открытый урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока

Присяжнюк Татьяна Анатольевна

Тема: "Родственные слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                      ГБОУ «Бахчисарайская специальная школа-интернат»

              Урок русского языка в 4 классе  по теме: «Выделение корня. Подбор родственных слов».

                                                                                       Учитель: Присяжнюк Татьяна Анатольевна.

Цели: учить находить родственные слова; выделять в них корень; устанавливать их смысловое родство;

          -  развивать умение анализировать, группировать, сравнивать;

          -  корригировать речь;

           - обогащать словарный запас учащихся;

           - воспитывать интерес к уроку;

Оборудование: учебники, телевизор, ноутбук, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

         2. Логопедическая минутка:

   Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

  1. Закрепление временных представлений.

- Какое сегодня число?

- Сколько дней в феврале?

- Сколько дней осталось до конца февраля?

- Какое время года закончится?

4. Активизация логического мышления.

       - Послушайте слова: зима, зимушка, зимовать, зимний.

       - Какой звук слышите больше всех остальных? (з).

5. Минутка чистописания: Зз.

6. Сообщение темы урока. Работа по теме.

Слайд №1.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, февраль.

- На какую тему слова?

Внимание задание:

- Надо выписать только те слова, которые являются родственными. Пишем с большой буквы через запятую.

- Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

- А вот некоторые дети выписали все слова.

- Давайте разберемся и вернемся к заданию.

а) беседа о родственниках.

- Скажите, кого вы  считаете родственниками? (мама, папа)

- Это люди, которые произошли из одной семьи. Они очень часто могут быть похожими между собой.

б) В русском языке есть такое понятие «родственные слова» (близкие по смыслу)

- Вернемся к нашему зимнему заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близкие по     смыслу?

Зимушка - так ласково называют зиму.

Зимовать - значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний - тот, который бывает зимой (зимний день)

- Но ведь и снег, и мороз тоже бывает зимой.

Февраль - зимний месяц.

Значит эти все слова родственные, ведь они связаны между собой по смыслу. (да или нет?)

в) Тогда должно быть еще какое - то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотри еще раз на эти слова и обратим особое внимание на написание.

- Что увидели ? ( в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть - зим -

- Выделим эту общую часть дугой карандашом.

- Как называется эта общая часть у слов? (корень)

- Давайте все вместе прочитаем правило.

Слайд №2.

             Родственные слова близки по смыслу.

             В них повторяется общая часть.

г) Ребята, а где вы еще слышали слово  «корень»?

Слайд №3.

Корень - подземная часть растения, дерева.

Корень - часть волоса, зуба, ногтя.

Корень - часть слова.

Это - многозначное слово.

- Послушайте сказку.

- Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нем  вырастали новые слова – веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове - веточке было что-то свое, особенное. Иногда из слов вырастало целое дерево!

 Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они  были детками одного папы, то есть родственниками.

 Общую часть родственных слов с тех пор называют корнем. Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова - веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.

 д) Упражнение в распознавании однокоренных слов.

 - Поиграем в игру « Найди свое дерево».

 - Вот два дерева с корнями, а вы - листочки с этих деревьев. ( у детей на порте листики со словами).

- Задание: каждый листик должен найти свое дерево и тогда образуются группы родственных слов.

1 группа: - рыб -

рыбак, рыбачить, Рыбачье, рыбка, рыбешка.

2 группа: - ум -

умный, умница, умник, разум, поумнел.

Физминутка  «Масленица»

е) работа с учебником : с. 167, упр. №1.

-Индивидуальная работа : обозначить корень в словах.

-Блины с Масленицы со словами: лиса, лисонька, лисий, вода, водичка, водный, водитель, гора, горный, гореть, пригорок.

е) А вот и мудрая  С…ва (совы) появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки. Если отгадаете загадку, получите интересное задание.

 1. Он всю зиму в шубе спал,

     Лапу бурую сосал,

     А проснувшись, стал реветь,

     Этот зверь лесной…. (медведь)

Слайд №4.

Медведь, медленно, медвежата, медвежий, медвежонок.

  1. На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож.

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Слайд №5.

Волк, волчий, волокно, волчица.

Слайд №6

Словарная работа- волокно.

  1. Вот иголки и булавки,

Вылезают из под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Слайд №7.

Еж, ежиха, ежевика, ежовый.

ж) Проверочное задание-тест.

 У вас на столах карточки с цифрами. Я буду читать вам группы родственных слов , а вы должны вычеркнуть то слово, которое будет лишним.

(1,2,3)

Чайка, чай, чайник.

Водяной, вода, водить.

Пес, песочный, песок.

Моряки, морской, моржи.

- Проверка.

З) какой скоро праздник? ( День защитника Отечества)

Запись под диктовку предложения:

 Мы очень любим свою Родину. ( род, родник, родственник, Родина)

7. Итог. Рефлексия.

8. Д.З. с. 168. Упр. №2.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...