Консультация для педагогов "Веселый мяч"
консультация

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Зачастую у  воспитанников  дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является очень важной. Опыт работы показал, что хорошим инструментом  в этом может стать обычный мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_myache.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой весёлый, звонкий мяч!»

Восприятие детьми окружающего мира и их предметной деятельности напрямую зависит от  успешного речевого развития. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его  предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Развивается его мышление, внимание, восприятие. Однако, трудно представить, как бы  этот процесс развития шёл, не будь общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко  общается с окружающими, без проблем вступает в диалог, отвечает на вопросы взрослого, свободно чувствует себя в играх со сверстниками. Однако проблема различных нарушений речи замедляет этот процесс. У детей с речевыми затруднениями страдает, прежде всего, их личностное развитие, они становятся замкнутым, неуверенным в себе, раздражительными, что в свою очередь в дальнейшем откладывает отпечаток на  обучение в школе.

Качество и количество знаний дошколят о родном слове и речи в целом зависят от того, насколько интересным и полноценным является общение ребёнка и взрослого, будь то родителя, будь то педагога. Грамотная речь, которую ребёнок слышит вокруг, формирует и обогащает его внутренний мир  новыми словами, расширяет его возможности общения с окружающими.

Развитый словарный запас дошколят  принесёт плоды радости и удовлетворения в стройности речевых оборотов, их точности и образности, как самим детям, так и их родителям.

Слово, является самой важной единицей языка, выражающей понятие. Оно несёт смысловую нагрузку и существует лишь в определённом звуковом оформлении и грамматической форме. Поэтому усвоение ребёнком нового слова идёт через закрепление за звуковой оболочкой слова его значения, а так же вариантов грамматических изменений этого слова.

У воспитанников ДОУ с нарушениями речевого развития отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближается к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена ограниченным кругом слов. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, работа по коррекции словарного запаса является необходимой.

Опыт работы педагогов - логопедов показал, что хорошим инструментом в этом может стать обычный мяч. С помощью мяча  можно решить множество проблем:

Психологические:

-переключают ребёнка от его речевых затруднений;

-мотивируют к общению;

-позволяют сделать разнообразными виды деятельности детей на логопедических занятиях;

Физические:

-позволяют занятия с ребёнком сделать более разнообразными в движениях;

-активизируют работу и развивают общую и мелкую моторику;

-уточняют и регулируют силу движений;

-развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

-развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов-лёгких, сердца, улучшают обмен веществ;

Психические:

-развивают эмоционально-волевую сферу ребёнка;

-активизируют процессы произвольного и непроизвольного внимания;

Речевые:

-уточняют значения, имеющихся слов;

-активизируют усвоение разных категорий (рода, числа, падежа) использования предлогов.

        Это показывает, что коррекционная работа с помощью мяча создаёт необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков и в частности является одним из эффективных методов, использование, которого  оказывает положительное влияние на обобщение и расширение словарного запаса воспитанников с речевыми нарушениями.

        В разных странах используют игры с мячом, как один из доступных и простых методов коррекции различных нарушений.

И поскольку игра является ведущим видом деятельности  дошкольников, в коррекционно-логопедической работе обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку самореабилитироваться, самовыразиться, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи играя.

Упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение  словарного запаса воспитанников:

Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих понятий:

  1. Игра «Мяч передай и слова называй»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет обобщающие понятия и бросает мяч первому ребёнку, ребёнок ловит мяч и, передаёт следующему, при этом называет слова, относящиеся к этому понятию.

Овощи (картофель, капуста, помидор, огурец..)

  1.  Игра «Мяч поймай, не поймай»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет обобщающие понятия и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку, при этом называет слова, относящиеся или не относящиеся к этому понятию. Ребёнок ловит мяч только на правильное слово.

Ягоды( малина, голубика, берёза, клубника)

  1.  Игра «Назови одним словом»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет видовые  понятия и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, называет обобщающее слово, относящееся к видовому понятию.

Огурец, помидор, репа, (овощи)..

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

           1. Игра «Назови ласково»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет слово-имя существительное в единственном числе, при этом  бросает мяч каждому ребёнку. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя уменьшительно-ласкательную форму этого слова в единственном числе или в единственном и множественном числе.

Тема «Зима»

Зима-зимушка.

Снег-снежок.

Санки-…

Снежинка…

Тема «Игрушки»

Кукла-куколка.

Мяч-...

Вертолёт-…

Закрепление умений в образовании  частей речи множественного числа:

           а) образование множественного числа существительного в родительном падеже:

1. Игра «Один-много»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый бросает мяч, при этом называет слово-Имя существительное в Именительном падеже, единственного числа. Ребёнок ловит мяч и, возвращает его взрослому, при этом называет это слово в измененной форме множественного числа.

Тема «Осень»

Лист - много листьев.

Зонт-….

 б) образование множественного числа глаголов, прилагательных и существительных:

           1. Игра « Скажи правильно»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и произносит предложение.  Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, строит предложение так, чтобы получилось множественное число.

Наступил весенний день.- Наступили весенние дни.

По дороге идёт девочка.- По дороге идут девочки.

Формирование навыка словообразования:

           1. Игра «Кто что делает?»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый, бросает мяч, задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос.

На тракторе работает?-Тракторист.

На кране работает?-..

Сады разводит?-...

Шьёт?-...

Поёт?-...

Обогащение глагольного словаря:

           1. Игра «Скажи кто?»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый называет слово-действие. Ребёнок ловит мяч и возвращает его, называя животное. Которое соотносится с заданным словом-действием.

Летают-…(птицы, бабочки, мухи, жуки..).

Плавают- …(рыбы, дельфины, киты…).

Образование относительных прилагательных:

           1. Игра «Какой пирог?»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый, бросает мяч, задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч  и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.

Как называется пирог с яблоками?- Яблочный.

Как называется сок с персиками?- ...

Образование относительных прилагательных от существительных:

           1. Игра «Какое варенье»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый, бросает мяч, задаёт вопрос. Ребёнок ловит мяч  и кидает обратно, при этом отвечает на вопрос.

Как называется варенье из вишни?- Вишнёвое.

Как называется варенье из яблока?- ...

Расширение объёма словаря и развитие слуховой памяти:

           1. Игра «Передай другому и скажи»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал в огороде…огурцы», кидает мяч ребенку. Ребёнок повторяет фразу целиком и добавляет своё слово-овощ: «Я собрал в огороде огурцы и помидоры».

Расширение объёма словаря, закрепление представлений о предметах:

           1. Игра «Угадай по описанию»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый кидает мяч, при этом называет признаки предметов: «Красный, круглый, сладкий, растёт на грядке». Ребёнок отвечает, бросает мяч обратно.

Расширение объёма словаря, развитие речевых ассоциаций:

           1. Игра «Ассоциации»

Оборудование: мяч

Ход игры: Взрослый начинает игру, кидает мяч и называет любой признак предмета. Ребёнок-ловит мяч и добавляет слово, обозначающее предмет с этим признаком.

Красный- (ребёнок) грузовик.

Высокий- человек.

Голубая-

        Обогащение словаря дошкольника, имеющего нарушения в речевом развитии, процесс долгий, требующий от ребёнка концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интересней возможно! Нужно только взять в руки весёлый, яркий, звонкий мяч и обучение превратиться в увлекательную игру.

Использованная литература:

  1. Алексеева М.М., ЯшинаВ.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Издательский центр «Академия», 2000;
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб.,2001;
  3. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007;
  4. ШвайкоГ.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы)/Под ред. В.В.Гербовой.-М.,1983;
  5. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей.

Консультации для родителей...

Консультации по ключевым темам истории России

Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Консультации для родителей

1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.2. В консультации раска...