Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 10 классе "Особый ребёнок"
план-конспект урока (10 класс)

Александрова Татьяна Вадиковна

Данные материалы содержат план урока на тему "Овощи и фрукты: цитрусы". Дети 10 класса "Особый ребёнок в основном имеют тяжёлую умственную отсталость, нуждаются в повторении и закреплении уже знакомых им тем и предметов. Более подробный разбор темы "Цитрусовые" развернёт перед ними представление о целом наборе напоминающих друг друга цитрусовых фруктов. Для более сильных учеников возможно использование рассказа о происхождении цитрусовых, о способах их выращивания. В общем и целом важно закрепить следующике сведения: цитрусовые полезны и содержат витамины; не все цитрусы пригодны для свободного употребления в сыром виде; цитрусы душисты, имеют твёрдую кожуру и палитру оттенков от зеленого до красного и жёлтого; цитрусы растут на деревьях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир»

в 10 «В» классе «Особый ребенок»

Учитель: Александрова Татьяна Вадиковна

Тема урока: «Что в саду и в огороде?»

Цель урока: закрепить и обобщить представления обучающихся о двух группах плодов - фруктах и овощах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • закреплять представления детей о двух группах плодов и их происхождении;
  • уточнить и расширить понятие «фрукты», обратив внимание особенно на цитрусовые.
  • формировать навык составлять простое предложение;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать коммуникативные способности и креативное мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • способствовать обогащению  словарного запаса детей;
  • расширить кругозор учащихся.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать эстетическое отношение к природе;
  • воспитать чувство бережного отношения к дарам природы;
  • создать положительно-эмоциональный фон урока.
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты.
  • учить со вниманием относиться к своему питанию и его составу.

Методическое оснащение урока: дидактические картинки «Овощи», «Фрукты», плакаты «Сад», «Огород», магнитофон, DVD-диск (музыка времена года), стих, картинки листьев, яблоки, магниты.

Словарь: осень, сад, огород, овощи, фрукты, цитрусы (грейпфрут, апельсин, мандарин, лимон, лайм).

Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org; gastronom.ru; images.yandex.ru.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент. Звонок на урок.

Учитель (звонит в колокольчик): «Вот звенит у нас звонок – начинается урок! Ребята, кто хочет позвонить?»

Звонит в колокольчик тот ученик, кто поднял руку.

II.

Работа над темой урока.                     1.  Закрепление ранее изученного материала – группа «Овощи».

 

depositphotos_52401995-stock-photo-turnip.jpg

luk_repchatyy_8_02061729.jpg

rediska.jpgee370a11b682076d545574b459e309f1.jpgarchive_Fotolia_42155428_Subscription_L.jpg

cucumber.jpg

- Ребята! Все мы помним, что осенью огородник собирает на своём огороде овощи. Давайте вспомним о том, какие овощи бывают, как они растут.

Чтение стихотворений:

«В огороде нашем нет Редиски краше: как сочна, красна, кругла, - не смотрите, что мала! Репа тоже удалась, жёлтым солнышком зажглась! Ну а разве плох лучок, в ста одежках старичок?»

(Н.Нищева)

Погляди на огурец,

Огурец – такой хитрец! Ловко одевается. Под листьями скрывается. Разгребу рукой листву, с грядки огурец сорву!

(К.Тангрыкулиев)

«По тропинке топ-топ-топ, я в саду ищу укроп, он зелёный и душистый, а ещё укроп пушистый!»

«Я корзину овощей с огорода принесу, пили лук и сельдерей утром светлую росу, умывал их дождик тёплый, солнце нежно согревало, наливалась соком свёкла, становилась сладкой, алой» (Т.Шорыгина)

- Ребята, про какие овощи мы забыли сказать?

- Конечно. А ещё?

- Отлично! Давайте теперь поговорим о других дарах природы – фруктах. Они вырастают в саду.

Дети внимательно слушают стихотворения, которые  учитель сопровождает показом иллюстраций-фотографий

- Картошка!

- Морковка!

2.  Беседа о фруктах. Демонстрация плаката.

buksdpq4ai1v24hk.jpg

Давайте внимательно рассмотрим этот плакат. Здесь нарисованы различные деревья. Всё дело в том, что апельсины, сливы, вишни, яблоки и груши растут на деревцах. Ананас, как мы уже видели, на земле. Ребята, давайте вспомним, где висят бананы?

- Правильно, на пальме. Сегодня мы особенно внимательно поговорим об апельсине и о тех фруктах, которые похожи на него.

Ребята рассматривают плакат, закрепляя понятие «сад».

- На пальме.

III.

Физкультминутка.

По тропинке, по дорожке, в сад бегут сороконожки. Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Никому их не догнать.

В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке – около.

Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу. Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Ребята выполняют упражнения.

IV.

Работа над углублением в новый материал «Группа Цитрусовых».

1. Отгадай загадки.

1436800847_kak-vybrat-i-hranit-limony.jpg

orange08.jpg

Kartinki_pro_apelsin_15_24042018-1024x492.png

Depositphotos_19431851_original.jpg

laym_dolka_listochki_82130_1366x768.jpg

bearss-tahitian-lime-294876344-1200x800.jpg

brazilian-national-cocktail-caipirinha.jpg

В шкурке жёлтый, кислый он, называется (…)

Фрукт, конечно, всем известный: и красивый. И полезный. Апельсину брат родной, и душистый он какой! Жаль, что очень кислый он, витаминный фрукт (…)

С оранжевой кожей,  на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно.

Ну а это угадать очень даже просто: апельсин ни дать, ни взять. Только меньше ростом!

Кто этот важный господин? Он не лимон, не апельсин, заморский горьковатый фрукт… Ребята, это же (,,,)

Ношу оранжевый наряд, а мандарин – мой младший брат. Мой старший брат – синьор грейпфрут. Ребята, как меня зовут?

При сложностях с грейпфрутом материал закрепляется путём показа картинки, настоящего плода и стихотворения:

Знакомьтесь, дети: я грейпфрут. Большой и круглый сочный фрукт. Слегка горчу, но не беда: здоровью помогу всегда.

А это – лайм. Он очень похож на лимон, но имеет зелёный цвет. Он уже не пожелтеет и всегда будет зелёным. Лайм растёт в тёплых странах на деревцах. Он действительно родственник лимона. Его «брат». В сыром виде, как апельсины, их не едят. Лаймы едят как лимоны – выжимают сок, кладут в чай.

Ребята отгадывают загадки.

Рассматривают картинки-подсказки при сложностях.

Дети рассматривают грейпфрут (настоящий) на картинке, или на видеозаписи.

Дети рассматривают иллюстрации с лаймом.

 

2.  Игра «Накорми друга»

depositphotos_8959811-stock-photo-blindfolded-children-blond-kid-portrait.jpg

Двое детей садятся на стульчики друг против друга. Им завязываются глаза и дают по яблоку. Они должны накормить друг друга фруктом.

Ребята играют в игру.

V.

Физкультминутка.

В саду фруктовом яблоня посажена была.

Она цветами белями весною расцвела.

Следил наш старый дедушка Известный садовод,

Чтобы растила яблоня румяный, сладкий плод.

Ребята выполняют упражнения.

VI.

Работа над темой урока.

1. Игра-ассоциация Геометрия форм. Интеграция с уроком по предмету «Математические представления».

Приложение 1.

Ребята, а давайте сравним плоды с геометрическими формами. Вот красный круг. Что похоже на красный круг? Давайте найдём и подставим картинки.

- Замечательно. Серёжа, а что похоже на коричневый овал?

- Поищем зелёный овал и зелёный круг среди фруктов и овощей.

- А вот этот оранжевый треугольник что-нибудь вам напоминает?

- Яблоко! Помидор. Гранат.

- Картофель, киви (подставляет картинки)

- Огурчик, зелёное яблоко, зеленый кабачок. Капуста.

- Морковь.

VII.

Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=392802149-29-72&n=17

           Описание: http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=453575370-62-72&n=15

- Ребята, если вам понравился урок – положите перед собой на парту солнышко. А если не понравился и вам было скучно на уроке – покажите мне тучку.

- Молодцы! Урок окончен!

Учащиеся кладут на парту перед собой картинку. Обосновывают выбор тучки для будущего самоанализа учителя.

 

        

 

Приложение 1.

4430610.jpeg

18835.750x0.jpgcircle_orange.jpg

triangle6_left.png

7-2-oval-png-file.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Конспект урока по родной речи и окружающему миру Тема: "Наши помощники"

Презентация конспекта занятия по родной речи и окружающему миру с элементами самообслуживания для детей с тяжелым нарушением интеллекта....

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"

Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Секреты здоровья"

Конспект урока "Секреты здоровья" разработан для учащихся класса "Особый ребенок" 8-го года обучения...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру для учащихся с ОВЗ "Домашние питомцы".

Конспект открытого занятия предназначен для детей с ОВЗ (IIвариант обучения). Он способствует возникновению речевой активности детей посредством создания коммуникативных ситуаций, развивает неречевые ...