"Е. Носов "Трудный хлеб "
материал (9 класс)

Сойнова Анна Валентиновна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_9_kl._e.nosov_._trudnyy_hleb.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. Носов "Трудный хлеб "

Цель: познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб»

Задачи:

• повторить краткие сведения из биографии Е. И.Носова, познакомить с содержанием рассказа;

• корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;

• воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах.

 ХОД УРОКА

1. Вступительное слово о писателе Е. И.Носове

- Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.

2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.- Откуда родом Е. Носов?

- В каком классе учился Е. Носов, когда началась Великая Отечественная война?

- В каких войсках воевал Е. Носов?

- Что случилось с Е. Носовым в конце войны?

- О ком и в связи с чем так писал Е. Носов: «Я был старше их на целую войну…»

Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писателипоэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значения в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е. И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.

3.Подготовка к восприятию текста.- Найдите способ прочитать название рассказа.

-Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».

- Что мы называем хлебом, какой он бывает?

- Что обозначает слово «трудный»? (Требующий большого труда, напряжения.)

- может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?

- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?

- Что вы любите в животных?

- Чувствуют ли животные любовь? Как?

- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…)

- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.

4. Словарная работа

А) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.

Б) Работа по карточке 1.

Карточка 1.

I вариант

Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.

Глухой лесной ___________

Прилетела пара __________

Растёт прибрежный __________

Длинный чёрный ____________

Охотник достал ломоть хлеба из ______________

II вариант

Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.

Прилетела пара __________

Растёт прибрежный __________

Длинный чёрный ____________

Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.

(Коллективная проверка)

- Крохаль – это порода диких уток.

В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка.

- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Подмосковья?

- Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему.

- Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг.

 4. Физминутка для глаз

 5. Чтение текста сильными учащимися

6.Работа по тексту.
А) Анализ рассказа.

- О ком этот рассказ?

-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?

- Как охотник ведет себя с Чангом? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)

- Продолжите фразу:

Охотник относился к Чангу … (как?)(по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т. п.)

- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?

- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)

- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)

- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.

- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)

- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т. е. рассказчика.)

- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)

- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома,  почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)

- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе

кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)

- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»? ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»).

- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).

- За что можно уважать хозяина Чанга?

Б) Закрепление

-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?

Карточка 2.

Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.

Короткий стёганый ватник Чанг

Чёрный шелковистый жилет крохаль

Чёрный сюртук, белая рубашка охотник

(Коллективная проверка)8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»

 I вариант

1. Осень в лесу развешивает…:

А)дождинки

Б)кормушки

В)хрустальные сети паутины

2.Какие гости прилетели с далёкого севера?

А)крохали

Б)гуси

В)рябчики

3.Как звали спаниеля?

А)Ганг

Б)Чанг

В)Манч

4.У Чанга были…:

А)короткие гладкие уши

Б)длинная рыжая шерсть

В)длинные лохматые уши

5. Охотник достал из ягдташа…:

А)убитую птицу

Б)ломоть хлеба

В)ружьё

6.При виде летящего хлеба Чанг…:

А)спокойно стоял, глядя на хозяина

Б)побежал к хозяину

В)кинулся ловить хлеб

7.Автор поймал в реке…:

А)мелкую плотву

Б)крупного карася

В)крупную плотвицу

II вариант

1. Осень в лесу развешивает…:

А)дождинки

Б) хрустальные сети паутины

2.Какие гости прилетели с далёкого севера?

А)крохали

Б)гуси

3.Как звали спаниеля?

А)Ганг

Б)Чанг

4.У Чанга были…:

А) длинные лохматые уши

Б)рыжая шерсть

5. Охотник достал из ягдташа…:

А)убитую птицу

Б)ломоть хлеба

6.При виде летящего хлеба Чанг…:

А)спокойно стоял, глядя на хозяина

Б)побежал к хозяину

7.Автор поймал в реке…:

А)крупную плотвицу

Б)крупного карася

(Самопроверка по слайду)

9.Итог урока. Рефлексия.- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?

- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

(Учащиеся отвечают)

-Чему научил вас сегодняшний урок?

Обобщение учителя:

Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

10. Домашнее задание: стр. 208 -212, вопр. 1-5, (1 группа-пересказ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Цена хлеба» (по рассказам В.А.Солоухина «Каравай заварного хлеба» и «Мошенники»)

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ челов...

Курсовая работа на тему: "Мотив «хлеба» в прозе Е. И. Носова (на примере повести «Усвятские шлемоносцы» и рассказа «Греческий хлеб».

Предлагаемый материал может быть использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении творчества Евгения Ивановича Носова...

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

«Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения....

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Хлеб всеобщего спасения. Урок по сказке К.Г.Паустовского "Тёплый хлеб". 5 класс

В материале даётся разработка урока по сказке Паустовского "Тёплый хлеб". Основной упор делается на нравственных аспектах произведения. Широко используются творческие задания, работа с иллюс...

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы"

Внеклассное мероприятие "Хлеб войны-хлеб победы" посвящено 70-летию победы в Великой отечественной войне....