Рабочие программы учителя-дефектолога
рабочая программа

Материал содержит три рабочие программы учителя-дефектолога специального (коррекционного) отделения общеобразовательной школы. Целевой аудиторией являются дети, обучающиеся по 2 варианту ФГОС УО.

 

Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим миром 


Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений

 

Сенсомоторное  развитие

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим миром у детей с ТМНР

Целевая аудитория:

обучающиеся  с ТМНР, сложным дефектом 

педагог: 

учитель-дефектолог Дудкина А.В.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана  на основе Программы образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, - СПб.  ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Адресатами данной программы являются дети умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР, составляющие несколько возрастных групп.

1 группа. Учащиеся 2-3 класса с умеренной, тяжелой УО, с проявлением РАС, значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности и  сопутствующие  заболевания, препятствует освоению  учебных знаний. Аутистические проявления значительно затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как всякий контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности.  Для данной группы учащихся  характерны:  полное отсутствие речи, единичные звукокомплексы, отдельные слова в виде эхолалий. Восприятие импрессивной речи  очень  затруднено, а в отдельных случаях  и невозможно.  Наряду с патологией познавательных процессов, речи, двигательной сферы, у большинства  учащихся отмечаются стойкое нарушение поведения и социального взаимодействия, вплоть до полного отказа от коммуникации, проявляющегося в агрессивной форме. 

 2 группа. Учащиеся 6-9 классов с умеренной и тяжелой УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Однако, необходимо отметить, что за время обучения в школе  учащиеся проявили элементарные способности к развитию отдельных представлений, умений и навыков, которые значимы для их социальной адаптации.  Способность к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета и др. создают предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предпосылок предметно-практической деятельности. У учащихся данной группы речевая продукция  представлена в виде отдельных звуков, звукокомплексов, слов.  Психо-физиологические особенности учащихся  затрудняют формирование собственной речи. Установление контакта возможно или затруднено незначительно.

           3группа. Учащиеся 9 классов с умеренной УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний.  Очень большие сложности вызывает усвоение учебного материала по математике в  объеме школьной программы (решение задач, дроби, меры измерений и др.). Другие учебные предметы также усваиваются лишь частично. При этом необходимо постоянное повторение пройденного материала и контроль взрослого при выполнении заданий. Учащиеся владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями  свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Однако, речь часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации.

           

Объём программы:30 занятий

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма занятий: групповая (2 человека);

Цель:

формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, знакомство с природным и животным миром.

Задачи:

- формировать у детей  алгоритм выполнения  простых  действий; -

-знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность);  -

-формировать умения и навыки и  применения элементарных форм общепринятых  правил поведения в повседневной жизни;

-развивать  первоначальные представления  о предметном мире, созданном человеком (функциональное назначение  отдельных окружающих предметов, действия с ними);

-развивать начальные представления об объектах и  явлениях неживой природы;

-знакомить с первоначальными представлениями о животном мире.

Учебно-тематический план

Обучающие 1,2,3 групп осваивают тематический план программы на различном дидактическом материале, который доступен актуальному  уровню развитию учащихся   с  выходом на «зону ближайшего развития». Как отмечал Л.С. Выготский, «социальная ситуация развития» должна быть для ребёнка «провоцирующей»  его развитие .

Наименование  тем занятий

Всего занятий

Форма контроля

Обследование

3

Диагностическое обследование

Я. Мое лицо.

Уточнение знания названий частей лица.

1

Динамическое наблюдение

Я. Мои эмоции.

Формирование представлений об эмоциональных состояниях (смех, плач).

1

Динамическое наблюдение

Осень. Школьный двор. Формирование умения показа  погодных явлений на картинках, на фото.

1

Динамическое наблюдение

Моя семья. Уточнение знаний о родителях по фото ( Кто это?).

1

Динамическое наблюдение

Уход за собой. Умывание.

Подворачивание рукавов, последовательность мытья лица и рук).

1

Динамическое наблюдение

Хозяйственный магазин Знакомство с основными предметами  быта в игровой ситуации.

1

Динамическое наблюдение

Моя семья. Братья, сестры, домашние питомцы. Продолжение знакомства с другими членами семьи и питомцами.

1

Динамическое наблюдение

Уход за собой. Одежда. Привлечение внимания ученика к своему внешнему виду. Поддержание порядка. Образец, словесная инструкция.

1

Динамическое наблюдение

Моя одежда. Уточнение представлений об одежде:  одежда по сезонам.

1

Динамическое наблюдение

Мои эмоции. Закрепление названий эмоциональных состояний (смех, плач). Игровые этюды.

1

Динамическое наблюдение

Зима. Школьный двор зимой. Уточнение представлений о солнце, тучах, снеге и снежинках и их изображении на картинках.

1

Динамическое наблюдение

Мое тело.

Закрепление названий частей  тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть).

1

Динамическое наблюдение

Зима. Зимние праздники.

1

Динамическое наблюдение

Новый год. Рождество. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх.

1

Динамическое наблюдение

Части суток: день, ночь. Расширение и уточнение представлений частях суток.

1

Динамическое наблюдение

Цирк.

Знакомство с различными  эмоциональным состоянием: радуется, грустит. Игровые этюды.

1

Динамическое наблюдение

Профессии.

Расширение и уточнение представлений о труде врача

1

Динамическое наблюдение

Профессии.

Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх ( парикмахер).

1

Динамическое наблюдение

Уточнение представлений о  животных в природе.

1

Динамическое наблюдение

Праздник армии. Служебные собаки. Закрепление  представлений о животных по их объемным и плоскостным моделям.

1

Динамическое наблюдение

Продукты питания. Закрепление представлений о знакомых продуктах питания. Игровая ситуация «Продовольственный магазин».

1

Динамическое наблюдение

Приглашаем в гости. Формирование взаимодействия игровых  персонажей в простейших ролевых играх  (гости).

1

Динамическое наблюдение

Моя мама. Я помогаю маме. Формирование представлений  об обязанностях по дому.

1

Динамическое наблюдение

Ранняя весна. Расширение представлений о  сезонных погодных явлениях: солнце, дождь, тучи.

1

Динамическое наблюдение

Школьный двор весной. Формирование умения показа  погодных явлений на картинках.

1

Динамическое наблюдение

 Я дома и в школе.

Уточнение представлений об обязанностях и правилах поведения.

1

Динамическое наблюдение

Транспорт. Дорога в школу и домой. Закрепление представлений о маршруте в школу и домой. Совместное составление маршрута по  фото, схемах, картинкам.

1

Динамическое наблюдение

Закрепление  представлений о птицах по их объемным и плоскостным моделям.

1

Динамическое наблюдение

Подготовка к каникулам. Дача

1

Динамическое наблюдение

Подготовка к каникулам. Дача.

1

Динамическое наблюдение

Обследование

1

Диагностическое обследование

Итого:

34

*Специалист,  вправе в процессе работы внести изменения в план.

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии ребенка:

-у ребенка могут быть сформированы отдельные элементы алгоритма  выполнения простого действия;

-ребенок сможет выделять заданные педагогом  предсенсорные  эталоны на доступном его развитию уровне;

- у ребенка могут сформироваться  отдельные навыки    элементарных  форм  правил поведения;

 -ребёнок станет больше проявлять интерес к предметному миру;

-у ребенка  могут сформироваться первоначальные представления о

явлениях неживой природы;

 

Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы

-  Программа образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, - СПб.  ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

- Сборник программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. Под редакцией Н.Н. Яковлевой, -СПб. :2015 г.

-  Крупенчук О.А. Пальчиковые игры. –СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.

 - Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. – СПб.: Речь, 2010г.

- Е.С. Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии М., 2001г.

- Психолого-педагогическая диагностика под редакцией И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. М., 2003г.

Демонстрационные карточки: домашние животные, дикие животные, продукты питания, посуда, мебель, одежда и обувь, игрушки, транспорт, фрукты, овощи.

Демонстрационные карточки "Зима","Весна","Лето","Осень".

Кукольный театр деревянный: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

Бубны, маракасы, колокольчик, погремушки.

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

дидактические материалы М. Монтессори.

Конструкторы деревянные и пластмассовые.

Наборы для сюжетно-ролевых игр: Я - доктор, В магазине и др.

-

Календарно-тематический план 

Наименование  тем занятий

Неделя

Обследование

1-3

Я. Мое лицо.

Уточнение знания названий частей лица.

4

Я. Мои эмоции.

Формирование представлений об эмоциональных состояниях (смех, плач).

5

Осень. Школьный двор. Формирование умения показа  погодных явлений на картинках, на фото.

6

Моя семья. Уточнение знаний о родителях по фото ( Кто это?).

7

Уход за собой. Умывание.

Подворачивание рукавов, последовательность мытья лица и рук).

8

Хозяйственный магазин Знакомство с основными предметами  быта в игровой ситуации.

9

Моя семья. Братья, сестры, домашние питомцы. Продолжение знакомства с другими членами семьи и питомцами.

10

Уход за собой. Одежда. Привлечение внимания ученика к своему внешнему виду. Поддержание порядка. Образец, словесная инструкция.

11

Моя одежда. Уточнение представлений об одежде:  одежда по сезонам.

12

Мои эмоции. Закрепление названий эмоциональных состояний (смех, плач). Игровые этюды.

13

Зима. Школьный двор зимой. Уточнение представлений о солнце, тучах, снеге и снежинках и их изображении на картинках.

14

Мое тело.

 Закрепление названий частей  тела (голова, руки, ноги, туловище, живот, колено, локоть).

15

Зима. Зимние праздники.

16

Новый год. Рождество. Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх.

17

Части суток: день, ночь. Расширение и уточнение представлений частях суток.

18

Цирк.

Знакомство с различными  эмоциональным состоянием: радуется, грустит. Игровые этюды.

19

Профессии.

Расширение и уточнение представлений о труде врача

20

Профессии.

Формирование взаимодействия игровых персонажей в простейших ролевых играх ( парикмахер).

21

Уточнение представлений о  животных в природе.

22

Праздник армии. Служебные собаки. Закрепление  представлений о животных по их объемным и плоскостным моделям.

23

Продукты питания. Закрепление представлений о знакомых продуктах питания. Игровая ситуация «Продовольственный магазин».

24

Приглашаем в гости. Формирование взаимодействия игровых  персонажей в простейших ролевых играх  (гости).

25

Моя мама. Я помогаю маме. Формирование представлений  об обязанностях по дому.

26

Ранняя весна. Расширение представлений о  сезонных погодных явлениях: солнце, дождь, тучи.

27

Школьный двор весной. Формирование умения показа  погодных явлений на картинках.

28

 Я дома и в школе.

Уточнение представлений об обязанностях и правилах поведения.

29

Транспорт. Дорога в школу и домой. Закрепление представлений о маршруте в школу и домой. Совместное составление маршрута по  фото, схемах, картинкам.

30

Закрепление  представлений о птицах по их объемным и плоскостным моделям

31

Подготовка к каникулам. Дача

32

Подготовка к каникулам. Дача.

33

Обследование

34

Итого:

34

*В течение учебного года в календарно-тематическом плане могут быть

внесены корректировки



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекция познавательной деятельности на основе формирования элементарных математических представлений

Целевая аудитория:

обучающиеся  с ТМНР, сложным дефектом

педагог: 

учитель-дефектолог Дудкина А.В.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Программы образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011г. 

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Адресатами данной программы являются дети умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР, составляющие несколько возрастных групп.

1 группа. Учащиеся 2-3 классов с умеренной, тяжелой УО, с проявлением РАС, значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности и  сопутствующие  заболевания, препятствует освоению  учебных знаний. Аутистические проявления значительно затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как всякий контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности.  Для данной группы учащихся  характерны:  полное отсутствие речи, единичные звукокомплексы, отдельные слова в виде эхолалий. Восприятие импрессивной речи  очень  затруднено, а в отдельных случаях  и невозможно.  Наряду с патологией познавательных процессов, речи, двигательной сферы, у большинства  учащихся отмечаются стойкое нарушение поведения и социального взаимодействия, вплоть до полного отказа от коммуникации, проявляющегося в агрессивной форме. 

 2 группа. Учащиеся 6-9 классов с умеренной и тяжелой УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Однако, необходимо отметить, что за время обучения в школе  учащиеся проявили элементарные способности к развитию отдельных представлений, умений и навыков, которые значимы для их социальной адаптации.  Способность к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета и др. создают предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предпосылок предметно-практической деятельности. У учащихся данной группы речевая продукция  представлена в виде отдельных звуков, звукокомплексов, слов.  Психо-физиологические особенности учащихся  затрудняют формирование собственной речи. Установление контакта возможно или затруднено незначительно.

           3группа. Учащиеся 9 классов с умеренной УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний.  Очень большие сложности вызывает усвоение учебного материала по математике в  объеме школьной программы (решение задач, дроби, меры измерений и др.). Другие учебные предметы также усваиваются лишь частично. При этом необходимо постоянное повторение пройденного материала и контроль взрослого при выполнении заданий. Учащиеся владеют элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями  свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Однако, речь часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации.

             

Объём программы:30 занятий

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма занятий: групповая (2 человека);

Цель: 

коррекция и развитие всех компонентов  познавательной деятельности учащихся с ТМНР сложным дефектом,  подготовка к повседневной жизни  через овладение элементарными  математическими знаниями. 

Задачи:

- формировать алгоритм  выполнения  простых  действий;      

- формировать начальные представления о форме и величине предметов;

- формировать количественные (дочисловые)  представления;

- формировать отдельные пространственные представления;

- формировать основы подражания простым действиям;

- формировать элементарные  временные представления.

Учебно-тематический план

Обучающие 1,2,3 групп осваивают тематический план программы на разном материале, который доступен актуальному  уровню развитию учащихся   с  выходом на «зону ближайшего развития». Как отмечал Л.С.Выготский,  «социальная ситуация развития» должна быть для ребёнка «провоцирующей»  его развитие .

Наименование  тем занятий

Всего занятий

Форма контроля

Обследование

3

Диагностическое обследование

1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по подражанию.

2.Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим выкладыванием  аналогичных конструкций из  плоскостных элементов на доске.

3.Конструирование построек по схемам, моделям, фото по заданным учителем условиям.

1

Динамическое наблюдение

1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу действиям учителя.

2.Выделение одного-пяти предметов из множества.

3.Выделение одного-девяти предметов из множества.

1

Динамическое наблюдение

1.Построение простейших фигур из 3-5 объемных  деталей по образцу с предварительным его анализом.

2.Присчитывание (практические действия).

3.Продолжение знакомства учащихся с монетами (специально организованные образовательные ситуации).

1

Динамическое наблюдение

1. Построение башни (3-детали)  из деревянного  строительного материала по подражанию или по образцу с предварительным анализом. 

2.Обозначение сосчитанных объектов (общее количество) последним произнесенным словом совместно с учителем.

3.Продолжение формирование навыков решения задач иллюстраций в пределах девяти.

1

Динамическое наблюдение

6.

1.Выделение количества (много, мало) на природном материале и др.

2.Формирование представлений о счете  объектов  в любом порядке.

3. Группировка предметов по форме (образец, словесная инструкция).

1

Динамическое наблюдение

7.

1.Выбор без  пересчета  соответствующего количества материала (много, мало) прикладыванием и накладыванием. 

2.Узнавание цифр (от 0 до5) в правильном и перевернутом положении. Практические упражнения.

3.Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.  

1

Динамическое наблюдение

8.

1.Соотнесение круга с шаром. Идентификация  объектов круглой формы (по подражанию, по образцу).

2.Знакомство с монетами (1,5 копеек), (1.2,5 рублей).

3.Сериация фигур по одному или двум признакам. Блоки Дьеныша.  

1

Динамическое наблюдение

9.

1.Сопоставление двух объектов по величине (большой маленький) накладыванием, прикладыванием.

2.Форимирование представлений о формах: (шар, куб, треугольная призма-крыша). Образец.

3.Измерение сыпучих веществ с помощью  различных емкостей упражнения.   

1

Динамическое наблюдение

10.

1.Закрепление  представлений о перемещении в пространстве (изменения положения частей тела).

2.Формирование представлений о соотнесении плоскостных и пространственных фигур.

3.Продолжение формирования навыков решения задач- драматизаций в пределах девяти.

1

Динамическое наблюдение

11.

1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу педагога.

2.Конструирование фигур из палочек (счетные палочки, палочки Кьюизера) по подражанию и образцу.

3. Обучение  использования часов в жизни.  Называние и показ времени от 1 до 9 часов. Электронные часы

1

Динамическое наблюдение

12.

1.Закрепление представлений о красном и желтом цвете.

2.Сопоставление двух объектов разной величины ( большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий). Приемы наложения и приложения.

3. Обучение использования часов в жизни. Называние и показ времени от 1 до 9. Механические часы.

1

Динамическое наблюдение

13.

1.Знакомство с зеленым цветом.

2.Формирование о часах и их использовании в жизни.

3.Продолжение формирования навыков решения задач - драматизаций в пределах девяти.

1

Динамическое наблюдение

14.

1.Обучение ориентировке в пространстве в ходе игр-имитаций действий хорошо знакомых персонажей сказок.

2.Обучение называнию и показу времени на часах от 1 до5 часов.

3.Знакомство с цифрой и числом 10.

       

       1

Динамическое наблюдение

15.

1.Закрепление представлений и их уточнение о солнце, луне, дожде, снеге.

2.Конструирование.  Совместные постройки зданий школа, дом-башни и пр.

3.Знакомство с монетами с монетами различного достоинства в пределах 10.

1

Динамическое наблюдение

16.

1.Составление и узнавание целого предмета по его фрагментам.

2.Формирование представлений о  подборе предыдущего и последующего числа к называемому  или обозначенному цифрой.

3. Знакомство с бумажными деньгами. 10руб, 50руб, (5и0).

1

Динамическое наблюдение

17.

1.Складывание разрезной картинки из 2 и более частей (накладывание или образец).

2. Обучение выделения (одного-шести) предметов на основе тактильного обследования «Чудесный мешочек».

3. Обучение  использованию монет и бумажных денег (10руб) в процессе специально организованных образовательных ситуациях.

1

Динамическое наблюдение

     18.

1.Конструирование плоскостных изображений предметов из палочек (дом, солнышко, заборчик)

2.Узнавание цифр от 0 до 6 в правильном и перевернутом  положении. Практические упражнения.

3. Составление и решение задач на наглядной основе на бытовые темы в пределах 9.

1

Динамическое наблюдение

19

1.Обучение объединению  предметов во  множества и разъединению множеств: однородные с отдельными признаками различия  (величина, цвет).

2. Формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на один. Практические упражнения с цифрами от 0 до 6.

3. Формирование представлений об экстренных службах  их телефонах, о номерах домов.

1

Динамическое наблюдение

20.

1.Знакомство с количеством в пределах двух. Выбор двух предметов

2.Формирование представлений о линии (прямой, извилистой).

3. Закрепление представлений о линии (прямой, извилистой).

1

Динамическое наблюдение

21.

1.Выделение количества (много, мало, пусто).

2.Обучение приемам соотношения частей конструкции  с частями игрушки или образца.

3.Формирование представлений о ломаной линии.

 

Динамическое наблюдение

      22.

1.Формирование действий присчитывания.

2.Конструирование. Постройки на основе анализа образца (знакомых) из других (незнакомых) элементов.

3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (словесная инструкция).

1

Динамическое наблюдение

23.

1.Знакомство с величиной: высокий – низкий (дом, елка).

2.Составление ритмических композиций из геометрических фигур по образцу.

3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (символы, точки, стрелки).

1

Динамическое наблюдение

24.

1.Знакомство с кубом. Выбор предметов округлой и квадратной формы из множества других.

2.Обучение практическим приемам ориентирования в помещении и на доске по образцу и словестной инструкции.

3. Формирование представлений о соотношении объемных и плоскостных фигур (материал Монтессори).

1

Динамическое наблюдение

25.

1.Закрепление представлений о красном, желтом, зеленом цвете.

2.Формирование представлений о приемах измерения сантиметром.

3.Продолжение обучения использования часов в жизни. Электронные часы.

1

Динамическое наблюдение

26.

1.Знакомство с синим цветом.

2.Обучение называнию и показу времени от 0 до 6 часов.

3. Называние и показ времени на часах от 1 до 10 часов.

1

Динамическое наблюдение

27.

1.Идентификация объекта (круглой и квадратной ) формы по образцу и словесной инструкции. Сравнение их (такой – не такой).

2.Формирование представлений о перемещении 3-4 объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу.

3. Формирование представлений о значении времени в жизни человека (работа магазина, аптеки).

1

Динамическое наблюдение

28.

1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде.

2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его.

3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени.

1

Динамическое наблюдение

29.

1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде.

2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его.

3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени.

1

Динамическое наблюдение

30

1.Формирование представлений об относительности величины (дом – далеко, дом – близко).

2.Формирование представлений об астрономических символах: солнце, луна, звезды.

3.Закрепление представлений о значении времени в жизни человека (работа магазина, аптеки).

1

Динамическое наблюдение

31

1.Закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела.

2. Продолжение бучения приемам соотношения частей конструкции  с частями игрушки или образца.

3.Закрепления представлений о ломаной линии.

1

Динамическое наблюдение

32.

Повторение и закрепление  тем пройденных в течение года (по выбору специалиста).

1

Динамическое наблюдение

33.

Повторение и закрепление  тем пройденных в течение года (по выбору специалиста).

1

Динамическое наблюдение

34.

Обследование

1

Диагностическое обследование

Итого:

34

*Специалист, вправе в процессе работы внести изменения в план.

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии обучающихся:

 -у учащегося могут быть сформированы  отдельные элементы  алгоритма  выполнения простого действия;

 - обучающийся сможет выделить отдельные заданные формы (круг, квадрат);

 - учащийся сможет выделить отдельные заданные величины (большой, маленький);

 - у учащегося могут быть сформированы предпосылки пространственных  представлений на доступном ему уровне;

- учащийся сможет (совместно с педагогом) подражать простым действиям;

- у учащегося могут быть сформированы   дочисловые и элементарные числовые представления;

- у учащегося могут быть сформированы элементарные временные представления (день, ночь).

- у учащегося могут быть сформированы элементарные временные представления (называние и показ времени на часах от 1 до 10 часов).

Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы Программа образования учащихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2011г. 

Сборник программ коррекционных курсов для детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г.

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и И.М. Бгажноковой М., 2007г.

Крупенчук О.А. Пальчиковые игры. –Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2011г.

Л.В.Мищенкова 36 занятий для будущих отличников Курс РПС (развитие познавательных способностей) методическое пособие для подготовки к школе М., издательство РОСТ, 2011г.

Демонстрационные карточки: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Кукольный театр деревянный: «Теремок», «Репка»,«Курочка Ряба».

 Бубны, маракасы, колокольчик, погремушки.

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

 Наборы плодов (шишки и каштаны и др.)

 Конструкторы деревянные и пластмассовые

 Дидактические материалы М. Монтессори:

 «Розовая башня».

 Коричневая лестница.

 Блоки с цилиндрами - вкладышами.

Календарно-тематический план 

Наименование  тем занятий

Неделя

Обследование

1-3

1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по подражанию.

2.Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим выкладыванием  аналогичных конструкций из  плоскостных элементов на доске.

3.Конструирование построек по схемам, моделям, фото по заданным учителем условиям.

4

1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу действиям учителя.

2.Выделение одного-пяти предметов из множества.

3.Выделение одного-девяти предметов из множества.

5

1.Построение простейших фигур из 3-5 объемных  деталей по образцу с предварительным его анализом.

2.Присчитывание (практические действия).

3.Продолжение знакомства учащихся с монетами (специально организованные образовательные ситуации)..

6

1. Построение башни (3-детали)  из деревянного  строительного материала по подражанию или по образцу с предварительным анализом. 

2.Обозначение сосчитанных объектов (общее количество) последним произнесенным словом совместно с учителем.

3.Продолжение формирование навыков решения задач иллюстраций в пределах девяти.

7

1.Выделение количества (много, мало) на природном материале и др.

2.Формирование представлений о счете  объектов  в любом порядке.

3. Группировка предметов по форме (образец, словесная инструкция).

8

1.Выбор без  пересчета  соответствующего количества материала (много, мало) прикладыванием и накладыванием. 

2.Узнавание цифр (от 0 до5) в правильном и перевернутом положении. Практические упражнения.

3.Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.  

9

1.Соотнесение круга с шаром. Идентификация  объектов круглой формы (по подражанию, по образцу).

2.Знакомство с монетами (1,5 копеек), (1.2,5 рублей).

3.Сериация фигур по одному или двум признакам. Блоки Дьеныша.  

10

1.Сопоставление двух объектов по величине (большой маленький) накладыванием, прикладыванием.

2.Форимирование представлений о формах (шар, куб, треугольная призма-крыша). Образец.

3.Измерение сыпучих веществ с помощью  различных емкостей упражнения.   

11

1.Закрепление  представлений о перемещении в пространстве (изменения положения частей тела).

2.Формирование представлений о соотнесении плоскостных и пространственных фигур.

3.Продолжение формирования навыков решения задач- драматизаций в пределах девяти.

12

1.Подбор фигур к образцу по цвету, форме, величине (прикладывание и накладывание) по образцу педагога.

2.Конструирование фигур из палочек (счетные палочки, палочки Кьюизера) по подражанию и образцу.

3. Обучение  использования часов в жизни.  Называние и показ времени от 1 до 9 часов. Электронные часы

13

1.Закрепление представлений о красном и желтом цвете.

2.Сопоставление двух объектов разной величины  (большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий). Приемы наложения и приложения.

3. Обучение использования часов в жизни. Называние и показ времени от 1 до 9. Механические часы.

14

1.Знакомство с зеленым цветом.

2.Формирование о часах и их использовании в жизни.

3. Продолжение формирования навыков решения задач - драматизаций в пределах девяти.

15

1.Обучение ориентировке в пространстве в ходе игр-имитаций действий хорошо знакомых персонажей сказок.

2.Обучение называнию и показу времени на часах от 1 до5 часов.

3.Знакомство с цифрой и числом 10.

       

      16

1.Закрепление представлений и их уточнение о солнце, луне, дожде, снеге.

2.Конструирование.  Совместные постройки зданий: школа, дом - башни и пр.

3.Знакомство с монетами с монетами различного достоинства в пределах 10.

17

1.Составление и узнавание целого предмета по его фрагментам.

2.Формирование представлений о  подборе предыдущего и последующего числа к называемому   или обозначенному цифрой.

3. Знакомство с бумажными деньгами. 10руб, 50руб, (5и0).

18

1.Складывание разрезной картинки из 2 и более частей (накладывание или образец).

2. Обучение выделения (одного-шести) предметов на основе тактильного обследования «Чудесный мешочек».

3. Обучение  использованию монет и бумажных денег (10руб) в процессе специально организованных образовательных ситуациях.

19

1.Конструирование плоскостных изображений предметов из палочек (дом, солнышко, заборчик)

2.Узнавание цифр от 0 до 6 в правильном и перевернутом  положении. Практические упражнения.

3. Составление и решение задач на наглядной основе на бытовые темы в пределах 9.

20

1.Обучение объединению  предметов в множества и разъединению множеств: однородные с отдельными признаками различия  (величина, цвет).

2. Формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на один. Практические упражнения с цифрами от 0 до 6.

3. Формирование представлений о экстренных службах  их телефонах, о номерах домов.

21

1.Знакомство с количеством в пределах двух. Выбор двух предметов

2.Формирование представлений о линии (прямой, извилистой).

3. Закрепление представлений о линии (прямой, извилистой).

22

1.Выделение количества (много, мало, пусто).

2.Обучение приемам соотношения частей конструкции  с частями игрушки или образца.

3.Формирование представлений о ломаной линии.

23

1.Формирование действий присчитывания.

2.Конструирование. Постройки на основе анализа образца (знакомых) из других (незнакомых) элементов.

3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (словесная инструкция).

24

1.Знакомство с величиной: высокий – низкий (дом, елка).

2.Составление ритмических композиций из геометрических фигур по образцу.

3.Обучение ориентированию в помещении и на доске (символы, точки, стрелки).

25

1.Знакомство с кубом. Выбор предметов округлой и квадратной формы из множества других.

2.Обучение практическим приемам ориентирования в помещении и на доске по образцу и словестной инструкции.

3. Формирование представлений о соотношении объемных и плоскостных фигур (материал Монтессори).

26

1.Закрепление представлений о красном, желтом, зеленом цвете.

2.Формирование представлений о приемах измерения сантиметром.

3.Продолжение обучения использования часов в жизни. Электронные часы.

27

1.Знакомство с синим цветом.

2.Обучение называнию и показу времени от 0 до 6 часов.

3. Называние и показ времени на часах от 1 до 10 часов.

28

1.Идентификация объекта (круглой и квадратной) формы по образцу и словесной инструкции. Сравнение их ( такой – не такой).

2.Формирование представлений о перемещении 3-4 объемных или плоскостных элементов по отношению друг к другу.

3. Формирование представлений о значении времени в жизни человека (работа магазина, аптеки).

29

1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде.

2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его.

3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени.

30

1.Уточнение представлений о солнце, весеннем дожде.

2.Обучение выделению времени года по наиболее характерным признакам и называнию его.

3.Регулирование времени по часам (песочным). Выполнение практических действий за определенный отрезок времени.

31

1.Формирование представлений об относительности величины (дом – далеко, дом – близко).

2.Формирование представлений об астрономических символах: солнце, луна, звезды.

3.Закрепление представлений о значении времени в жизни человека. (работа магазина, аптеки).

32

1.Закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения частей тела.

2. Продолжение бучения приемам соотношения частей конструкции с частями игрушки или образца.

3.Закрепления представлений о ломаной линии.

33

Обследование.

34

Итого:

34

*В течение учебного года в календарно-тематическом плане могут быть

внесены корректировки



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Сенсомоторное  развитие

Целевая аудитория:

обучающиеся с ТМНР, сложным дефектом

педагог: 

учитель-дефектолог Дудкина А.В.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе сборника программ коррекционных курсов для детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией  Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Адресатами данной программы являются дети умеренной, тяжелой, глубокой УО, ТМНР, составляющие несколько возрастных групп.

1 группа. Учащиеся 2-3 классов с умеренной, тяжелой УО, с проявлением РАС, значительными нарушениями эмоционально-волевой сферы. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности и сопутствующие заболевания, препятствует освоению  учебных знаний. Аутистические проявления значительно затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как всякий контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности.  Для данной группы характерны:  полное отсутствие речи, единичные звукокомплексы, отдельные слова в виде эхолалий. Восприятие импрессивной речи очень затруднено, а в отдельных случаях  и невозможно.  Наряду с патологией познавательных процессов, речи, двигательной сферы, у большинства учащихся отмечаются стойкое нарушение поведения и социального взаимодействия, вплоть до полного отказа от коммуникации, проявляющегося в агрессивной форме. 

 2 группа. Учащиеся 6-9 классов с умеренной и тяжелой УО. Замедленный и неравномерный темп развития обнаруживается во всех областях жизнедеятельности. Выраженное недоразвитие мыслительной деятельности, препятствует освоению предметных учебных знаний. Однако, необходимо отметить, что за время обучения в школе учащиеся проявили элементарные способности к развитию отдельных представлений, умений и навыков, которые значимы для их социальной адаптации.  Способность к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета и др. создают предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предпосылок предметно-практической деятельности. У учащихся данной группы речевая продукция представлена в виде отдельных звуков, звукокомплексов, слов.  Психо-физиологические особенности учащихся затрудняют формирование собственной речи. Установление контакта возможно или затруднено незначительно.

Объём программы:30 занятий

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма занятий: групповая (2 человека);

Цель: 

При создании оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности всех сенсорных свойств, качеств, признаков дать учащимся  правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

- формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- формировать элементарные пространственно-временные ориентировки;

- развивать зрительное  и  слуховое  восприятия;

- развивать тактильное восприятие;

- корректировать зрительно-моторную координацию;

- формировать предпосылки навыков общения.

Учебно-тематический план

Обучающие 1, 2 групп осваивают учебно-тематический план программы на различном дидактическом материале, который доступен актуальному  уровню развитию учащихся   с  выходом на «зону ближайшего развития». Как отмечал Л.С. Выготский,  «социальная ситуация развития» должна быть для ребёнка  «провоцирующей»  его развитие .

Наименование  тем занятий

Всего занятий

Форма контроля

Обследование

3

Диагностическое обследование

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом и др.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие окружающих звуков, звучание различных предметов.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по форме:

шар – куб, через тактильное взаимодействие предметами.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с уже знакомыми предметами 3-4 пары.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами 5-6 пар.

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с геометрическими телами  (шар-куб).

1

Динамическое наблюдение

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с игрушками.

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов красного цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки).

       

       1

Динамическое наблюдение

Ладошки. Тактильные ощущения предметов (мягкий, твёрдый)

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов желтого цвета (предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки).

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов разных (красный, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки

1

Динамическое наблюдение

Представление о величине

(выкладывание фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения).

1

Динамическое наблюдение

Представление о величине (сравниваем различные по величине предметы).

1

Динамическое наблюдение

Игры с прищепками (крепление  прищепками недостающих деталей к фигурам)

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов разных цветов (предметы одежды, овощи, фрукты).

1

Динамическое наблюдение

Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы)

1

Динамическое наблюдение

Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе)

1

Динамическое наблюдение

Ладошки. Тактильные ощущения предметов ( мягкий, твёрдый, шершавый)

1

Динамическое наблюдение

Громкие и тихие звуки (определение громких и тихих звуков )

1

Динамическое наблюдение

Удерживание позы тела в пространстве( повтор движений педагога).

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов синего  цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки).

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов разных (синий,  желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов разных (красный,  желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов разных (синий,  желтый, синий) цветов. Предметы одежды, фрукты.

1

Динамическое наблюдение

Предъявление предметов разных (синий,  желтый, синий) цветов., ленты, игрушки.

Динамическое наблюдение

Повторение и закрепление пройденных тем в течение года по выбору специалиста.

1

Динамическое наблюдение

Повторение и закрепление пройденных тем в течение года по выбору специалиста.

1

Динамическое наблюдение

Обследование

1

Диагностическое обследование

Итого:

34

*Специалист, вправе в процессе работы внести изменения в план.

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии обучающегося:

- у ученика могут быть сформированы   элементы  пространственно-временных ориентировок

- ученик может научиться рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- у ученика могут быть сформированы предпосылки фиксации   взгляда на объекте на доступном ему уровне;

- ученик сможет воспринимать, непродолжительное время удерживать предмет в руках, рассматривая его со всех сторон;

- ученик может научиться соотносить знакомые цвета;

- у ученика могут быть сформированы   первоначальные   представления о величине и форме предметов;

- ученик может научиться узнавать знакомые материалы на ощупь, по звуку;

Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы 

сборник программ коррекционных курсов для детей с умственной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией  Н.Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015г

Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и И.М. Бгажноковой М., 2007г.

Крупенчук О.А. Пальчиковые игры. –Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2011г.

Л.В.Мищенкова 36 занятий для будущих отличников Курс РПС (развитие познавательных способностей) методическое пособие для подготовки к школе М., издательство РОСТ, 2011г.

Бубны, маракасы, колокольчик, погремушки.

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

 Наборы плодов (шишки и каштаны и др.)

 Конструкторы деревянные и пластмассовые

 Дидактические материалы М. Монтессори:

 «Розовая башня».

 Коричневая лестница

 Блоки с цилиндрами - вкладышами

Дидактические материалы Дусима.

Календарно-тематический план 

Наименование  тем занятий

Неделя

Обследование

1-3

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком.

4

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.

5

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом и др.

6

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.

7

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.

8

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.

9

Восприятие окружающих звуков, звучание различных предметов.

10

Восприятие предметов по форме:

шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами.

11

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с уже знакомыми предметами 3-4 пары.

12

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с геометрическими телами  (шар-куб).

13

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное взаимодействие с игрушками.

14

Предъявление предметов красного цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки).

16

Предъявление предметов желтого цвета (предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки).

18

Предъявление предметов разных (красный, желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки.

19

Представление о величине

(выкладывание фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения).

20

Представление о величине (сравниваем различные по величине предметы).

21

Игры с прищепками (крепление  прищепками недостающих деталей к фигурам).

22

Предъявление предметов разных цветов (предметы одежды, овощи, фрукты).

23

Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы).

24

Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе.)

25

Ладошки. Тактильные ощущения предметов ( мягкий, твёрдый, шершавый).

26

Громкие и тихие звуки. (определение громких и тихих звуков).

27

Удерживание позы тела в пространстве.( повтор движений педагога)

28

Предъявление предметов синего  цвета (предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки).

29

Предъявление предметов разных (синий,  желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки.

30

Предъявление предметов разных (красный,  желтый) цветов. Предметы одежды, фрукты, ленты, игрушки.

31

Предъявление предметов разных (синий,  желтый, синий) цветов. Предметы одежды, фрукты,.

32

Предъявление предметов разных (синий,  желтый, синий) цветов., ленты, игрушки.

33

Обследование

34

Итого:

34

*В течение учебного года в календарно-тематическом плане могут быть

внесены корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....