Стили работы с семьёй
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)

Кулаковская Марина Вячеславовна

Характеристика различных видов семей и как с ними работать, какие последствия от работы с той или иной семьёй. Часто родители заблуждаются в воспитани своего ребёнка, но они должны знать чем это чревато.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_raboty_s_semyoy.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                           

«Технологии сопровождения детей в условиях образовательного учреждения на примере работы с семьей»

Введение

Социализация, процесс освоения социальных норм, зависит как от социальной среды, так и от позиции самой личности и включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности.

К ним относятся, так называемые, социальные институты:

- школа;

- родительская семья;

- сверстники;

- средства массовой информации и т.д..

Родительская семья – важнейший институт социализации раннего детства, когда практически закладываются основные социальные нормы.

Но семья на сегодня не обладает самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Идет изменение семьи:

- многие функции воспитания взяли на себя детский сад и школа, присвоив себе часть родительских функций  и родители, в большинстве своем, с этим согласились;

 - идет уменьшение стабильности семьи. 1/5 всех детей, а  в нашей школе 1/4  воспитывается без отца;

- меняется стиль внутрисемейных отношений: крушение авторитарного стиля сделало отношения мягче, интимнее, индивидуальнее, что эмоционально важнее для обоих сторон. Но моральный авторитет родителей снизился, а его поддерживать значительно труднее, чем авторитарный;

- изменилась традиция, когда отец был глава семьи и кормилец, а мать занималась домом и т.д..

Все это вместе взятое не могло не повлиять на воспитание детей. Именно поэтому наша служба сопровождения, а, конкретно, совет по профилактике правонарушений разработал план-программу по работе с семьей, основной задачей которой является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических,

психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей и оказывать действенную помощь учащимся школы.

Алгоритм работы

с социально здоровой и благополучной

в воспитательном отношении семьей

(на примере адаптации учащихся 5х классов в среднем звене).

I. Диагностический этап.

Основным содержанием данного этапа является сбор данных о необходимости и важности информации по адаптации учащихся, а именно:

II. Аналитико – поисковый этап.

На данном этапе происходит анализ полученной информации и подготовка конкретных рекомендаций как для учителя, так и родителей.

Обсуждение проводится на психолого-педагогическом консилиуме, на котором присутствуют:

На консилиуме выступают:

   социальный педагог-психолог с анализом результатов диагностики учащихся и своих наблюдений с посещенных уроков;

         🕭      классный руководитель начальной школы с информацией об особенностях детского коллектива класса, условиях жизни и взаимоотношениях в семье конкретных учащихся, на которых следует обратить внимание;

    учителя предметники высказывают свое мнение об особенностях развития познавательных возможностей учащихся, уровня сформированности произвольного внимания, способности контролировать себя.

  врач дает оценку состояния здоровья учащихся, требующих особого внимания;

🕮  классный руководитель 5го класса говорит о своих наблюдениях на начальном этапе (сентябрь).

Таким образом определяется основная задача следующего этапа работы:

III. Деятельностный этап.

Работа проводится комплексно. В решении вопроса принимают участие, как социальный педагог-психолог, так и классный руководитель, учителя предметники, родители.

Социальный педагог-психолог проводит

- классное родительское собрание, где знакомит родителей с возрастными особенностями детей 11-12 лет; дает рекомендации по адаптации детей в изменившихся условиях обучения и общения (новые учителя, разные кабинеты и пр.); говорит о проблемах некоторых детей (безадресно);

- индивидуальные беседы-консультации с родителями детей имеющих заниженную самооценку, тревожных, с трудностями в общении (совместно с родителями ребенка вырабатываются определенные требования по снятию названных симптомов);

- направляет родителей с детьми в психолого-педагогический центр на консультацию к  специалистам и для коррекционных занятий.

Классный руководитель

- знакомится с родителями и учащимися класса (по возможности посещает их на дому); активно помогает адаптироваться в новых для них условиях;

- ведет индивидуальный дневник наблюдений за учащимися класса с целью дальнейшей коррекции в плане обучения и воспитания;

- поддерживает постоянный контакт с учителями предметниками и родителями с целью оказания своевременной и действенной помощи.

Учителя предметники

- проводят индивидуальные консультации с родителями по оказанию конкретной помощи в решении проблем в обучении;

- составляют рекомендации по организации режима работы и плана действий по изучению того или иного предмета (разрабатывают памятки-алгоритм действий).

Родители

- следят за посещением ребенком школы, контролируют успеваемость, организуют досуг ребенка, развитие его способностей;

- участвуют в родительских собраниях, семинарах, консультациях различного рода и пр.

На протяжении всего этапа социальный педагог-психолог координирует и направляет работу всех заинтересованных лиц.

IV. Оценочный этап.

Проводится повторная диагностика I-го этапа, но с некоторыми изменениями и дополнениями, а именно:

  • методика «Недописанный рассказ»;
  • анкета «Зеркало» (определение изменений, происшедших в личности подростка в течение учебного года).

После собеседования с родителями, классными руководителями, учителями предметниками, а также анализом результатов повторной диагностики, выявились определенные изменения. Так родители стали проявлять большую заинтересованность в результатах работы своего ребенка, научились грамотно помогать ему.

Консультации и коррекционные занятия с детьми, имеющими определенные отклонения в поведении и обучении, несколько снизили уровень тревожности, повысили мотивацию к учебе, помогли в решении коммуникативных проблем.

Данная технология используется уже в течение нескольких лет и дает свои положительные результаты. Об этом можно судить по результатам опроса родителей. На вопрос: «Считаете ли Вы, что в школе создана благоприятная психологическая атмосфера для учащихся?» - 68% родителей отвечают «да» и только 7% - «нет».

        

Алгоритм работы с социально здоровой, но неблагополучной

в воспитательном отношении семьей

(нуждающейся в рекомендациях, которые помогут ей изменить неблагоприятную воспитательную ситуацию, обусловленную разладом внутрисемейных отношений) 

(на примере работы с родителями учащихся 8х классов)

        Именно в этом возрасте трудно складываются взаимоотношения в семье, что, безусловно, влияет и на процесс обучения и воспитания, идут нарушения в сфере общения. Наиболее приемлемый вариант это индивидуальная работа с семьей, но процесс носит «обвальный» характер и помощь нужна большинству родителей.

 

II. Аналитико – поисковый этап.

        

На данном этапе происходит анализ полученной информации и поиск решения проблемы.

        Обобщается вся информация – диагностическая, результаты бесед с учителями, классным руководителем, родителями.

        

На основании полученной информации принимается решение о выработке стратегии в работе с родителями и детьми этого возраста по данному вопросу.

III. Деятельностный этап.

        На данном этапе решаются основные задачи:

            

          1)  Просвещение родителей – родительское собрание на тему «Половозрастные          

          и индивидуальные особенности развития подросткового возраста, учет их в воспитании», проводимое социальным педагогом-психологом совместно с врачом школы; освещаются следующие вопросы:

  • Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на развитие учащихся. Основные индивидуально-психологические свойства личности восьмиклассника.
  • Типичные заболевания, возникающие в результате неправильного воспитания, незнание и непонимание родителями возрастных особенностей подростков.
  • Психология подростков. Чувство взрослости подростков. Особенности в воспитании девочек и мальчиков. Переход от детства к зрелости. «Кризисы» переходного возраста.
  • Психолого-педагогическая характеристика «трудных» детей. Какие ошибки в школьном, семейном воспитании делают подростков «трудными»

(к собранию готовится выставка литературы по теме)

        

        2) Психолого-педагогический тренинг для группы родителей (по желанию) – «Решение конфликта в семье».

Проводит психолог психолого-педагогического центра.

        3) Беседа-диспут либо индивидуальная беседа с родителями по материалам публикаций газет, журналов : «Чего хотят родители», «Как не надо помогать детям», «Как разомкнуть круг упрямства», «Как разрешить конфликт» и другие.

Проводит социальный педагог-психолог, классный руководитель.

        4) Классный час на тему: «Секрет выживания в семье. Как наладить отношения с родителями».

Проводит классный руководитель.

        5) Индивидуальные беседы с учащимися по результатам диагностики; рекомендации.

        6) Коррекционные занятия в психолого-педагогическом центре для учащихся 8го класса – «Формирование адекватной самооценки и критического отношения к себе».

        

IV. Оценочный этап.

Вторичная диагностика. Оценка решения проблемы.

  • Выборочная индивидуальная диагностика учащихся, направленная на выявление результативности работы в данном направлении (сглаживание локальных эмоциональных расстройств: возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость), развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым проявлениям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям.

  • Индивидуальные собеседования с родителями на предмет возможных позитивных изменений во взаимоотношениях в семье.

Но сказать о том, что проблема решается полностью нельзя., так как это очень длительный процесс и на него влияет масса факторов, которые предусмотреть просто невозможно. И тем не менее, считаю, что эта технология в определенной степени помогает в решении вопроса.

        Во введении было заявлено еще два типа семей (напоминаю, что градация эта условная), а именно:

        III тип семьи – социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении – требует особого внимания.

        В работе с ней нельзя ограничиваться только педагогическими рекомендациями. Здесь необходимо обеспечить воздействия на эту семью многих социальных институтов нашего общества: общественных организаций, органов правопорядка, родительской общественности. Все эти воздействия направляются на искоренение негативных социально-бытовых явлений в жизни этой семьи, повышение ее ответственности за воспитание детей.

        IV тип семьи – социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении.

        Ко всем педагогическим рекомендациям родители относятся негативно. В связи с этим и педагогические рекомендации направляются на перестройку сознания и мировоззрения, раскрытия жизненных целей и перспектив как ученика, так и самих родителей.

В обоих случаях требуется только индивидуальная и кропотливая работа, которая, к сожалению, не всегда приносит результат.

Итоги деятельности социального сопровождения

        Медико-социально-педагогическое сопровождение определило цели социально-педагогической деятельности, а те в свою очередь, содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная).

 

В результате на сегодняшний день:

  1. На протяжение уже 3-х лет в школе нет «отсева», все учащиеся посещают школу,
  2. На учете в ОДН 8 семей состоящих на учёте, 5 ВШК
  3. Все дети, требующие социальной защиты, питаются в школе бесплатно и получают (по мере возможности) различного вида помощь
  4. Сложилась определенная система работы по обеспечению консультационного психологического сопровождения семьи
  5. С помощью психолого-педагогического центра ведется целенаправленная коррекционная работа с детьми и подростками; индивидуальное сопровождение учащихся, имеющих социальные проблемы;
  6. Активно внедряются эффективные технологии, обеспечивающие профессиональный и личностный рост педагога, устанавливается преемственность в работе с семьей и школой.

Список литературы

  1. Иченская М.А. (автор-составитель)  «Из опыта работы кл. руководителей в 5-9-х классах »

                       Взаимодействие с родительским коллективом, беседы, лекции.

                       Волгоград  «Учитель» 2006

                 

  1. Корчак Я.  «Как любить детей »

      Москва «Политиздат»  1990

  1. Криволап Н.С., Крючкова О.В. «Психологическая помощь»

      Минск «Красико-принт» 2004

  1. Криволап Н.С., Моргункова О.П., Хаткевич О.А.  «На пути к совершенству»

      Минск  «Красико-принт» 2004

  1. Лободина Н.В. «Родительские собрания в нач. школе»

                        Волгоград  «Учитель» 2006

  1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Л.А, Якимович И.Г. «Родительский всеобуч.   Родительские собрания 5-7 классы»  

      Брянск «Курсив»  2006

  1. Лях В.В.,Тарасюк Д.А., Болсун Н.В. «Родительское собрание»

      Минск «Красико-принт» 2004

  1. Макаренко А.С. «Книга для родителей»

      Москва «Правда» 1985

  1. Максименко Н.А. «Дарите детям любовь»

                        Волгоград  «Учитель» 2006

  1. Панченко Н.А. «Педагогическая диагностика в работе кл. руководителя»

                        Волгоград  «Учитель» 2006

 

  1. Популярная психология для родителей под ред. Спиваковской А.С.

                        СПб «Союз» 1997

  1. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»

      Москва «Педагогика»  1989

  1. Хаткевич О.А. «Переходный возраст»

     Минск «Красико-принт» 2003

14. Хаткевич О.А. «Референтные группы в классе»

     Минск «Красико-принт» 2003

15. Хаткевич О.А, Криволап Н.С. «Семья и учитель»

     Минск «Красико-принт» 2004

                 16. Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога»,Москва «Вако» 2005    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с семьёй

Порой трудно бывает работать не с детьми, а с их родителями.Они не так открыты для общения, как их дети.Но решение проблем, которые возникают у ребёнка, нужно начинать с семьи. Данный материал должен ...

Работа с семьёй: направления, формы и методы приемлемые в условиях инклюзивного образования

Работа с семьей, где воспитываются дети с ОВЗ.ОПЫТ РАБОТЫ: «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»...

Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы

Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях.  Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...