Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ч-ТЬ"
план-конспект

Байкалова Елена Сергеевна

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]»

 

Цели: коррекционно-образовательные:

—   формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;

коррекционно-развивающие:

—  дифференцировать звуки Ч-ТЬ в произношении слогов, слов и словосочетаний;

—   упражнение в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;

—  закреплять умение делить слова на слоги;

—  формирование навык составления предложений;

—  закреплять правильное произношение звуков в свободной речи.

—  формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

корреционно-воспитательная

—   воспитывать у детей умение взаимодействовать с партнером по игре;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое логопедическое занятие 08.04.2019

Занятие составила и провела: учитель-логопед Байкалова

Елена Сергеевна

Участвовали дети: Уткина Каролина, Андреенков Саша

Присутствовала: мама Саши Мошкина Светлана Аркадьевна

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]»

Цели: коррекционно-образовательные:

  • формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;

коррекционно-развивающие:

  • дифференцировать звуки Ч-ТЬ в произношении слогов, слов и словосочетаний;
  •  упражнение в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • формирование навык составления предложений;
  • закреплять правильное произношение звуков в свободной речи.
  • формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

корреционно-воспитательная

  • воспитывать у детей умение взаимодействовать с партнером по игре;

          Оборудование: Игры, изображения щенков Чимки и Тимки, предметные картинки на звуки Ч и ТЬ, листы для индивидуальной работы, карандаши, опорные картинки для составления предложений с изображениями персонажей со звуками Ч и ТЬ( Чипполино, Буратино, поросенок Пятачок. поросенок Фунтик, черепаха Тортилла. тигренок).

        Ход занятия

  1. Оргмомент

Отгадайте загадки:

Что всегда идет, с места не сойдет? (часы)

Чудо-экран, в мир окно, а в окошечке – кино (телевизор)

Какие звуки вы услышали в отгадках? (звуки Ч,ТЬ). Сегодня будем их изучать.

 2.  Сравнение звуков Ч,ТЬ по акустическим и артикуляционным признакам.

 3.  Воспроизведение слоговых рядов:

                                ча-ча-тя                             ать-ать-ач

                                ча-тя-тя                             ать-ач-ач

                                ча-тя-ча                             ать-ач-ать   и т.д.

 4.  Дифференциация звуков [Ч]-[Т’]:

      а) повторите только слова со звуком Ч: пять, тёрка, чиж, тень, чернила, петь, театр, печь, ночь, тёмная, чёрная;

      б) повторите только слова со звуком ТЬ: чёлка, тёрка, тесный, честный, чудо, тюбик, тяпка, чашка, тиски, чипсы, мочит, крутит;

      в) преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:

             ча-тя                             мять-мяч                            сеть-сечь

             чу-тю                           бить-бич                             ткать-ткач

             чи-ти                           тёлка- чёлка                        тесать-чесать

             оч-оть                          петь-печь                            медь-меч

            юч-ють                         Петька-печка                      редька-речка

            ечь-еть                         тявкать-чавкать               тётка-чётко

 5.  Дифференциация [Ч]-[Т’] в словах.

а) Игра «Щенки собираются в школу». Чимка складывает вещи в чемодан, Тимка – в тележку. Разложите картинки: со звуком Ч отдай щенку Чимке, картинки со звуком ТЬ – щенку Тимке.

б) Закрепление навыка ориентировки на листе бумаги.

Помогите щенкам добраться до школы. Щенок Тимка движется только по клеткам со звуками ТЬ, Чимка - со звуками Ч. Называйте слово и направление, в котором щенок сделал ход.

 6. Работа на индивидуальных листах

Щенки готовятся к школе. Чтобы учиться хорошо и писать правильно, нужно четко различать звуки. Потренируемся.

а) Определите, какой звук – ТЬ или Ч – слышится в названиях картинок. Соединить каждую картинку линией с соответствующей буквой. Картинки: чемодан, чашка, теленок, паутина, свеча, костюм, печь. компас.

б) разделите слова на части (слоги). Справа от полоски вписать цифру, обозначающую количество частей;

б) назвать каждый предмет ласково

в) подобрать к словам-признакам подходящие слова-предметы. Повторить словосочетания целиком.

Стеклянная…(чашка), песочные… (часы), вместительный… (чемодан), тонкая… (паутина), праздничный… (костюм), кирпичная…(печь), горящая….(свеча), смешной… (теленок).

г) я назову только гласные звуки, найдите такую картинку, которую я загадала.

а, у, и, а – паутина.

7. Дифференциация [Ч]-[Т’] в предложениях.

а)Упражнение в употреблении глагола хотеть в настоящем времени «Я хочу»:

 Чимка хочет  научиться читать и писать – я тоже хочу научиться читать и писать;

Чимка хочет учиться отлично…

 Тимка хочет  читать стихи…;

б)Чтение заученных чистоговорок:

Анечка и Манечка

Съели по два пряничка

И запили их чайком

Теплым летним вечерком

Какой проказник наш бычок!

Вчера бычок лягнул бачок.

В бачке тотчас открылась течь,

А бабушка сказала речь.

8. Дифференциация [Ч]-[Т’] в свободной речи. Составление предложений по опорным картинкам со звуками Ч и ТЬ.

9.  Итог занятия.

О каких звуках мы сегодня говорили? Чему научились? Зачем пригодится? Что понравилось больше всего?

Чтобы вы могли научить детей в своей группе различать звуки щенки Чимка и Тимка дарят вам игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению "Звук щ"

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лекс...

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...