Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в прошлое часов. Звук и буква Ч
план-конспект
«Путешествие в прошлое часов. Звук и буква Ч»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_chasov.zvuk_i_bukva_ch.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе
по теме «Путешествие в прошлое часов. Звук и буква Ч
Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед I квалификационной категории МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида
Цели: Закреплять знания детей о различных видах часов;
Автоматизировать правильное произношение звука Ч
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Коррегировать произношение звука Ч;
- Коррегировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- Развивать общую моторику;
- Развивать исследовательский интерес, любознательность, воображение;
- Совершенствовать умение регулировать свою деятельность во времени;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Коррегировать правильное речевое дыхание.
Образовательные:
- Познакомить с разными видами часов;
- Уточнить и расширить словарь по теме «Часы»;
- Систематизировать и обобщить знания по данной теме;
- Познакомить с буквой Ч; соотнести звук Ч с буквой;
- Формировать начальные навыки чтения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям;
- Воспитывать нравственные качества, бережное отношение к пособиям.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной осанкой детей;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- Соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: разнообразные часы (цветочные, песочные, водяные, механические, электронные) или иллюстрации с разными видами часов; полоски бумаги в виде свечей; картинка с изображением петуха; изображение буквы Ч в виде цветка с закрытыми лепестками со слогами ; изображение буквы Ч
Подготовительная работа: заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…»; попросить родителей принести разного вида часы; оформление выставки часов.
Ход занятия
Этапы и виды работ на этапе | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
1 | 2 | 3 | 4 |
Оргмомент Отгадывание загадки | Логопед загадывает загадку: «Мы днем не спим. Мы ночью не спим, И днем и ночью стучим и стучим» (часы) | Дети отгадывают загадку | Организовать детей. Настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата |
II.1 Проверка знаний II.2 Изучение нового материала Сообщение темы занятия Знакомство с живыми и цветочными часами Знакомство с буквой Ч Чтение открытых слогов Динамическая пауза Знакомство с водяными часами Знакомство с песочными часами
Д/и «Назови, как можно больше слов» Знакомство с огненными и свечными часами Дыхательное упражнение «Задуй свечу» Знакомство с механическим часами Зрительная гимнастика. Д/и «Стрелочка» Знакомство с электронными часами
| Логопед предлагает назвать 1-й звук в слове «часы»; объяснить, что помогает произнести этот звук; дать характеристику звука Ч Логопед сообщает, что сегодня они отправятся в прошлое часов и познакомятся с часами, которые были раньше. Логопед просит детей объяснить, чем похожи между собой часы. Логопед сообщает, что не все часы бывают со стрелками. Загадывание загадки: «Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетая на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Показ картинки с изображением петуха. Логопед задает вопросы: - Как вы думаете, часы – петух были удобными часами? Почему? Логопед демонстрирует картинку с изображением цветка. Рассказ о том, «что люди давным-давно заметили, что одни цветы раскрываются в одно время, например, утром, а другие – днем, вечером. И стали вычислять время по цветам. Однако пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?». Логопед демонстрирует букву Ч в виде цветка. Обращает внимание, что в цветке спрятана буква, которая обозначает на письме звук Ч. Логопед демонстрирует букву Ч: «Ч – вы правильно решили, Пишут так же, как 4, Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя» Логопед открывает лепестки, на которых написаны слоги Логопед проводит физкультминутку: А часы идут, идут: тик-так, тик-так, (ходьба на месте) В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт, (наклоны влево - вправо) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (дети садятся в глубокий присед) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (приседания) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (вращение туловищем влево) А часы идут, идут, (ходьба на месте) Иногда вдруг отстают (замедленная ходьба) Если их не заведут, То они совсем встают (дети останавливаются и садятся на стулья) Логопед сообщает, что люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью и в хмурый день. Демонстрирует водяные часы. Рассказывает о том, как эти часы показывали время. Предлагает детям ответить на вопрос - «Удобны ли эти часы? Почему?» Логопед знакомит с песочными часами. Просит ответить на вопрос – «Чем удобны песочные часы? Чем отличаются от водяных часов?» Логопед предлагает детям, пока просыпается песок, за 1 мин. Назвать как можно больше слов со звуком Ч в начале слова. Логопед показывает картинку с изображением огненных часов. Рассказывает о том, что это тонкие свечи длиной около метра с нанесенными по всей длине шкалой. Такие часы не только сравнительно точно показывают время, но и освещали жилища. Спрашивает у детей – «Чем удобны огненные часы? Почему?» Логопед предлагает детям подуть на «свечу» - полоску бумаги. Логопед рассказывает – «Со временем люди придумали часы с механизмом». Предлагает назвать эти часы – «механические». Демонстрирует механические часы. «Сначала они имели одну стрелку, позже появилась минутная стрелка. Еще позже – секундная». Логопед просит детей проследить взглядом за указкой – «двигается стрелочка» Логопед предлагает ответить на вопрос – «Механические часы надо заводить. Не завел они встали. А какие часы не надо заводить?». Предлагает рассмотреть электронные часы. Логопед предлагает ответить на вопрос – «С помощью чего работают электронные часы?» | Дети дают характеристику звуку Ч (согласный, мягкий, глухой), объясняют, что звук произносится при помощи языка и губ. Дети проходят к столу, где организована выставка часов Дети отвечают на вопрос Дети усаживаются на стульчики перед демонстрационным столом Дети отгадывают загадку и дают ответы на вопрос – «петух поет в разное время; у людей не было петуха» Дети рассматривают картинку с цветочными часами. Дети отвечают на вопрос – «Человек не мог пользоваться такими часами зимой или осенью, в пасмурную погоду» Дети рассматривают букву Ч, знакомятся с ней. Дети читают слоги: ЧА, ЧУ, ЧЁ, ЧИ, ЧЕ Дети выполняют движения соответственно тексту Дети рассматривают водяные часы. Отвечают на вопрос – «удобны тем, что по отметкам можно определить, сколько времени прошло. Потому что, отметки показывают минуты» Дети рассматривают песочные часы, отвечают на вопрос – «Отличаются тем, что вместо воды используется в часах песок», «удобны тем, что как и водяные, показывают, сколько времени прошло» Дети за 1 мин. называют слова со звуком Ч Дети знакомятся с часами. Отвечают на вопрос – «такие часы освещают дом, от свечи тепло» Дети, глубоко вдохнув, и вытянув губы трубочкой, медленно дуют на «свечку» Дети отвечают – «часы называются механическими». Дети знакомятся с механическими часами. Рассматривают их. Дети следят за указкой логопеда, описывая взглядом круг. Дети отвечают – «электронные» Знакомство с электронными часами Дети отвечают – «Электронные часы работают с помощью батареек». | Закрепить четкое произношение звука Ч Актуализировать знания по характеристике звука Вызвать интерес к занятию Расширить активный словарь. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением Познакомить с живыми часами. Развивать воображение, любознательность Развивать исследовательский интерес. Формировать диалогическую речь; развивать умение формулировать правильно свою мысль Учить соотносить звук с буквой Формировать навыки чтения. Закреплять правильное произношение звука в процессе чтения Способствовать снятию утомляемости Развивать общую моторику Познакомить детей с водяными часами. Развивать связную речь, пассивный и активный словарь Формировать умение давать полные ответы Формировать фонематическое восприятие. Совершенствовать умение регулировать свою деятельность во времени Познакомить детей с огненными или свечными часами. Обогащать активный и пассивный словарь. Развивать исследовательский интерес, любознательность. Формировать правильный выдох. Закрепить навык употребления относительных прилагательных. Познакомить с механическими часами. Соблюдать режим охраны зрения. Познакомить детей с электронными часами. Формировать умение давать ответы полным ответом. Развивать исследовательский интерес. |
Контроль знаний и умений Автоматизация звука Ч в словах, в скороговорке | Логопед уточняет, как называется профессия человека, который чинит часы? Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас». Просит назвать слова со звуком Ч | Дети называют профессию часовщика. Дети проговаривают скороговорку, четко произнося звук Ч. Называют слова – «часовщик», «часики», «чинит». | Совершенствовать навык словообразования. Проверить навык сформированности правильного произношения звука Ч в словах и связной речи |
III.1 Подведение итогов занятия Рефлексия Методика «Пяти пальцев» III.2 Домашнее задание | Логопед проводит рефлексию.
Логопед предлагает детям домашнее задание по пройденной теме | Дети загибают поочередно пальцы на руке и дают ответы на вопросы. Ребенок получает домашнее задание | Обобщить тему занятия. Развивать долговременную память. Упражнять детей в умении давать самооценку своей деятельности. Закрепить пройденную тему во время выполнения домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Органы чувств"
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группепо теме «Зимние виды спорта. Звук и буква Т.»...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Посуда»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Посуда»...
Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Помощники Федоры»
Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Помощники Федоры»...
Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в Буквоград»
Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в Буквоград»...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе. Звуки С-Сь. Буква С. Профессии
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе. Звуки С-Сь. Буква С. Профессии...
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе "Путешествие в Страну знаний"
Логопедическое занятие-досуг "Путешествие в Страну знаний"...