Главные вкладки

    Проект "Ступеньки к школе"
    проект

     Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_stupenki_k_shkole.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание проекта.

    Тема

    «Ступеньки к школе»

    Нормативно-правовое

    обеспечение

    • Закон РФ «Об образовании»
    • Федеральный государственный стандарт дошкольного  образования 2013г.
    • Положение о логопедическом пункте при МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы).

    Разработчик проекта

    Свечникова Ольга Николаевна– учитель-логопед МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы)

    Цели и задачи проекта

     Цель:   выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Осуществлять мониторинг речевого развития детей.
    • Определять и реализовывать индивидуальный маршрут коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей.
    • Взаимодействовать со всеми субъектами коррекционно-развивающего процесса в реализации комплексного подхода для адаптации детей с нарушением речи при переходе в следующее звено обучения.
    • Распространять логопедические знания среди родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей и оптимизации процесса логопедического воздействия

    Сроки реализации, участники проекта

    2018-2019 учебный год.

    Дети, зачисленные в логопедический пункт,  педагоги,  родители.

    Технология

    реализации проекта

    Диагностические методики, комплексы традиционных игр и игровых упражнений на основе словесных, дидактических, игровых методов, информационно-коммуникационные технологии.

    Материально – техническая база проекта

    Программа коррекционной деятельности в логопедическом пункте. Перспективно – тематическое планирование деятельности  учителя – логопеда.                                                                                                      Программа работы клуба «Растим будущего школьника».                      Стенд «Родителям».                                                                          Консультации для родителей  (буклеты, презентации).                        Анкеты, памятки, рекомендации.                                                                                                        ИКТ. Методические и игровые пособия, дидактические игры, игрушки.

    1. Краткая аннотация проекта.

     Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.

    Работа данного проекта строится по направлениям:

    • диагностическое
    • коррекционно – развивающее
    • информационно - методическое
    1. Обоснование необходимости создания проекта.

      Нарушение речи - очень распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Причинами этого являются: сочетанные психические, физические и речевые нарушения, соматические заболевания, задержка психо-речевого развития. На этом фоне, в большинстве случаев, у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения речи.  Если их вовремя не устранить в дошкольном возрасте, то они вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый».  Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в школе,  в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматического строя речи,  являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

    Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет педагогам наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу.

    Итак, проблема преемственности в работе логопедов детского сада и школы является одной из актуальных проблем нашего образования, т.к. сейчас, как никогда возрос процент детей с речевыми патологиями. В настоящее время учителю-логопеду детского сада, который является начальной ступенькой на лестнице коррекции, в одиночку не справиться с этим  заданием, необходимо полное взаимодействие семьи ребенка, воспитателей, психолога, так и педагогов и логопедов следующей ступени – это школы. Вместе с тем единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах  школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности и успешности в обучении.

    1. Основные цели и задачи проекта.

    Цель:   обеспечение условий  комплексного подхода в коррекции речевых нарушений, соблюдении преемственности в работе детского сада и начального обучения в школе.

    Задачи:

    •  выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения;
    •  устранять дефекты звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры), развивать фонематический слух;
    • развивать навыки звукового анализа и синтеза;
    • уточнять, расширять и обогащать лексическую сторону речи;
    • формировать  грамматический строй речи;
    • развивать связную речь дошкольников;
    • осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ;
    • соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы.

    Участники, партнёры проекта.

    • дети, зачисленные в логопедический пункт;
    • педагоги;
    • родители.

    Педагоги знакомятся с основными задачами и направлениями работы через семинары, практикумы, консультации. Родители получают необходимую информацию через различные формы: консультации, беседы, родительские собрания, информационные стенды, тетради   для рекомендаций, СМИ.  

    1. Этапы реализации проекта.
    1. Подготовительный (сентябрь 2018 г.)

          Цель: осуществление мониторинга коррекционного процесса.

     Задачи:

    • учесть особенности детей с различной степенью тяжести речевого дефекта;
    • сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении;
    • спланировать коррекционно–развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребёнка, его индивидуальными особенностями;
    •  при определении результатов, выявить динамику развития и определить дальнейшие направления в работе.

    Формы работы:

    • Обследование речи детей 6-7 летнего возраста;
    • Сбор анамнестических данных;
    • Анкетирование родителей;
    • Опрос педагогов.
    1. Основной (октябрь-апрель 2018-2019 учебный год)

       Цель: реализация программы коррекционных занятий в логопедическом пункте дошкольных групп.

      Задачи:

    • объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста;
    • осуществлять систематическую и последовательную работу по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников;
    • знакомить родителей и педагогов с этапами развития детской речи, учить оценивать речевую готовность ребенка к школе.

             Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в

    период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

    Занятия с воспитанниками проводятся  индивидуально,  и в подгруппе. Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести речевого дефекта.

    Задачи и содержание индивидуальных занятий:

    • развитие артикуляционного праксиса;

    • фонационные упражнения;

    • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;

    • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

    • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

    Задачи и содержание подгрупповых занятий:

    • закрепление навыков произношения поставленных звуков;

    • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур;

    • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов;

    • расширение лексического запаса;

    • закрепление доступных возрасту грамматических категорий.

    Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в

    коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также

    педагогов и специалистов детского сада (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, воспитатель по ИЗО-деятельности). Работа по речевому развитию детей проводится не только учителем-логопедом, но и в деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной

    образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

    1.  Заключительный (май 2019 года).

              Цель: мониторинг результатов коррекционного процесса, полученных в ходе реализации проекта.

              Задачи:

    • провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
    • познакомить с результатами коррекционной деятельности участников проекта: родителей, педагогов, учителя-логопеда школы.
    • провести обследование детей 5-6 летнего возраста для последующего комплектования логопедического пункта дошкольных групп.

    1. Планируемые результаты деятельности по проекту.

    Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе

    можно считать следующее:

    • ребенок  использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

    • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет

    дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки. Умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук. Самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

    • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

    1. Заключение.

    Мой педагогический опыт позволяет говорить о преемственности, как о процессе двустороннем. На дошкольной ступени образования   формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не  с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Считаем, что только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

    Интеграция образовательных областей в логопедической работе.

    Образовательная

    область

    Задачи

    Вид деятельности

    Физическое

    развитие

    Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку. Развивать общую моторику. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

    - пальчиковая гимнастика

    - речь с движением

    - физкультминутки

    - беседа

    Коммуникативно-

    личностное

    развитие

    Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Развивать коммуникативную функцию речи. Развивать в игре коммуника-тивные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные, дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсцени-ровать стихи, разыгрывать сценки.

    - игровые ситуации;

    - мини инсценировки;

    - настольно-печатные,

    дидактические игры

    - театрализованные игры;

    - автоматизация поставле-нных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи.

    Художественно-

    эстетическое

    развитие

    Развивать интерес к художественной лите-ратуре, творчеству. Формировать эмоциио-нальное отношение к прочитанному, к пос-тупкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному,  прослушанно-му в музыке. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках, концертах.

    -автоматизация постав-ленных звуков в стихотворных текстах,  рассказах;

    - уточнение и обогащение словаря детей.

    Познавательно-

    речевое развитие

    Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при

    восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов,

    предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

    Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память. Совершенствовать и

    развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Развивать умение слышать

    ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок.

    - автоматизация поставленных

    звуков в словах

    - автоматизация поставленных

    звуков в предложениях,

    - автоматизация поставленных

    звуков в связной речи,

    - дидактические игры на

    развитие слухового и

    зрительного восприятия

    - пальчиковая гимнастика

    - дидактические игры и

    упражнения  на развитие лексико-грамматических категорий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

    Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

    Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

    Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

    Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

    В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

    Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

    Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

    ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

    Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...