Трудности и противоречия, возникающие у учителя-дефектолога при разработке планирования коррекционных занятий с учетом ФГОС НОО ОВЗ
статья

Митрофанова Валерия Александровна

В статье представлены основные проблемы, с которыми сталкивается учитель-дефектолог при постановке целей, формулировке содержания и планируемых результатов программы коррекционного курса, и в дальнейшем их реализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_trudnosti_i_protivorechiya_v_rabote_deyektologa.docx20.4 КБ
PDF icon sbornik_urgpu.pdf512.76 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности и противоречия, возникающие у учителя-дефектолога при разработке планирования коррекционных занятий с учетом ФГОС НОО ОВЗ

 Ключевые слова: ФГОС НОО ЗПР, планирование, коррекционные занятия, развитие, познавательные процессы, диагностика, индивидуализированный характер.

Аннотация: в статье представлены основные проблемы, с которыми сталкивается учитель-дефектолог при постановке целей, формулировке содержания и планируемых результатов программы коррекционного курса, и в дальнейшем их реализации.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР и соответствующей ПрАООП в учебном плане обязательным является наличие коррекционно-развивающей области, в рамках которой предусмотрены коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Первостепенно важным, одновременно сложным и ответственным в работе дефектолога является этап  планирования коррекционной работы. Вот проблемы, с которыми я сталкиваюсь при написании календарного планирования.

Первая  проблема заключается в прямом переносе логики планирования педагогической работы по какому-либо из учебных предметов на планирование коррекционных занятий.

В содержательном аспекте трудно уйти от абсолютного сходства тем уроков по учебным предметам и планируемых коррекционных занятий («Число и цифра 8», «Чтение слогов со стечением согласных», «Овощи», и др.). Занятия в таком случае являются дополнительными уроками по тому или иному предмету;

Во временном аспекте трудности проявляются в следующем:

- в строгой временной регламентации коррекционной работы - в расписывании коррекционной работы по темам с указанием количества часов на проведение соответствующих занятий и дат их проведения;

- планировании коррекционной работы в такой форме (тематической) на длительный отрезок времени (четверть, полгода, год);

- требовании жесткого следования заданным темам и датам их проведения (проверяя деятельность учителя-дефектолога, контролирующие лица сверяют темы и даты занятий, записанные в плане и журнале, требуя при этом их абсолютного сходства);

- требовании составить план коррекционной работы к 1 сентября либо в первых числах этого месяца.

Учителю-дефектологу важно определить причину трудностей формирования того или иного школьного навыка у каждого ребенка, то есть выявить обусловливающую эти трудности или несформированную (либо нарушенную) школьно-значимую психическую функцию, и/или компонент учебной деятельности, и/или базовые умения (количественные, графические и т. д.). Это и определит направленность требующейся ученику помощи.

Таким образом, цель деятельности учителя на уроках направлена на формирование предметных  УУД у учащихся, а цель деятельности учителя-дефектолога на коррекционных занятиях связана с устранением у учеников причин затруднений в усвоении тех или иных предметных УУД. При таком подходе к постановке целей, результатом коррекционной работы станут сформированные у учащихся обобщенные умения  в «проблемной» области развития (восприятия, речи, памяти, мышления или др.), которые повышают уровень успешности ребенка при выполнении учебных заданий различного предметного содержания.

Хотелось бы, чтобы планы коррекционной работы не имели жесткой временной регламентации (с указанием количества занятий по темам), в таком случае можно было бы избежать двух самых распространенных проблем планирования:

- когда учитель-дефектолог в журнал записывает тему из календарного плана, приходящуюся на эту дату, а реально осуществляет то содержание коррекционной работы, которое в данный момент актуально для ребенка или

- когда педагог строго следует запланированным занятиям, не утруждая себя вопросом оценивания степени их результативности.

Вторая проблема связана с представлением авторов программ, педагогического коллектива, администрации о коррекционно-педагогической деятельности как об общеразвивающей, тренинговой работе по развитию всех познавательных процессов. В таком случае в тематическом плане коррекционной работы  формулировки тем звучат так:

  •  «Развитие внимания»,  «Развитие мышления»,  «Развитие памяти», «Развитие устной речи» и др. Таким образом, дефектолог на своем занятии будет вынужден заниматься развитием лишь одного отдельно взятого психического процесса.
  • «Игра на развитие логического мышление "Что лишнее"», «Пройди лабиринт», «Тренинг "Запомни слова"», «Тренировка зрительной памяти». При такой формулировке тем, мы указываем на используемые методы и формы работы и их психологическую направленность.

Занятия в данном случае чаще всего представляют собой набор предлагаемых детям заданий по развитию всех познавательных процессов независимо от того, есть у того или иного ребенка нарушения этих процессов или нет.

Соответственно при наличии второй проблемы, возникает и третья проблема, связанная с отсутствием отражения в планах коррекционной работы ее индивидуализированного характера. Коррекционная работа может быть только индивидуально направленной. Планы коррекционной работы составляются на диагностической основе. В параллельных классах могут быть дети с разной структурой нарушений, вследствие чего будут различаться планы, задачи и содержание коррекционной работы с ними. Этим и обусловлено отсутствие готовых, типовых, универсальных планов коррекционной работы.

Четвертая проблема связана с отсутствием единых подходов к планированию коррекционной работы. Это приводит к тому, что в разных регионах страны планирование этого вида деятельности осуществляется по-разному. Данную проблему станет проще решать с введением ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Выделенные проблемы в планировании коррекционной работы значительно снижают реализацию потенциальных возможностей занятий коррекционной области. Ведь планирование отражает понимание специалистом сути предстоящей деятельности, ее направленности и содержания.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового-коррекционного занятия с использованием ЭОР для работы с педагогами по улучшению взаимодействия внутри класса. Классный час: «Какая погода в нашем классе?»

Данную методическую разработку можно использовать для работы с детьми и взрослыми на разных возрастных группах для решения конфликтных ситуаций и проведения совместного классного часа с участием психо...

Методическая разработка группового коррекционного занятия с использованием ЭОР «Игры с рисунками и картинами» для учащихсяс ОВЗ 3х, 4х классов, обучающихся по общеобразовательной программе VI,VII вида.

Конспект группового коррекционного занятия из  рабочей программы "Коррекция высших психических функций. Умники и умницы." раздел -  "Развитие воображения"....

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»...

Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"

Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...

Тематическое планирование коррекционных занятий по английскому языку в 5-х классах

Тематическое планирование коррекционных занятий по английскому языку в 5-х классах для обучающтхся с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи...