Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Комнатные растения»
план-конспект

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Цели занятия: - Создать социальную ситуацию развития в процессе организации речевой деятельности

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (антонимы, синонимы, родственные слова). 

Коррекционно-развивающие цели:

Упражнение в образовании действительных причастий, сложных прилагательных, в  согласовании прилагательных с существительными, в употреблении словосочетаний в родительном падеже мн. ч..

Упражнение в употреблении слов сложной звуко-слоговой структуры.

Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что).

Развитие связной речи,  речемыслительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

          Учитель-логопед

МАДОУ г.Нижневартовска

ДС № 49 «Родничок»

Ишметова Валия Мирхафизяновна 

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Комнатные растения»

Цели занятия: - Создать социальную ситуацию развития в процессе организации речевой деятельности

Коррекционно-образовательные цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (антонимы, синонимы, родственные слова). 

Коррекционно-развивающие цели:

Упражнение в образовании действительных причастий, сложных прилагательных, в  согласовании прилагательных с существительными, в употреблении словосочетаний в родительном падеже мн. ч..

Упражнение в употреблении слов сложной звуко-слоговой структуры.

Совершенствование синтаксического строя речи (сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что).

Развитие связной речи,  речемыслительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Оборудование.

Презентация по теме, комнатные растения, магнитная доска, предметные картинки по теме.

ХОД

  1. Организационный момент

Игра «Чего много»

- нежная фиалка

- прямой стебель

- высокий фикус

- закрытый бутон

- китайская роза

- крепкий корень

- белая герань

- пышная бегония

- колючий кактус

- красивый бальзамин

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Что называли? (растения, цветы, их части)

- Какие растения бывают? (деревья, кусты, цветы, трава). Где они растут?

- Какие части растений мы видим? Не видим? Почему?

- Сегодня поговорим о растениях, которые растут в комнате. Какие они? (комнатные)

- Какие комнатные растения вы знаете?  (Фикус, фиалка, алоэ, бегония, хлорофиттум и др.)

- Эти растения могут выжить на улице? Что с ними случится?

- Правильно. Ребята! Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень   жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

- Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать, протирать, рыхлить, удобрять)  Зачем надо это делать? Какие инструменты нужны для этого?

- Ребята, где можно разместить растения в комнате? (Растения могут стоять на подоконнике, на столе, на шкафу, на тумбе, на полке, висеть на стене).

II.        Основная часть

  1. Игра «Скажи по-другому», «Скажи одним словом»

- Ребята, давайте рассмотрим наши комнатные растения.

Это фикус. У фикуса высокий рост,  значит он высокорослый.

- У фиалки  низкий рост, значит ….(она низкорослая).

- У фикуса большие листья, а по-другому? (крупные листья). Значит фикус (крупнолистный).  - Листья овальные, а по-другому – продолговатые.

- У фиалки маленькие листья, а по-другому (мелкие листья). Значит  она…(мелколистная)

- У хлорофитума листья узкие, значит он – (узколистный)

- У гибискуса или китайской розы  цветы яркие и красные, значит, они (ярко-красные) .  

- А у фиалки цветы бледные и розовые, значит они … (бледно-розовые).

-  А у герани  цветок белый, как снег, значит он (белоснежный)

-  Если растение влагу (свет) любит (влаголюбивое, светолюбивое), тень выносит, вечно зеленеет?

- Кактус какой? (Колючий). А по-другому  – игольчатый.

- Некоторые растения пахнут, значит у них есть запах а по-другому (аромат).

2. Физминутка.

- Наши красные цветки.

  Наши красные цветки

 Распускают лепестки   (плавно поднимаем руки вверх)

 Ветерок чуть дышит

 Лепестки колышет  (качание руками влево - вправо)

 Наши красные цветки

 Закрывают лепестки,  (присели, спрятались)

 Головой качают,  (движение головой влево – вправо)

 Тихо засыпают.

  1. Пальчиковая гимнастика.

 Вырос чудесный цветок на балконе.

Утром раскрыл он свои лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

 4. Игра с мячом «Скажи, какой цветок, если он

- Ребята, что делает растение?

- растет, значит оно растущее

- цветет

- пахнет

           - вянет

           - зеленеет

           - погибает

   - дышит

   - опадает

   - радует          - вьется

  1. Игра «Подбери предметы к признаку»

- Мы уже много узнали о цветах.

- Про что можно сказать цветочный?  ( Цветочный горшок, венок, рынок, стебель, запах, бутон, лист, корень, букет).

- Про что можно сказать цветочная?  (Цветочная ваза, вода, рассада, клумба, фантазия)

- Про что можно сказать цветочное?  (Цветочное удобрение, семечко, поле)

- А - цветочные ?  (Цветочные духи, букеты, бутоны, листья, корни)

6. Игра «Закончи предложение»

- Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы», или «чтобы».

- Я поливаю цветы, (чтобы они не погибли, быстрее росли)

- Я поливаю цветы, (потому что они не могут жить без воды)

- Нам нужны комнатные растения, (потому что они радуют, очищают воздух, украшают наш дом)

- Листья на комнатных растениях нужно протирать (для того, чтобы они могли дышать).

7. Игра «4-й лишний»

1. Толстянка, куст, фиалка, фикус.
2. Цветок, стебель, бегония, листья .
3. Герань, кактус, горшок, фикус.

4. Кактус, колокольчик, фиалка, фикус.

III. Итоги. Окончание занятия.

- О чём мы с вами сегодня говорили? Какое комнатное растение вам понравилось больше всего? Какое задание вам понравилось больше всего? Как вы считаете. Кто из детей  активно и хорошо отвечал?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....

конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»Цели:Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; назы...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи на теме «Деревья и кустарники»

Цель:уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья и кустарники».Коррекционно-образовательные задачи:- расширять и активизировать словарь детей по теме путем подбора признаков и дейст...