников коррекционной школы является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Ряд ученых (В.Ф.Мачихина, К.П.Павлова, Е.И. Разуван, Т.Н. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы, которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в социально-бытовой адаптации.

Особая роль в школе отводится курсу социально-бытовой ориентировки (СБО).

Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации.

Материал для изучения подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Социально–бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только  совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально- бытовую компетентность детей с ОВЗ. Воспитатели  планируют свои внеклассные занятия по данной тематике, осуществляют закрепление знаний и умений в процессе практической работы, формируют на их основе прочные навыки.

Работа по воспитательным блокам ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах (старший – младший, педагог - воспитанник, работа в мини-группах, поручения, совместная деятельность. Методы работы: беседы, экскурсии, конкурсы, праздники, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме, в форме практических занятий.

Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, высаживать рассаду, собирают урожай.

Формируя навыки самообслуживания, воспитатель главное внимание уделяет на то, как дети умеют правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой, есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, убирать свои вещи на место. Большая роль в подростковый период отводиться до профессиональной подготовке (работа в мастерских). Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей с ОВЗ и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры).

В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения (социальный педагог, педагог – психолог, музыкальные работники, логопед, дефектолог, учитель физкультуры, компьютерного класса). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество. Таким образом, формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы.

Список рекомендуемой литературы

1. Воронкова В. В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы, под редакцией И. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

3. Галле А. Г., Кочетова Л. Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М. : АРКТИ, 2009. – 72с.

4. Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А. М. Щербаковой. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

5. Денисов А. А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис… канд. Психол. Наук. – М., 2001.

6. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2005 – 312 с.

7. Зыкова Т. С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 199 с.

8. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи....

Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи

Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...

Программа формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Представленная программа адаптирована для реализации в условиях реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью программы является создание условий для эффективног...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Проект "Модель работывоспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Модель работы воспитателя коррекционной школы   по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности....

Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате

Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей....