Упражнения биоэнергопластики. Перспективный план упражнений в старшей группе
методическая разработка

Шиловская Татьяна Анатольевна

Упражнения биоэнергопластики. Перспективный план упражнений в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Упражнения биоэнергопластики

Перспективный план упражнений

в старшей группе

Новосибирск 2018

Шиловская Т А


Упражнения биоэнергопластики

Термин  «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения выполняются детьми каждый день в положении стоя или сидя. Каждое упражнение отрабатывается отдельно, затем оба упражнения выполняются совместно.

Артикуляционная гимнастика проводится сначала параллельно с движениями кисти одной руки, а затем с движениями кистей обеих рук.

Упражнения повторяются по 5 раз без перерыва. Педагогу необходимо следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


Перспективный план упражнений биоэнергопластики в старшей группе

неделя / месяц

Ноябрь

1 неделя

Комплекс 1

Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко»

Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

2 неделя

Комплекс 2

Упражнение № 2 для мышц губ «Веселые птички».

Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели, улетели» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

3 неделя

Комплекс 3

Упражнение № 3 для мышц губ «Почешем наши губки»

Упражнение № 3 для кистей рук «Почешем ладошки» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

4 неделя

Комплекс 4

Упражнение № 4 для мышц языка «Хамелеон»

Упражнение № 4 для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

неделя / месяц

Декабрь

1 неделя

Комплекс 5

Упражнение № 5 для мышц языка «Футбол»

Упражнение № 5 для кистей рук «Зрители» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

2 неделя

Комплекс 6

Упражнение № 6 для мышц языка «Кто дальше?»

Упражнение № 6 для кистей рук «Пальчики гуляют и прячутся в домик»

3 неделя

Комплекс 7

Упражнение № 7 для мышц языка «Часики».

Упражнение № 7 для кистей рук «Указатели движения» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

4 неделя

Комплекс 8

Упражнение № 8 для мышц языка «Лошадка».

Упражнение № 8 для кистей обеих рук «Щелчки»

неделя / месяц

Январь

1 неделя

2 неделя

Комплекс 9

Упражнение № 9 для мышц языка «Оближем верхнюю губку».

Упражнение № 9 для кистей обеих рук «Повороты»

3 неделя

Комплекс 10

Упражнение № 10 для мышц языка «Оближем нижнюю губку».

Упражнение № 10 для кистей обеих рук «Повороты»

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


неделя / месяц

Февраль

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

неделя / месяц

Март

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


неделя / месяц

Апрель

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

неделя / месяц

Май

1 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

2 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

3 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

4 неделя

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


Комплекс 1

Упражнения выполняются детьми каждый день в положении стоя или сидя. Каждое упражнение отрабатывается отдельно, затем оба упражнения выполняются совместно.

Артикуляционная гимнастика проводится сначала параллельно с движениями кисти одной руки, а затем с движениями кистей обеих рук.

Упражнения повторяются по 5 раз без перерыва. Педагогу необходимо следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко»

Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко»

Исходное положение (и.п.) - голова прямо, язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние передние зубы, губы сомкнуты.

На счет «один» широко открыть рот.

На счет «два» зафиксировать это положение.

На счет «три» закрыть рот.

Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – руки согнуть в локтях, пальцы выпрямить и прижать друг к другу, ладони повернуть вниз.

На счет «один» большой палец опустить вниз, четыре прижатых друг к другу пальца поднять вверх («птенчики» открывают клювы).

На счет «два» зафиксировать это положение.

На счет «три» вернуть пальцы в исходное положение.


Комплекс 2

Каждый день повторять с детьми первую пару упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение второй пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 2 для мышц губ «Веселые птички».

Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели, улетели» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 2 для мышц губ «Веселые птички».

И.п. – голова прямо, зубы сомкнуты, губы в спокойном состоянии.

На счет «один» округленные губы вытянуть вперед («клювики»).

На счет «два» растянуть губы - «клювики» в улыбку (зубы не показывать).

На счет «три» вернуться в и.п.

Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели, улетели» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – руки согнуть в локтях, кисти рук с прямыми пальцами перед собой.

На счет «один» пальцы сложить в щепотки («клювики»).

На счет «два» прямые пальцы врозь. На счет «три» вернуть пальцы в и.п.


Комплекс 3

Каждый день повторять с детьми первую и вторую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение третьей пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 3 для мышц губ «Почешем наши губки»

Упражнение № 3 для кистей рук «Почешем ладошки» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 3 для мышц губ «Почешем наши губки»

И.п. – голова прямо, зубы сомкнуты, губы в спокойном состоянии.

На счет «один» нижние передние зубы касаются верхней губы и слегка «почесывают» ее.

На счет «два» верхние передние зубы касаются и слегка «почесывают» нижнюю губу.

Упражнение № 3 для кистей рук «Почешем ладошки» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – руки согнуть в локтях, кисти рук с прямыми пальцами перед собой.

На счет «один» кисти рук с прямыми пальцами перед собой ладонью вверх. Большой палец неподвижен, остальными пальцами слегка «почесывать» ладонь.

На счет «два» то же движение, но ладонь смотрит вниз.


Комплекс 4

Каждый день повторять с детьми первую - третью пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение четвертой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 4 для мышц языка «Хамелеон»

Упражнение № 4 для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 4 для мышц языка «Хамелеон»

И.п. – губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов.

На счет «один» поднять язык за верхние передние зубы (хамелеон «ловит» муху).

На счет «два» вернуться в и.п.

Упражнение № 4 для кистей рук «Вверх и вниз» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

На счет «один» кисти рук с прямыми и прижатыми друг к другу пальцами поднять вверх.

На счет «два» кисти рук с прямыми и прижатыми друг к другу пальцами опустить вниз.


Комплекс 5

Каждый день повторять с детьми первую - четвертую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение пятой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 5 для мышц языка «Футбол»

Упражнение № 5 для кистей рук «Зрители» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 5 для мышц языка «Футбол»

И.п. – губы в улыбке; рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов.

На счет «один» напряженным «острым» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки («забить гол»).

На счет «два» - коснуться правой щеки. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась при выполнении упражнения.

Упражнение № 5 для кистей рук «Зрители» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – пальцы в кулаки, указательные пальцы поднять вверх. Двигать указательными пальцами из стороны в сторону («зрители наблюдают за игрой») синхронно с языком.


Комплекс 6

Каждый день повторять с детьми первую - пятую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение шестой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 6 для мышц языка «Кто дальше?»

Упражнение № 6 для кистей рук «Пальчики гуляют и прячутся в домик»

Упражнение № 6 для мышц языка «Кто дальше?»

И.п. – губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык как можно дальше изо рта.

На счет «два» вернуться в и.п.

Упражнение № 6 для кистей рук «Пальчики гуляют и прячутся в домик» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – пальцы собраны в кулаки.

На счет «один» распрямить и напрячь пальцы (ладони параллельны полу, пальцы вместе).

На счет «два» вернуться в и.п.


Комплекс 7

Каждый день повторять с детьми первую - шестую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение седьмой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 7 для мышц языка «Часики».

Упражнение № 7 для кистей рук «Указатели движения» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

Упражнение № 7 для мышц языка «Часики».

И.п. – губы в улыбке. Рот полуоткрыт, язык лежит спокойно у нижних резцов.

На счет «один» коснуться кончиком языка левого уголка губ.

На счет «два» - правого.

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась при выполнении упражнения.

Упражнение № 7 для кистей рук «Указатели движения» (сначала для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук).

И.п. – пальцы вместе, ладони параллельно полу.

На счет «один» повернуть ладони налево.

На счет «два» направо («указатели движения»)


Комплекс 8

Каждый день повторять с детьми первую - седьмую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение восьмой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 8 для мышц языка «Лошадка».

Упражнение № 8 для кистей обеих рук «Щелчки»

Упражнение № 8 для мышц языка «Лошадка».

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Щелкать языком («цокать, как лошадка»). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение № 8 для кистей обеих рук «Щелчки»

Большими и безымянными напряженными пальцами рук производить «щелчки»

Комплекс 9

Каждый день повторять с детьми первую - восьмую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение девятой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 9 для мышц языка «Оближем верхнюю губку».

Упражнение № 9 для кистей обеих рук «Повороты»

Упражнение № 9 для мышц языка «Оближем верхнюю губку».

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Облизывать широким языком верхнюю губу, делая движения от одного до другого угла губ слева направо и справа налево. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение № 9 для кистей обеих рук «Повороты»

Ладони с прямыми пальцами, поднятыми вверх, развернуть от себя. Выполнять синхронные повороты пальцев обеих рук в левую и правую стороны.


Комплекс 10

Каждый день повторять с детьми первую - девятую пары упражнений, после этого отрабатывать четкое выполнение десятой пары (упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз).

Педагог следит за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.

Упражнения биоэнергопластики

Упражнение № 10 для мышц языка «Оближем нижнюю губку».

Упражнение № 10 для кистей обеих рук «Повороты»

Упражнение № 10 для мышц языка «Оближем нижнюю губку».

Губы в улыбке. Рот полуоткрыт. Облизывать широким языком нижнюю губу, делая движения от одного до другого угла губ слева направо и справа налево. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение № 10 для кистей обеих рук «Повороты»

Ладони с прямыми пальцами, развернуть от себя и опустить вниз. Выполнять синхронные повороты пальцев обеих рук в левую и правую стороны.

Комплекс 11

Каждый день повторять с детьми десять пар упражнений.

Упражнения каждой пары выполняются одновременно; повторяются без перерыва 5 раз. Следить за правильным и синхронным выполнением упражнений каждым ребенком.


Список литературы

Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в старшей группе / Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедической работы в старшей логопедической группе (перспективный план)

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-г...

методическая разработка - "ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ - I - период"

В данной методической разработке перспективного плана формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  представлена система работы в 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь) с у...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством в старшей и подготовительной группах.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой и изобразительным искусством....

Перспективный план логопедической работы с группой обучающихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Обучающиеся 1 класса, посещающие   логопедические  занятия, испытывают значительные  трудности в усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системног...

Перспективный план образовательной деятельности подготовительной группы образовательная область «Музыка»

Программное содержание перспективного планирования по образовательной области "Музыка"...

Перспективный план работы 1 мл группа для музыкального руководителя

Перспективный план работы 1 мл группа для музыкального руководителя...