Программа по предмету "Двигательное развитие"
рабочая программа

Николай Александрович Киреев

Программа для школ 8 вида по двигательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г МОСКВЫ

ШКОЛА 2124 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»

структурное подразделение №486

Рабочая программа по предмету

Двигательное развитие

6,7 классы

Автор-составитель

КИРЕЕВ Н.А.

 

Москва 2015


Двигательное развитие

(три года обучения)

Пояснительная записка

Программа нацеливает на последовательное обучение двигательным умениям, навыкам. Воспитанию физических качеств – ловкости, быстроты движения, выносливости, развитию координации движения, пространственной ориентировке, равновесия. Дети должны научиться чувствовать свое тело, правильно двигаться, прыгать, лазать.

У ребенка со сложной структурой дефекта  из-за специфических нарушений его движения развиваются иначе, чем у нормальных детей. Проблема в нарушении движения – это снижение мышечного тонуса в качестве типичного нервно-двигательного нарушения, координации движения.

Этим детям свойственна задержка двигательного развития. В работе с детьми, с нарушением интеллектуальной недостаточностью, особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, общей моторики, которые способствуют развитию как умственных, так и двигательных способностей.

          Общеразвивающие упражнения в разном темпе и амплитуде движения укрепляют крупные мышцы туловища, способствуют формированию правильной осанки, умению ориентироваться в пространстве. При подборе упражнений рекомендуется воздействовать  на определенную группу  мышц: укреплению плечевого пояса, мышц спины,  мышц брюшного пояса, мышц ног. Упражнения поводятся с предметами и без предметов, под музыкальное сопровождение, под удары бубна – это  дисциплинирует детей, способствует четкости выполнения движения, создает  эмоциональный настрой.

          Обучая  детей двигательным умениям и навыкам необходимо обращать внимание на основные виды движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, равновесие. Для достижения цели перед специалистами стоят задачи:

  • развивать координацию движений рук и ног; чувства ритма при ходьбе; ходить и бегать не наталкиваться друг на друга с согласованными, свободными движениями рук и ног;
  • формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку; четкий шаг; преодоление страха;
  • учить ползать, лазать правильно – поочередно переставлять руки и ноги; ползать на четвереньках, чувствовать тело в горизонтальном положении;
  • прыгать на двух ногах; отталкиваться двумя ногами, приземляться
    на полусогнутые в коленках ноги – чувствовать тело в полете;
  • развивать слуховое, зрительное восприятие; слышать указания
  • выполнять упражнения по показу и образцу.

Развитие координации рук и ног при ходьбе.

Обучение умению ходить и бегать, не наталкиваясь  согласованными, свободными движениями рук и ног.

6 КЛАСС

Развитие координации движений рук и ног.

Обучение умению следить за положением тела в разнообразных  упражнениях.

Обучение выполнению произвольных положений головой, руками, туловищем – по словесным указаниям.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

ХОДЬБА - по кругу взявшись за руки; ходить, обходя предметы; ходьба приставным шагом вперед; ходьба со зрительным прослеживанием-

работа рук и ног; с высоким подниманием колен; ходьба с перекатом ( с пятки на носок); ходьба на коленках (чувствовать свое тело); ходьба с выполнением задания (словесные указания); ходьба змейкой.

БЕГ – в прямом направлении; в разных направлениях (развивать координацию рук и ног при беге); бег с изменением темпа «быстро» «медленно»; убегать, догонять; бег мелким шагом, большим шагом; бег «змейкой»; бег друг за другом, в рассыпную, с высоким подниманием колен, с выбрасыванием ног вперед.

ПРЫЖКИ - на месте, на  двух ногах; с продвижением вперед; прыжки в чередовании с ходьбой; прыжки вверх касаться предмета; прыжки с высоты 20см.-приземление на полусогнутые ноги; прыжки через 2-3 предмета лежащие на полу; прыжки в длину с места.

ПОЛЗАНИЕ -  на четвереньках по прямой, между расставленными предметами.

ЛАЗАНЬЕ - по наклонной доске, по гимнастической скамейке, пролезать в обруч (правым - левым боком); лазанье по шведской стенке с перелезанием с  одного пролета на другой (преодолевать страх); подлезать под натянутую веревку.

КАТАНИЕ – мяча друг другу; прокатывание мяча в «воротики»,  между предметами,  лежащими на полу (ш.-50см.); метать в даль левой, правой рукой;

из-за головы, снизу – р.100см.; ловля мяча брошенного воспитателем; перебрасывание мяча через натянутую веревку; отбивание мяча об пол и  ловля его двумя руками.

РАВНОВЕСИЕ – бег между двумя палками р.-30см.; ходьба по дорожке ш-20см.; ходьба и бег по наклонной доске; ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет; сохранять равновесие стоя на носках, на гимнастической скамейке.

ПЕРЕСТРОЕНИЕ – по одному, друг за другом, по парам, врассыпную, перестроение в круг.

Общеразвивающие упражнения

Для рук и плечевого пояса:

разводить руки в стороны из положения – руки перед грудью;

поднять  руки  вперед - вверх – сплетенными в  «замок»;

поднять и опустить кисти рук (вверх, вниз).

Упражнения для ног:

не отрывая ноги от пола – переступать на месте;

приседания  все ниже и ниже  - сохранять  равновесие;

переступать приставным шагом – в сторону, на пятку.

Упражнения для туловища:

поднять руки вперед – вверх опустить;

наклоны  туловища вперед – достать пол;

повороты туловища влево, вправо разводя руки в стороны, из положения - руки перед грудью;

руки за голову – поочередно отставлять левую, правую ногу назад на носок;

группировка – присесть, обхватив руками колени, опустить голову;

подтягиваться на руках – лежа на гимнастической скамейке, на животе.

           

Мелкая моторика

Растопырить  пальцы, сжать в кулак – 5-6 раз.

«Замок» - сомкнуть обе руки пальцы переплести, вращение «замка», пальцы переплетены, похлопать в  ладоши и разомкнуть « замок».

Одновременно согнуть пальцы в кулак левой и правой руки, затем поочередно их разгибать, начиная с большого пальца.

               

Дыхательные упражнения

Рубим дрова – руки сомкнутые к «корзинку» вверху над головой (вдох).

На выдохе – резко опустить руки вниз, произнести –  ух – ух.

«Насос» - на вдохе накачиваем мяч,  на выдохе мяч сдувается, произнести звук  с-с-с-с.

Подвижные игры

Элементы футбола – ударить мяч левой, правой ногой - сохраняя равновесие.

Игры с бегом: «Гуси – лебеди», «Сделай фигуру»,  «Море волнуется»,  «Караси и щука», «Хитрая лиса»,  «Пустое место»,  «Бездомный заяц», «Можно поиграть»,  «Лошадки».

                             

Игры с прыжками

«Классики», «Кто дальше», «Не оставайся на полу», «Тик – так» - через скакалку, резинку, «Из домика в домик», «Мыши и кот», «Обезьянки».

Ожидаемый результат к концу учебного года:

ребёнок умеет:

ходьба:

ходить, согласовывая работу рук и ног, чувствовать положение

рук и ног при выполнении упражнений;

ходить, высоко поднимая колени;

ходить  по прямой, не наталкиваясь друг на друга;

ходить по кругу в разных направлениях;

бег:

согласовывать работу рук и ног, не прижимая локти к туловищу;

бегать по кругу, взявшись за руки в разных направлениях;

прыжки:

легко приземлятся на полусогнутые ноги, на носки;

отрываться от пола  обеими ногами;

выполняя прыжки, принимать правильное исходное положение;

лазанье:

лазать  по шведской стенке, не пропуская реек;

перелезать с одного пролета на другой;

ловля мяча – ловить мяч двумя руками (кистями рук);

ловля мяча:

отбивать мяч о  землю двумя руками и ловить его;

бросать мяч левой и правой рукой из-за головы;

равновесие:

сохранять равновесие на ограниченной поверхности без помощи взрослого «преодолевать страх»;

ориентировка в пространстве:

находить левую и правую сторону, выполнять повороты налево и направо.

7 класс

Формирование умения следить за своей осанкой.

Формирование умения в упражнениях и играх следить за техникой и правильностью выполнения действий.

Совершенствование видов ходьбы, бега, прыжков, метания. Добиваться легкости выполнения движений.

Развитие глазомера, активного движения кистей рук, пальцев при броске и ловле мяча.

Воспитание выносливости, силы воли, преодоления страха.

Обучение умению самостоятельно организовывать подвижные игры, спортивные упражнения.

Поддержание интереса к событиям физкультурной жизни школы-интерната, страны.

ХОДЬБА в заданном направлении,  приставным шагом влево, вправо, в сторону, с высоким подниманием колен, между предметами, по всему залу (не шаркая ногами), врассыпную, с перестроением -  друг за другом, по сигналу,  перекатом с пятки на носок, скрещенным шагом,  на носках, пятках, мелким, широким шагом.

БЕГ на носках, с выбрасыванием прямых ног вперед, врассыпную, с преодолением препятствий, по гимнастической скамейке, в чередовании с ходьбой, по сигналу, спиной вперед, на скорость – 80 метров, пять раз по 10 метров, между расставленными предметами.

ЛАЗАНИЕ, ПОЛЗАНЬЕ – пролезать в обруч левым правым боком, ползание по гимнастической скамейке, на четвереньках с мешочком на  спине, ползанье по гимнастической скамейке, на животе подтягиваясь руками, подлезать под рейку, веревку, лазанье по шведской стенке – подниматься свободно, крепко держаться руками и твердо ставить ногу на рейку(уверенно), перелезать свободно с пролета на пролет, без помощи взрослого, преодолевая страх.

ПРЫЖКИ – чувствовать легкость своего тела, прыгать на месте,  вокруг себя, на двух ногах, из обруча в обруч, прыгать с высоты 40см., в длину 100см., прыжки через веревку – высота 40см., прыжки через скакалку, на одной ноге через веревку,  лежащую на полу(на левой правой ноге).

БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ – бросание мяча через сетку друг другу, перебрасывание мяча из-за  головы, снизу, бросание мяча вверх и ловля его двумя руками. отбивание мяча правой, левой рукой о землю и ловля его, метание мяча на дальность (6-12 м.) левой, правой рукой, метание в цель левой, правой рукой, метание в цель из разных положений (стоя, сидя, стоя на коленках).

РАВНОВЕСИЕ – ходьба по гимнастической скамейке с набивным мячом, с перешагиванием через предмет, ходьба приставным шагом, по узкой рейке        . по веревке – прямо, боком, стоять на одной ноге с закрытыми глазами, сохраняя равновесие, кружение руки в стороны вокруг себя.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса:

поднять руки вперед, вверх; стать на носки, отставить ногу правую, левую назад на носок;

поднять и опустить плечи;

энергично согнуть и разогнуть руки в локтях (пальцы согнуты в кулак);

круговые движения руками, согнутыми в локтях (кисти рук у плеч).

Упражнения для ног:

выставить ногу вперед – назад на носок, руки на поясе;

стоя, ноги врозь, руки на поясе пружинистые приседания;

перенос тела с одной ноги на другую (наклоны в сторону).

Упражнения для туловища:

руки к плечам – повороты в правую, левую стороны;

наклоны вперед – руки в стороны;

из положения, лежа на спине – поднять обе ноги в угол, коснуться ногами предмета за головой;

поочередно поднимать левую, правую ногу, согнутую в колене.

Упражнения на дыхание:

греемся на морозе – развести руки в стороны, потом «обнимая себя», произносим звук – «ОХ»  (начинать с выдоха), повторить упражнение 3-4 раза;

глубокий вдох – медленный выдох – 3-4 раза;

«Сдувается мяч» –  исходное  положение  -  сидя на корточках - встать – вдох; медленно  присесть – выдох, произнести звук «С», повторить 3-4 раза;

«Подуть на бабочку» - на выдохе.

Мелкая моторика

Согнуть, разогнуть пальцы; свести, развести пальцы.

Поочередно соединить все пальцы с большим пальцем, развести по одному по очереди левой и правой рукой.

Упражнение «Курочка» - соединить все сомкнутые пальцы к большому.

Упражнение «Петушок» - соединить  указательный  палец с большим, остальные -  растопырить (гребешок).  

Подвижные игры

Ходьба, бег: «Горелки», «Карусели», «Лохматый пес», «Совушка», «Кто быстрее до флажка?», эстафета «Чья команда быстрее?», «Краски», «Два Мороза».

Прыжки: «Волк во рву», «Цапля и лягушки», «Не попадись», «Достань банан», «Лев и обезьянки».

Метание и ловля мяча: «Охотники и зайцы», «Кто самый меткий?», «Попади в цель», «Кто дальше?», «Попади в кольцо».

Спортивные игры

«Мяч в ворота» - элементы футбола.

«Передай мяч «другому», «Попади в кольцо» - элементы баскетбола.

«Отбей мяч», «Перебрось через сетку» - элементы волейбола.

Ожидаемый результат к концу учебного года:

ребёнок умеет:

ходьба:

выполнять все виды ходьбы, сохраняя равновесие; координацию движения;  шаговые движения в беге, не шаркая  ногами;

прыжки:

правильно и четко выполнять все виды прыжков (в высоту, с места, с разбега, в длину), прыгать через скакалку;

ловля мяча:

ловить мяч двумя руками,  бросать и перебрасывать мяч левой правой   рукой, попадать в цель.

выполнять все виды упражнений из разных исходных положений, по показу и карточкам.

понимать и слышать словесные указания воспитателя.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Ознакомление с окружающим миром. Трудовое обучение. Изобразительное искусство. Музыка. Физическая культура» /Под редакцией Л.Ф. Климановой.
  2. «Программа воспитания в детском саду» /Под редакцией Л.Н. Васильевой.
  3. В.Г. Петрова. «Обучение учащихся вспомогательной школы».
  4. Петер  Е.М. Лаутесслагер. «Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна».
  5. Л.Б. Баряева «Программа воспитательного обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Программа коррекции и развития познавательной деятельности детей 3-6 лет c особенностями психофизического развития.

Программа составлена на основе программы "Коррекция и развитие познавательной деятельности для детей 3-4 лет с особенностями психофизического развития", Максимова. М.В., Москв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...

Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)

Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...