Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа (6 класс)

Хоменко Дарья Олеговна

Программа по коррекционному курсу «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями» рекомендована обучающимся 6 классов, имеющих в  заключении ПМПк  легкую степень выраженности умственной отсталости,  нарушение познавательной деятельности.

 Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\сканы\008.jpg 

Программа по коррекционному курсу «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями» рекомендована обучающимся 6 классов, имеющих в  заключении ПМПк  легкую степень выраженности умственной отсталости,  нарушение познавательной деятельности.

 Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания дефектологической помощи обучающимся 6 классов с умственной отсталостью.

Мониторинговые обследования позволяют  выявить нарушения развития детей: в собственной деятельности, сенсорных функций, психических процессов, моторики, представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений, игровой и продуктивной деятельности .

В соответствии с выявленными нарушениями и составлена данная программа.

Особенности развития ВПФ у учащихся с нарушениями интеллекта

Чтение. Процесс формирования навыков чтения у учащихся коррекционной школы своеобразен: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой. Слабая техника чтения, нарушению осознанности чтения.

Нарушения деятельности анализаторов. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов.

При умственном недоразвитии оказывается дефектным восприятие: нарушение обобщенности и замедленный темп. Отмечается  узость объема и трудности восприятия пространства и времени.

Восприятие неразрывно связано с  мышлением. Все функции мышления недостаточно сформированы у детей с нарушениями интеллектуального развития и имеют своеобразные черты.

У детей с нарушениями интеллектуального развития страдает внимание: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость, сужение объема. Сильно страдает непроизвольное внимание. Произвольное - нецеленаправленно.

Особенности восприятия и осмысления неразрывно связаны с особенностями  памяти. У детей с нарушениями интеллекта процессы запоминания, сохранения и воспроизведения имеют специфические особенности. Память у данных детей характеризуется сужением объема, замедленным темпом, недостаточной осмысленностью и последовательностью.

Речь развивается с опозданием. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. Речь бедна, маловыразительна и монотонна, нет логических ударений.  

Детям, имеющим нарушения интеллектуального развития свойственно  нарушение эмоционально-волевой сферы и личности в целом. 

В итоге все отличительные особенности психической деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Хотя олигофрения рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Указанные недостатки могут быть скорректированы в процессе специальных занятий.

  В соответствии с выявленными нарушениями и составлена данная программа.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по коррекционному курсу «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с учётом Примерной адаптированной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.  Это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений познавательной деятельности.

Программа направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям.

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный Государственный Образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года (ред. от 29.07.2017) Ст. 34 основные права обучающихся, ст. 43 обязанности и ответственность обучающихся

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Положение  КГКОУ  Школа 1 о службе психолого-педагогического сопровождения от 05.12.2017г. ( протокол №3 педагогического совета)

Методологические и теоретические основы программы.

Программа по коррекционному курсу для обучающихся 6 класса КГКОУ Школы 1 имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

-системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Учитывая специфику образовательного процесса в школе, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

При разработке программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Педагогическая коррекция и социальное развитие детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» под редакцией авторского коллектива: Р.В.Мельникова, А. Н. Косогорова, Т.В. Бареева, И.А. Петрова и др. (2010г.) и «Особый ребёнок» под

редакцией Н.В. Верещагиной (2009г.).

Методологической основой коррекционно-развивающего обучения является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками.

Воспитание и развитие детей базируются также на природосообразном подходе к организации развивающей, здоровьесберегающей и обучающей работы.

Учет закономерностей созревания детского организма, знание его физиологических особенностей, понимание особенностей индивидуального, физического и психического развития — все это принимается во внимание при использовании методов и приемов образовательно-воспитательной работы. Принцип здорвьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим принципом при организации обучения и при построении всей системы коррекционно-

педагогической работы.

Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей также является стратегической задачей обучения.

Практическая направленность программы

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями .

У обучающихся  нарушения приводят к недостаточности умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.

Каждый ребенок имеет  различные психические, физические нарушения в развитии. Помимо общих закономерностей развития, все имеют специфические психолого-педагогические особенности, отличающие эту категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в образовательном пространстве.

Цель программы

        Цель реализации программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Основные задачи программы

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

― достижение планируемых результатов освоения программы  с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

 Срок реализации программы 1 год (34 часа), по 1 часу в неделю.

Специфика организации дефектологической работы

Программа предусматривает частую повторяемость дидактических упражнений. В упражнения должны быть включены элементы новизны по содержанию и по форме. Такой подход обусловлен тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны.

Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, проводится частая смена видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. В связи со стойкостью нарушений  у обучающихся с ОВЗ, дефектологическая работа осуществляется в более длительные сроки.

В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у дефектолога в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения

Формы работы с обучающимися:  подгрупповые и индивидуальные. Занятия в 6 классе–1 раз в неделю (подгрупповые) и индивидуальные – 2 раза в неделю.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение  тематики в каждом классе, на более высоком уровне.

Количество занятий определяется составом группы. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с подгруппой  30 минут. При необходимости дефектолог производит перераспределение обучающихся по группам.  Дефектолог проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, логопедом, медицинским персоналом школы.

Эффективность дефектологических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. Содержание коррекционного курса «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи» находится в соответствии с программой  изучения «География» и «Биология»  в 6 классе.

Программа предполагает своевременную и целенаправленную коррекцию нарушений познавательной сферы.

Дефектологическое воздействие  направлено на познавательную сферу в целом. На занятиях через разнообразные формы и методы дефектологической работы предусматривается формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения при  максимальном включении анализаторов.  Это будет способствовать усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Решение задач коррекции развития познавательной сферы будет способствовать формированию полноценной учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения.

Дефектологическая работа  подготавливает обучающихся к усвоению программы по географии и биологии в 6 классе. При этом цели и задачи работы дефектолога  иные, чем цели и задачи уроков «Географии и Биологии».

Ожидаемые результаты освоения  рабочей программы для обучающихся 6 класса.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи» представляют собой систему целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы.

Обучение учащихся с умственной отсталостью  носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер.  

В сфере развития личностных учебных действий  организована  работа по приобретению обучающимися элементарных практических навыков (опыта) с целью включения в последующую трудовую деятельность, интеграцию в общество. Одновременно, средствами социально-психологической реабилитации, формируются основы социальных компетенций, моральных норм, опыт социальных и межличностных отношений.

В сфере регулятивных учебных действий, в зависимости от степени умственной отсталости,  уделяется внимание формированию на доступном уровне способностей учащихся в оценке и контролированию своих действий, как по результату, так и по способу действий, включая элементарные способности ставить новые учебные цели и задачи, средства их достижения.

В сфере развития коммуникативных учебных действий приоритетное внимание  уделяется  развитию всех сторон речи,  приобретению навыков устойчивого чтения, дальнейшему развитию речевой деятельности, речевого поведения в коллективе и обществе, умению поддерживать и устанавливать необходимые контакты в ученическом коллективе, с учителями, с другими людьми, освоению морально-этических норм, как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных учебных действий приоритетными становятся дальнейшее формирование у  школьников учебной мотивации и умения учиться, практическое применение полученных в ходе учебного процесса базовых учебных действий.

Личностные результаты  освоения программы   включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Личностные результаты освоения программы «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи» отражают:

        1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

        2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

и культуре других народов;

        3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;

        4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

        5) овладение социально-бытовыми умениями и навыками, используемыми в повседневной жизни;

        6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия;

        7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

        8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование

и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

        9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;

        10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

        11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,  эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам других людей;

        12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

        13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результатыосвоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

 Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
  • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
  • соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
  • выполнение несложных заданий под контролем учителя;
  • адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
  • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
  • выделение существенных признаков групп объектов;
  • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
  • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
  • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
  • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Система оценки достижения ожидаемых результатов

Оценка достижений предметных результатов по практической (что умеет) составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

     На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с УО по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5– полное освоение действия.

Требования к условиям реализации программы.

В структуру занятия могут входить:

  • Упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Наблюдение
  • Работа с книгой
  • Систематизация знаний
  • Решение познавательных задач (проблем)
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Решение текстовых количественных и качественных задач.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.
  • Систематизация учебного материала.
  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Анализ проблемных ситуаций.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

На занятиях планируется:

  • Формировать знания об окружающем мире, природе, месте человека в природе.
  • Закреплять ранее полученные знания.
  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
  • Работа над лексико-грамматической стороной речи.
  • Уточнение активного и пассивного словарного запаса, пополнение его (введение новых слов);
  • Развитие и совершенствование грамматического оформления речи моделями различных синтаксических конструкций.
  • Формирование связной речи, навыков связного высказывания.
  • Работа над пониманием прочитанных: слов, предложений, текстов
  • Работа над техникой чтения. Формирование навыка правильного чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала, овладении различными формами пересказа.
  • Работа над беглостью и выразительностью чтения (темп, интонация).
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а так же способности к концентрации, распределению и переключению внимания)
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Коррекция нарушений чтения;
  • Формирование личностных качеств.

Материально-техническое оснащение кабинета учителя -дефектолога включает:

парты, в том числе отдельная парта для индивидуальной работы;

доска с набором крепления для картинок, таблиц;

стеллажи для наглядных пособий, предметов;

дидактический материал: наборы игрушек по темам: животные, семья, овощи, фрукты, мебель и др; плоскостных игрушек; настольный театр; раздаточный материал;

печатный материал: альбомы с демонстрационным материалом для исследования познавательной сферы; для работы над обогащением словарного запаса; для развития мышления, памяти, речи;  картинная азбука; наборы сюжетных картинок; наборы предметных картинок;  схемы (звуко-буквенного разбора слов);

настольные игры (лото, кубики, мозаика, шнуровки, и др.) развивающего характера;

технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; аудиозаписи, презентации;  

специальные учебники с материалами для чтения учащимся 3 классов; методические и учебные пособия.

Содержание

География

Явления природы. Географические сведения о Хабаровском крае.

Горизонт, линия горизонта. Ориентирование по местным признакам природы.

Вода в природе. Реки Хабаровского края.

Земной шар. Планеты. Глобус. Океаны и материки на карте полушарий. Значение Солнца для жизни на Земле .Географическое положение России. Реки России. Хабаровский край.

Биология.

Природа. Вода. Воздух. Полезные ископаемые. Почва.

Список литературы.

1. Романов И.В. Биология. Неживая природа. 6 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида/И.В.Романов, Р.А.Петросова.-М: Дрофа, 2011.- 141.

2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 6 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида

3.Федеральный Государственный Образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

4.Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года (ред. от 29.07.2017)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

___________ О.В.Зуева

                   «____»__________  2018 года

город Комсомольск-на-Амуре

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 1»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

        По коррекционному курсу  «Ознакомление с окружающим миром через развитие речи обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями»

                                                                                  (указать учебный предмет, курс)

Класс              

Учитель-дефектолог  Хоменко Дарья Олеговна

Количество часов: всего        34   часа; в неделю___1__ час;

Планирование составлено на основе рабочей программы__________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

             Планирование составлено на основе:

                  –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

                  ___________________________________________________________________________________________________

(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)

             В соответствии _____________________________________________________________

                                                      (ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)

             Учебник:___________________________________________________________________

(если используется или на его основе составлена программ

Тема занятия

Кол-во часов

Календарные сроки

По плану

По факту

     Диагностическое исследование  3-4 неделя сентября

1

 Мир, в котором мы живем. «Посмотри вокруг» (составление рассказа)

        1

2

Мир, в котором мы живем. Наша школа.

        1

3

Явления природы.

        1

4

Погода. Осадки (дождь, снег, град, роса и иней)

        1

5

Времена года. Осень. Человек и осень.

        1

6

Горизонт. Ориентирование по местным признакам природы.

        1

7

Рассказ по картине. «Расскажи, какое время года».

        1

8

Города и люди. Россия. Москва. Другие города нашей Родины.

        1

9

Разнообразие поверхности земли. Рельеф.

        1

10

Вода и ее свойства. Значение и охрана воды.

        1

11

План класса.

        1

12

Планеты. Глобус.

        1

13

Освоение космоса.

        1

14

Океаны и материки на карте полушарий

        1

15

Географическое положение России на карте.

        1

16

Хабаровский край на карте России.

        1

17

Реки России. Река Амур.

        1

18

Живая и неживая природа.

        1

19

Домашние животные. Составление рассказа о своем питомце.

        1

20

Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое.

     

        1

21

Воздух вокруг нас. Состав воздуха.

         1

22

Значение воздуха.

        1

23

Как мы дышим? Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества?

         1

24

Полезные ископаемые

        1

25

Природу надо беречь. Земля-наш  дом.

        1

26

Полезные ископаемые Хабаровского края.

        1

27

Охрана природы и экология. Человек – часть природы. Игр. упражнение «Внимательный художник»

        1

28

Викторина «Человек и природа»

       

        1

29

Игровые упражнения по теме «Человек и природа»

        1

30

Закрепление пройденного материала.

        1

         Диагностческое исследование 4 неделя мая

Согласовано

Протокол заседания

методического объединения

ОО

от «____» ________ 2018 года  №____

___________                    __________________________

подпись руководителя МО                      Ф.И.О.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________  О.В.Зуева

«_____»____________ 2018 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....