Логопедия
план-конспект

Конусевич Мария Леонидовна

Конспект занятия для детей подготовительной логопедической группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Листёнок в гостях у осени»

Конспект

комбинированного логопедического занятия

с детьми подготовительной к школе группы

по обучению элементам грамоты

с использованием интерактивной доски.

       Подготовили учителя - логопеды:

       Власенкова Валентина Ивановна (Детский сад № 56 ОАО "РЖД")

       Конусевич Мария Леонидовна (МБДОУ Детский сад № 76 "Звёздный")

г. Смоленск 2018 год

Цель: знакомство со звуком О и буквой О; закрепление лексико-грамматических категорий по теме «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные цели:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи:
  • образовывать относительные прилагательные;
  • согласовывать числительные и существительные в ед. числе, мн. числе;
  • употреблять в речи простые и сложные предлоги.

  1. Обучать элементам грамоты:
  • формировать навык звукового анализа и синтеза слова:

               - умение выделять гласный и согласный звук в слове;

               - определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

  • формировать умение делить слово с открытыми слогами на части (КОТИК);
  • формировать умение работать со схемой слова;
  • формировать умение читать обратные и прямые слоги с заданными буквами.

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

Коррекционно – воспитательные  цели:

  • Формировать навыки коммуникативного общения, умение работать и играть сообща с педагогом, сверстниками.

Здоровьесберегающие цели:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка.
  • Соблюдать правильную посадку ребенка за столами. Гигиена зрения.
  • Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: интерактивная доска, кассы букв на каждого ребёнка.

Техническое оснащение: интерактивная доска, флешка с играми.                                                                                                                                                       (при создании презентации и  подготовке заданий для интерактивной доски  использованы ресурсы поисковой системыЯндекс).

Организационный момент

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Дети заходят в логопедический кабинет.

Логопед:Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

А теперь посмотрите  все на меня, послушайте загадку.

Прошла по лугам,

по лесам и полям.

Припасы она заготовила нам,

упрятала их в погреба, закрома.

Сказала:

- За мною нагрянет зима.

Логопед: Молодцы, ребята! Это осень. А, какие слова вам «помогли» догадаться, что это осень?

- Сядет тот, кто назовёт осеннюю примету. Будем начинать говорить со слова «осенью». Например: Осенью часто идёт дождь.

Дети здороваются, слушают загадку, дают свой ответ.

Дети называют осенние приметы, садятся на стульчики.

Загадка об осени.

Осенние приметы.

Основная часть

  1. Лексико-грамматические игры (мультимедийная презентация)

Логопед:Ребята, одна из осенних примет самая красивая, завораживающая. Догадайтесь по двум словам, о какой примете я говорю. Лист, падает? (листопад). Предлагаю вам послушать, как падает листопад и полюбоваться этим осенним явлением.

Логопед читает стихотворение(под шум ветра):

«Непоседа ветерок

у куста сорвал листок,

Долго с листиком осенним

Над деревьями кружил,

а потом мне на колени

Тихо листик положил.

Тронул ласково лицо:

- Получите, письмецо!

Логопед: Ребята, к нам в гости залетел Листёнок. Он такой шалунишка, очень любит играть. Поиграем с ним? И первая игра «Узнай листок».

Будем проговаривать все вместе: «С дуба упал – дубовый листок» и т.д.

Логопед:  Листочки хотят с вами поиграть. Закройте глаза. Ребята, давайте узнаем и назовём осенний листок. Будем говорить так: « Это дубовый листок» и т. д.

Логопед: Молодцы!Все ребята правильно узнали и назвали осенние листочки.

Логопед: следующая игра называется «Весёлый счёт». Нужно не только посчитать осенние листья, но и расставить цифры. Готовы! Тогда начинаем с Матвея.

- Молодцы! Все справились и с этим заданием.

Логопед:Ребята, оправляемся вместе с Листёнком в лес. Посмотрите, какой красавец гриб-боровик нас встречает. Поиграем с ним и с листочками в прятки. Будем называть листок и, где он находится. Например,я вижу берёзовый листок. Он лежит на шляпке гриба.

Логопед: Осенью часто идут дожди. Листёнок предлагает поиграть в игру «Посмотри и прохлопай».

- Молодцы, ребята. Никто не ошибся.

  1. Физминутка

"Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

  1. Обучение элементам грамоты
  1. Выделение звука О из слова О-СЕНЬ.

Логопед: Ребята, послушайте слово «ооосень». Какой первый звук вы услышали в этом слове? Давайте его произнесём.

  1. Артикуляция звука.

Положение губ, зубов, языка. Воздух проходит свободно.

  1. Характеристика звука «О".

-  Что мы можем рассказать об этом звуке?

  1. Упражнение в умении слышать звук.

Интерактивная игра «Где спрятался звук?»

Логопед: Ребята, посмотрите сколько картинок. Давайте называть картинки и слушать звук О. Если слышите звук О в начале слова, то нужно подвинуть картинку в I квадратик, если в середине – II, если в конце, то в III квадратик.

Задание вам такое: Называй слово и говори, где ты слышишь звук «О»?

  1. Знакомство с буквой О.

Логопед: Звук «О» мы услышали и произнесли. Мы его не видим.

На письме звук О обозначается  буквой  «О». Букву мы видим, пишем, рисуем. На что похожа буква «О»?

  1. Чтение стихотворения

- В этой букве нет угла,

  Оттого она кругла.

  До того она кругла,

  Покатиться бы могла.

  1. Составление слогов, чтение слогов

Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовём  знакомые согласные буквы. Сейчас согласные будут вставать на второе место. Мы попробуем прочитать слоги. А,если согласные будут вставать на первое место. Что получится? Читаем.

  1. Чтение слов: КОТ, ТОТ, ПОТ, ТОК, КТО.

  1. Звуко-буквенный анализ слова КОТИК

Логопед: Ребята, прочитаем слово и узнаем, кто здесь спрятался?

  1. Дети читают слово КОТИК.
  2. Выкладывают слово – КОТИК-  из букв.
  3. Определяют, сколько в слове гласных, столько слогов.
  4. Определяют и выкладывают звуки.

Логопед: Первый слог –КО-. Какой первый звук слышим в слоге –КО-? Какой  второй звук слышим  в слоге –КО-?

(аналогично проводится работа со вторым слогом).

Включается музыка (шум ветерка).                    (30 сек.), появляется анимационная картинка с листопадом.

Дети слушают, любуются листопадом.

  1. Дети с логопедом называют осенние листья.

(проводится фронтальная работа)

  1. Каждый ребёнок называет осенний листок (индивидуальная работа)

(образование относительных прилагательных).

Дети по очереди считают осенние листья и записывают цифру.

(согласование числительныхи существительных в ед.ч. и мн. ч.)

Дети называют листок и где он находится.

(работа с предлогами).

Дети прохлопывают ритмический рисунок, изображённый на доске

по одному, в парах, только мальчики, только девочки

(работа над ритмом)

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и сновасадятся.

Дети произносят звук О, дают характеристику звуку О.

Дети называют все картинки-предметы, затем каждый ребёнок находит место звука в слове и располагает нужную картинку в определённое окошечко

 (в начале, середине, конце)

Рассматривание буквы «О»                                      (на что похожа)

Дети составляют и читают обратные и прямые слоги.

Один ребёнок составляет у доски, остальные работают с кассами букв.

Анимационная картинка листопад.

Музыка ветра.

Картинка осеннего листочка

(герой Листёнок)

Картинка с осенними листьями

(игра «Узнай листок»)

Картинка осенние листочки.

( Интерактивнаяигра «Весёлый счёт»)

Картинка гриб и осенние листочки.

( Интерактивнаяигра «Прятки»)

Картинка с капельками.

( Интерактивная игра «Посмотри и прохлопай»)

Интерактивная игра «Где спрятался звук?»

Картинка буква О.

Работа  с индивидуальными кассами букв.

Работа на интерактивной доске.

Слово КОТИК

Заключительная  часть

Логопед: Молодцы, ребята, все задания нашего Листёнка выполнили на отлично! Давайте вспомним, что мы делали на занятии?

- А что вам понравилось больше всего?

Листёнку тоже понравилось с вами играть, он приготовил для вас сюрприз. Каждому из вас он хочет подарить на память своих друзей – осенние листочки.

(раздать каждому ребёнку листочек с прикреплённой конфетой).

Спасибо всем!

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ

Квест-игра  «Путешествие лягушонка Паши»

(для ребёнка 5 – 6 лет)

                                                                                 Составители:  учителя-логопеды

                                                                 Власенкова Валентина Ивановна («Детский сад № 56 ОАО «РЖД»);                                    

                                                                       Конусевич Мария Леонидовна (МБДОУ Детский сад № 76 «Звёздный»)

                  Лёвкина Елена Александровна (МБДОУ  Детский сад № 39 «Юбилейный»);

                                   

                                                               

г. Смоленск 2018 год

Цель: автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, связной речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные цели:  

  1. Совершенствовать грамматический строй речи:
  • образовывать уменьшительной формы существительных;
  • употреблять притяжательных прилагательных, согласование притяжательных прилагательных с существительным в роде, числе.
  • упражнять в подборе прилагательных к существительным.
  1. Обучать элементам грамоты:
  • формировать навык звукового анализа слова.
  1. Связная речь:
  • Обучать пересказывать сказку-связку с помощью мнемосхемы.

Коррекционно – развивающие цели:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.
  • Развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

Коррекционно – воспитательные  цели:

  • Формировать навыки коммуникативного общения, умение работать и играть сообща с педагогом.

Здоровьесберегающие цели:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка.
  • Соблюдать правильную посадку ребенка при работе с компьютером.
  • Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: игрушка  лягушонка; пазл  («Лягушонок»); игровое поле (карта для квест-игры); мультимедийные  игры: «Большой-маленький», «Подарки друзьям»; дощечки для моста (предметные картинки, в названиях которых звук [ш] в начале слова, в середине и конце),

сюрприз (наклейка – лягушонок).

Техническое оснащение: компьютер, флешка с играми, в конспекте использованы ресурсы поисковой системы Яндекс.

Организационный момент

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

  1. Ребёнок заходит в логопедический кабинет.

Логопед:Ваня, здравствуй. Сегодня тебя кто-то приглашает в путешествие. А кто это – узнаем, когда ты отгадаешь загадку. Слушай внимательно:

Он весеннею порою

Поначалу был икрою,

И внутри своей икринки

Постепенно стал личинкой.

А потом он на свободу

Из икринки вылез в воду

И, как рыбка, плавать стал.

Понемногу подрастал.

А подрос, и стал меняться:

Стали ноги появляться,

а потом и хвост пропал…

Ну, и кем герой наш стал?

Логопед: Молодец, Ваня! Ты правильно отгадал загадку. Это лягушонок.Я предлагаю собрать лягушонка из пазлов.(см. Приложение 1).

Присаживайся на стульчик.

Ребёнок здоровается, слушает загадку, даёт свой ответ.

Ребёнок собирает из пазлов фигурку лягушонка.

Загадка о лягушонке,

пазл«Лягушонок».

(см. Приложение 1).

Основная часть

Логопед: Молодец, Ваня! Какой красивый получился лягушонок. Смотри, он пришёл к нам в гости (показ игрушки лягушонка). Давай с ним познакомимся. Лягушонка зовут Паша (показ игрушки лягушонка).

Игра «Чей? Чьё? Чьи?»

Цель: закрепить употребление притяжательных прилагательных, согласование притяжательных прилагательных с существительным в роде, числе.

Логопед: посмотри, Ваня, у нашего лягушонка всё лягушачье: лягушачьи лапки. Продолжай…(лягушачьи глаза, лягушачий рот, лягушачья спина, лягушачье брюшко, лягушачья голова).

Ребёнок выполняет задание.

Игрушка лягушонка.

Логопед: Паша приготовил для тебя сюрприз, находится он в его домике, на болоте. Посмотри, какую большую карту с собой принес лягушонок для того, чтобы  мы не заблудились и верно нашли дорогу к его домику.

Расскажи, что нарисовано на карте? А что бы мы не намочили ножки, наш путь пройдет по кочкам, и на каждой кочке лягушонок приготовил для тебя интересное задание. Отправляемся в путь.

Ребёнок: Да.

Логопед:

Лягушонок Паша жил.

Комаров да мух ловил.

Лужа высохла, и вот он отправился в поход.

По дорожке, по лужочку,

Через ямку, через кочку.

Наконец остановился,

На болоте очутился.

На первой кочке  нас встречает Пашина мама – лягушка Даша. Паша маленький и предметы у него маленькие, а мама Даша большая – предметы у нее большие.

Интерактивная игра «Большой-маленький» (см. Приложение 2)

Цель:согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Автоматизация звука [ш].

Логопед: Молодец, Ваня, справился с первым заданием. Отправляемся дальше в путь. Вот и вторая кочка.

Интерактивная игра «Подарки друзьям» (см. Приложение 3)

Цель: образование притяжательных прилагательных; согласование притяжательных прилагательных с существительными. Автоматизация звука [ш].

Зрительная гимнастика «Ловим мошку» (см. Приложение 4)

Логопед: Лягушонок Паша и его друзья любят заниматься физкультурой.Они приглашают тебя сделать с ним лягушачью зарядку.

Динамическая пауза«Лягушата» (см. Приложение 5)

Лягушата малыши

Все зарядку делают.

Полуприсяды и покачивания                            направо и налево                                                        (на лице улыбка, руки с растопыренными пальчиками на одной линии с лицом)

На болоте как большие

Прыгают и бегают.

Прыжки,

бег на месте

Ладошки звонко шлёпают,

Хлопать в ладоши

А лапки (ножки) громко топают.

Топать ногами

Логопед:

Здорово поразмялись. Пора в путь. Вот и третья кочка. Посмотрим, какое задание подготовил нам Лягушонок Паша?

Подошли мы к речке, а тут только опоры для моста, а самого моста нет, только «дощечки» с картинками  какие-то лежат. Давай разберем эти «дощечки» и построим из них мост.

 А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Игра «Построим мостик»

Цель: продолжать учить определять место звука [ш] в словах (в начале, середине, конце); умение подбирать слова-определения к заданному слову, используя предметные картинки.  (см. Приложение 6)

Логопед: Молодец, Ваня! Справился и с этим трудным заданием!

Задание: А теперь называй каждую картинку на «дощечке» и  к каждой картинке подбирай слово-признак: машина (какая?), петушок (какой?) и т. д.

Логопед: Молодец, Ваня! Мост получился прочный и крепкий. Отправляемся дальше в путь.

Вот и четвёртая кочка. У этой кочки есть название «Сказка». Здесь тебе лягушонок Паша предлагает рассказать сказку про него самого с помощью картинок-схемок.

Сказка-связка «Лягушонок Паша» (см. Приложение 7)

Цель: автоматизация звука  [ш]  в связной речи, обучение ребёнка пересказыванию сказки с помощью мнемосхемы.

Логопед: Ну, вот мы и дошли до домика лягушонка. Давай посмотрим, какой сюрприз он тебе приготовил?  Да это же наклейка с изображением лягушонка. Можешь приклеить эту наклейку в свою рабочую тетрадь и лягушонок будет всегда с тобой        

Ребёнок рассматривает игровое поле, рассказывает, что изображено на нём (болото, камыши, кочки, домик лягушонка).

Ребёнок садится у компьютера, играет с педагогом в игру «Большой-маленький»

Ребёнок вместе с педагогом играет в игру «Подарки друзьям»

Ребёнок выполняет инструкции логопеда.

Ребёнок выполняет движения, соответствующие тексту.

Ребёнок выполняет задание логопеда.

Ребёнок совместно с логопедом рассказывает сказку  «Лягушонок Паша».

Игрушка лягушонка, игровое поле (карта для квест - игры)

презентация

интерактивная игра «Большой-маленький» (см. Приложение 2)

презентация

интерактивная игра «Подарки друзьям» (см. Приложение 3)

Зрительная гимнастика «Ловим мошку»

(см. Приложение 4)

Динамическая пауза «Лягушата»

(см. Приложение 5)

«Опоры» для моста,

(дощечки) предметные картинки, в названиях которых звук [ш] в начале слова, в середине и конце.

(см. Приложение 6)

Сказка-связка «Лягушонок Паша»

(см. Приложение 7)

Наклейка с изображеним лягушонка.

Заключительная  часть

Логопед:Наше путешествие подошло к концу. Давай вспомним, какие слова со звуком [ш]  встречались  во время нашего путешествия. Назови их.

Молодец, Ваня, ты правильно произносил звук [ш]. Тебе понравилось путешествие с лягушонком Пашей? Что было трудно? Какие игры запомнились, понравились?

Ребёнок вспоминает и произносит слова со звуком [ш], отвечает на вопросы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДАИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА"(ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ).УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИЛЛЕР ОЛЬГА ВИКТОРОВНА....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...